Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте. Работа №310262

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

В статье рассмотрены особенности профилактики аутодеструктивного поведения у детей, в подростковом возрасте. Описаны проблемы суицидов, химических и нехимических зависимостей, алкоголизации, наркотизации и других видов самоповреждающего поведения. Показаны особенности формирования аутодеструктивного поведения, определить психолого-педагогические условия эффективности профилактики аутодеструктивного поведения подростка, определить функции аутодеструкции в психологической саморегуляции личности подростка. Дана характеристика особенностей эмоциональной и ценностносмысловой сферы подростков с высоким риском аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте. Предлагается, что эмоциональное состояние подростка и его реакция на психологические травмы и факторы по достижению результата, рассматриваются исходя из их включенности в определенные способы интеллектуальной стратеги.

 

Работа:

УДК

 

"Особенности психолого-педагогической профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте"

Кононенко Карина Витальевна., обучающаяся 1 курса

направления подготовки 61зС, Психолого-педагогическое образование

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Научный руководитель: Ф.И.О., степень, звание

Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

Аннотация. В статье рассмотрены особенности профилактики аутодеструктивного поведения у детей, в подростковом возрасте. Описаны проблемы суицидов, химических и нехимических зависимостей, алкоголизации, наркотизации и других видов самоповреждающего поведения. Показаны особенности формирования аутодеструктивного поведения, определить психолого-педагогические условия эффективности профилактики аутодеструктивного поведения подростка, определить функции аутодеструкции в психологической саморегуляции личности подростка. Дана характеристика особенностей эмоциональной и ценностносмысловой сферы подростков с высоким риском аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте. Предлагается, что эмоциональное состояние подростка и его реакция на психологические травмы и факторы по достижению результата, рассматриваются исходя из их включенности в определенные способы интеллектуальной стратеги.

Annotation. The article discusses the features of the prevention of auto-destructive behavior in children, in adolescence. The problems of suicide, chemical and non-chemical addictions, alcoholism, anesthesia and other types of self-harming behavior are described. The features of the formation of autodestructive behavior are shown, to determine the psychological and pedagogical conditions for the effectiveness of the prevention of autodestructive behavior of a teenager, to determine the functions of autodestruction in the psychological self-regulation of a teenager's personality. The characteristics of the features of the emotional and value-semantic sphere of adolescents with a high risk of autodestructive behavior in adolescence are given. It is proposed that the emotional state of a teenager and his reaction to psychological trauma and factors for achieving results are considered based on their involvement in certain ways of intellectual strategy.

Ключевые слова: Аутодеструктивное, саморегуляция, дезадаптация, алкоголизация, наркотизация, профилактика.

Keywords: Autodestructive, self-regulation, maladaptation, alcoholization, anesthesia, prevention.

Постановка проблемы. В настоящее время аутодеструктивное поведение в целом рассматривается как отражение специфической структуры личности, психотравмирующие факторы, так, А.В. Ипатов (2011) считает причинами аутодеструктивного поведения в этом возрасте психотравмирующие отношения с родителями, дезадаптацию в виде податливости влиянию, социальную дезориентацию и отгороженность, непродуктивные, асоциальные стили взаимодействия с окружающими. Была раскрыта роль специфических изменений эмоциональной сферы. Было доказаното профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте эффективна в условиях работы с ценносно-смысловой сферой личности подростка при включающих просветительскую, консультативную, коррекционно-развивающую работу формировании аутодеструктивного поведения. Для досконального изучения проблемы и профилактики аутодеструктивного поведения подростков, требуется провидение консультативных работ, бесед, в качестве ресурсов повышения значимости личностного роста.

Цель статьи состоит в особенности психолого-педагогической профилактике аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте выявленные особенности эмоциональной и ценностносмысловой сфер подростков с высоким риском аутодеструктивного поведения могут служить основой для дальнейшего изучения возможностей профилактики аутодеструкции в подростковом возрасте

Изложение основного материала исследования.

Понятие аутодиструктивного поведения представляет собой отклоняющееся состояние от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности, то есть способствует саморазрушению организма путем нанесения вреда различными формами аутодиструкций. Аутодиструктивное поведение выражается в склонности к курению, токсикомании, но в целом, данная форма относится к более взрослому возрасту. Подростки, как правило, выражают аутодиструкции в форме употребления наркотиков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, но зачастую прибегают к возможности суицидального поведения и самоубийства [65].

Существуют факторы аутодеструктивного поведения у подростков:

Семейное неблагополучие, социализация в

девиантном

окружении;

Наличие психических расстройств в семье;

Психотравмирующий опыт, получен в результате насилия;

Внутриличностные

проблемы;

Межличностные проблемы.

Многие авторы определяют аутодиструктивное поведение по-разному, например Ц.П. Короленко и Т.А. Донских под аутодеструктивным (саморазрушительным) поведением понимают поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. И.В. Берно- Беллекур , относит к аутодеструктивному поведению и суицид – преднамеренное и осознанное самоубийство [12] .

Для косвенного саморазрушения, подростки часто используют такие методы как, тату, пирсинги, употребление наркотиков, алкоголя, попытки суицида, нанесение порезов на кожу, занятия экстримом, что приводит к зависимостям. Это ещё является способом самовыражения среди сверстников.

Классификаций аутодеструктивного поведения достаточно много (Табл. 1)

 

Таблица 1

 

Основные виды аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте

Общая характеристика

Основные проявления

Основные мотивы

Суицидальное поведение

Поведение, направленное на прекращение жизни

Действия и мысли направлены на суицид

Восприятие ситуации как безвыходной, безнадежной

Несуицидальное самоповреждающее поведение

Намеренное физическое повреждение кожных покровов

Самопорезы, самоожоги, проколы кожи, удары по собственному телу и др.

Восстановить контроль над эмоциями; расслабиться; наказать себя; преодолеть эмоциональную боль

Нарушения пищевого поведения

Манипулирование приемами пищи

Ограничительные диеты, очистительные манипуляции (вызывание рвоты после приема пищи, клизмы, прием слабительных и мочегонных препаратов)

Неудовлетворенность собственным телом; стремление изменить внешний вид и пропорции тела

Безрассудное поведение

Высокорискованное поведение, связанное с переживанием острых ощущений, чувства опасности, нового необычного опыта, сильных эмоций и собственной неуязвимости

Употребление психоактивных веществ; небезопасный секс; намеренное создание ситуаций, опасных для жизни (напр., «зацеперы»)

Почувствовать сильные эмоции; пережить что-то неординарное; проверить себя; доказать что-то себе или другим; почувствовать себя особенным, неуязвимым, избранным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На настоящий момент, аутодестрективное поведение набирает масштаб, унося за собой жизни детей, о чем говорит статистика. Начиная с 2015 года, процент самоубийств увеличивается каждый год на 8 – 15%. А с 2016 года по настоящее время уровень детского саморазрушения удвоился, несмотря на то, что 70% детей растут в благополучных семьях [80].

Употребление алкоголя, наркотиков, налогообложение и другие виды аддиктивного поведения могут привести к психологическому разрушению и регрессу у подростков.

У подростка формируется понимание и отрицание себя, то есть « Изгой», не принятие себя приводит в дальнейшем к аутодеструктивному поведению. Таким образом ребенок обладает склонностью к самоунижению и саморазрушению. Со стороны может показаться, что такие дети замкнуты и не склонны к общению, хотя в глубине души они сильно страдают от нехватки внимания со стороны взрослых или сверстников. Все эти трудности снижают самооценку, препятствуют позитивным эмоциям и взглядам на жизнь, в следствии чего образуется аутодиструктивное поведение подростка, которое может сопровождаться употреблением алкоголя, наркотиков, что вредит здоровья подростка так и суицидом. Эти дети могут казаться замкнутыми и социально неуклюжими, хотя в глубине души они страдают[ 3, 89-91].

Система мер профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте:

- Работа с учащимися;

- Диагностика суицидального риска, риска алкоголизации и наркотизации, проявления созависимости, нервно-психологической устойчивости, направленности ценностных ориентаций;

-Коррекционно-развивающая работа, технологии групповой рабаты, технологии индивидуальной рабаты, что позволяет развивать коммуникативные навыки, умений выходить из конфликтных ситуаций, усилить эмоциональную устойчивость, и приобрести уверенност. в себе;

- Развития лидерских качеств и умений творческого самовыражения;

- Работа с родителями;

- Работа с педагогами.

В нашей работе необходимо учитывать меры психологической профилактики подростков с саморазрушающим поведением, то есть с наличием суицидальных наклонностей, употребления психоактивны веществ в форме алкоголизации, наркотизации, приобщения себя к неформальным культам. Данная работа заключается в профилактике социальной дезадаптации, развития невротических состояний и, как следствие, профилактика парасуицидального, девиантного поведения; помощь в развитии умений заботиться о себе, мыслить самостоятельно, строить удовлетворяющие подростка отношения со сверстниками и взрослыми [80].

Благоприятные результаты, ожидаемые после профилактической работы, заключаются в том, что подросток имеет полную и позитивную самооценку, имеет навыки самостоятельности, способность преодолевать трудности, способность и желание ставить перед собой цели и достигать их, а также развитие навыков общения. Необходимо провести

психологическую диагностику.

Есть несколько направлений психологической профилактики:

Улучшение социальной среды для подростков

Психологическая помощь подростку в решении межличностных проблем

Повышение целостности и чувства собственной значимости у подростка.

Методы работы с подростками: психодрама, тренинги, групповые дискуссии, ролевая игра, анализ проблемных ситуаций, арт-терапия, активизация ресурсных состояний.

Вывод

Аутодеструктивное поведение – вид дивиантного поведения, включающий когнитивный, эмоциональный, ценностный компоненты. Эмоциональные и оценочные компоненты особенно важны в подростковом возрасте. Саморазрушительное поведение в неблагоприятных условиях может быть включено в систему саморегуляции человека как фактор поддержания целостности личности. Некоторые эмоциональные сферы подростков с высоким риском саморазрушительного поведения вызваны, например, семейными проблемами, связанными с насилием.Для профилактики аутодеструктивного поведения подросткам, независимо от половой принадлежности и периода пубертата, необходимо осуществление методов психодрама, тренинги, групповые дискуссии, ролевая игра, анализ проблемных ситуаций, арт- терапия, активизация ресурсных состояний.

Система мер профилактики аутодеструктивного поведения, включающая диагностическую, просветительскую, коррекционно-развивающую работу в условиях общеобразовательного учреждения может быть эффективным средством профилактики аутодеструкции.

 

Литература

1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.

2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 с

3. Васильченко М.В. Психологическое сопровождение подростков группы риска, склонных к кризисным состояниям и суицидальному поведению : дис. ... канд. психол. наук / М.В. Васильченко ; Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т.– Ставрополь, 2009.– 231 с.

4. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] / И.В.Вачков. – М.: «Ось – 89», 2002.– 223 с.

5. Горобец, Т.Н. Аутодеструктивное поведение человека и акмеологические условия его профилактики; дис. … доктора психол. наук 19.00.05 / Т.Н. Горобец ; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].– Москва, 2007.– 826 с.

6. Дворянчиков Н.В, Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних: дис…канд. псих. наук.- М: МГПУ, 2013.- 189 с.

7. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность[Текст] /Зимняя И.А.// Знание. Понимание. Умение. - М., 2006. -№ 1. - 67-74 с.

8. Тормосина, Н.Г. Психологические подходы к ресурсам реабилитации и профилактики аутодеструктивного поведения у подростков [Текст] / Н.Г. Тормосина, Н.И. Медведева // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 26. – С. 59-62. – 0,5 п.л. (лично автором 0,41 п.л.).

9. Тормосина, Н.Г. Исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков средствами психолого-акмеологческого подхода [Текст] / Н.Г. Тормосина // Социальногуманитарные знания. – Москва. – 2011. – №10. – С. 269-275.

10. Тормосина, Н.Г. Психологические ресурсы профилактики суицида у подростков [Текст] / Н.Г. Тормосина // Материалы научнопрактической конференции «Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях» 2-4 октября 2009, г. Астрахань. – 2009.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×