В данной статье описываются трудности овладения грамотой и навыками чтения детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста. А также те предпосылки формирования навыков понимания текста без которых невозможен качественный и количественный скачок в развитии детей. Приведены приемы и описаны техники, помогающие в овладении навыками письменной речи детям, имеющим ЗПР.
Ключевые слова: приемы, младшие школьники, задержка психического развития, нарушения чтения и письма, дисграфия, дислексия.
Аликина Н.В., учитель-логопед
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132
с углубленным изучением предметов
естественно-экологического профиля» г. Перми
Пермский край, Российская Федерация
alikina_nv@school132.perm.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Аннотация. В данной статье описываются трудности овладения грамотой и навыками чтения детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста. А также те предпосылки формирования навыков понимания текста без которых невозможен качественный и количественный скачок в развитии детей. Приведены приемы и описаны техники, помогающие в овладении навыками письменной речи детям, имеющим ЗПР.
Ключевые слова: приемы, младшие школьники, задержка психического развития, нарушения чтения и письма, дисграфия, дислексия.
Дислексия – частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
По мнению ученых, занимавшихся изучением понимания механизма чтения – многоступенчатый психофизиологический процесс, где взаимодействуют все анализаторные системы: речевая, зрительная, речеслуховая. В основе этого процесса лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы.
Из этого следует понимание того, что процесс чтения более сложен, чем устная речь. Возникает он со зрительного восприятия, различения и узнавания буквы, затем происходит механизм соотнесения буквы с соответствующим звуком, что приводит к осуществлению воспроизведения звукового образа слова, его прочитывания, а завершается соотнесением звуковой формы слова с его значением, таким образом, осуществляется понимание читаемого. Данный процесс (чтение) включает в себя две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую (понимание прочитанного).
Междисциплинарные исследования в области нейрофизиологии и психологии в области механизмов чтения, в частности, касающиеся затруднений в процессе чтения у детей с ЗПР, выявили такие особенности: медленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации (Л.И.Переслени, П.Б.Шошин), низкая скорость формирования ассоциативных связей между зрительными и речедвигательными центрами, участвующими в акте чтения (В.И.Насонова). К этому следует добавить низкий темп протекания когнитивных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации (Т.В.Егоров), а также слабость самоконтроля и саморегуляции (Г.И.Жаренкова).
На формирование навыка чтения оказывает влияние затруднение в понимании детьми смысла прочитанного (на уровне слова, фразы, предложения, текста). Это тормозит совершенствование беглости и правильности чтения. А недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп), отрицательно влияют на понимание читаемых текстов (Н.А.Цыпина). Таким образом, самостоятельно справиться с трудностями детям невозможно.
По данным входной диагностики первоклассников, дети данной категории, начинают своё обучение в школе, почти не зная букв, путая их по оптическому и (или) артикуляционно-фонематическому сходству, не в полном объеме владеют фонематическими представлениями, а низкий словарный запас и низкая скорость нейродинамических процессов затрудняют процесс усвоения письменной речи.
За время работы со школьниками, имеющими задержку психического развития, у меня накопилась коллекция идей, которые помогают скомпенсировать (частично или полностью) недостатки чтения и письма.
Приемы по улучшению темпа письма и качества чтения:
1.Много писать под диктовку и списывать.
На этом этапе не важно пока делает ребенок ошибки или нет, просто много-много писать и списывать, чтобы «научиться» навыку и по возможности полюбить этот процесс.
2. Придумывать истории и записывать их, опять пока не важен ни стиль, ни грамотность, только много писать.
3. Писать письма друзьям, родным или педагогам, подписывать открытки. Они могут быть самодельными или купленными в магазине.
4. Деформированные предложения и тексты. Их должно быть много и по возможности со смыслом, чтобы было интересно. На первых порах тексты должны быть элементарными, незатейливыми, с отчетливо прослеживающимися причинно-следственными и временными связями.
А. Составить из слов предложения и записать (Мила, Данил, мяч, играть, в).
Б. Переставь предложения местами, чтобы получился связный текст и запиши по памяти (начиная с 3 предложений из 4-5 коротких слов, постепенно объем наращивается, но по-прежнему зависит от индивидуальных особенностей ученика: темпа, скорости и объема запоминания).
В. Придумай рассказ из данных слов и словосочетаний, запиши его. (Дом, рыженький котик, Женя, миска молока, вечер, мурлыкает).
Г. Найди вторую часть предложения, запомни и напиши.
На карточках двух цветов написаны части предложений, которые сначала прочитываются школьниками, а затем соединяются, читаются еще раз и записываются в тетрадь.
5. Зрительные диктанты по системе И.Т.Федоренко на скорость и время, которые используются в том числе и для чтения.
6. После письма нарисовать рисунок о том, что написал, если ребенок любит этот процесс.
7. Запоминать и писать слова сложной слоговой структуры. Прочитать несколько раз, объяснить малознакомые и трудные слова.
А. Ученики по очереди вытягивают карточку с написанным словом, прочитывают вслух и разбирают (объясняют) смысл слова, затем карточку переворачивают и записывают его в тетрадь. В конце игры проверяют написанные слова.
Б. Расшифровывают слова, которые предъявляются на экране ввиде ребусов, а впоследствии записывают их. Такой способ повышает интерес и способствует развитию мыслительных и языковых операций у данной категории детей.
В. Решение кроссвордов, филфордов помогают увеличивать словарный запас детей с ЗПР, уменьшать проявления семантической дислексии.
8. Рисование по мере чтения небольшого по объему текста. (Ученику предъявляется текст: Возьми лист бумаги. Положи его горизонтально. В центре нарисуй красный помидор. Справа изобрази сладкую, оранжевую морковь. Слева от помидора нарисуй зеленый овощ.) – работа над профилактикой семантической дислексии.
Помимо всего вышеперечисленного использую такие технику как графокоррекция.
Она тренирует умения и навыки, которые нужны для чтения и письма:
Правильная посадка ученика.
Умение следить глазами по строчке и не терять её при чтении и письме.
Правильный захват ручки.
Способность видеть слово целиком.
Формирование выносливости к монотонному труду.
Одновременно решается и целый комплекс психоэмоциональных проблем:
Низкая самооценка и слабый уровень самоконтроля.
Психоэмоциональная неустойчивость.
Расстройство моторно-двигательных функций.
Дефицит концентрации внимания и
гиперактивность
.
Виды работ:
А. Работа с контурной картинкой. Школьник заштриховывает контурную картинку строчками слева направо, стараясь не выходить за пределы контуров, движения руки идут сверху-вниз, переворачивать картинку не следует. Благодаря этому упражнению формируется важное свойство нервной системы - умение вовремя остановиться и переключиться на другое движение. Ведь проблема многих школьников не в том, что они не видят строчки во время письма, а в том, что у них слабо развита способность «остановиться-переключиться» и низкая выносливость к монотонному труду. В процессе раскрашивания контурной картинки улучшается зрительно-моторная координация и микромоторика руки. Регулярные занятия обеспечивают снятие моторных трудностей, которые испытывают дети при письме и чтении.
Б. Чеканка мяча.
Основная задача – отбивать поочередно мяч то правой, то левой рукой. Ноги ставим на ширине плеч, стопы располагаются ровно, а пальцы ног строго смотрят вперед. Очень важно сохранять тело в такой позиции, так как от этого зависит симметричность динамики тела, а также равнозначность его мышечной работы, а значит и импульсов в мозг.
2. Дыхание: нос - рот
Ещё один важный момент при выполнении всех упражнений – дышать следует глубоко, из самого живота (диафрагмальное дыхание), при этом вдох должен быть короткий через нос, а выдох продолжительный через рот.
3. Упражнение «Тучка-Солнышко» для снятия мышечного напряжения в пальцах с одновременным развитием их подвижности. Надо попеременно сжимать и разжимать кулаки. Это упражнение можно выполнять и с утяжелителями на руках. Когда будет освоена техника, то следует добавить эспандер. Это идеальный тренажёр для кистей рук, который к тому же одновременно справляется с задачей по стимулированию мозга.
Таким образом, применение описанных приемов и техник делает коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагога.
Опыт использования в моей практической работе с младшими школьниками с задержкой психического развития приведенных приемов и отслеживание динамики коррекционной работы говорит о положительных результатах, которая прослеживается в динамике развития детей с ЗПР.