Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.06
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Актуальность воспитания экологического мировоззрения. Работа №231987

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Авторы обосновывают актуальность   воспитания экологического мировоззрения у детей, как основы формирования предметно-пространственной среды личности, доказывают необходимость последовательности и непрерывности экологического образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений.

Работа:

 

Миров В.В.

Главный специалист отдела управления инновационной деятельности Троицкого Института инновационных и термоядерных исследований, Руководитель Студии экологического мониторинга «Фонда Инновационных технологий в образовании Байтик» госква, Россия

Любская О.Г.

доктор медицинских наук, профессор,

РГУ им. А.Н. Косыгина г. Москва, Россия

Якутина Н.В.

к.т.н., доцент

РГУ им. А.Н. Косыгина г. Москва, Россия

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛИЧНОСТИ

 

Аннотация

Авторы обосновывают актуальность воспитания экологического мировоззрения у детей, как основы формирования предметно-пространственной среды личности, доказывают необходимость последовательности и непрерывности экологического образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений.

Ключевые слова: формирование экологического мировоззрения, предметно-пространственная среда личности, экологическое образование, формирование системы экологических знаний.

Keywards: forming of ecological world view, in-spatial environment of personality, ecological education, forming of the system of ecological knowledge.

 

Научно-техническая революция за последние 30 лет привнесла в жизнь людей не только новые технологии, но и существенно усугубила имеющиеся экологические проблемы: загрязнение водного пространства океанов и рек, загазованность атмосферы, вырубка лесов, сокращение пахотных земель, резкое увеличение количества мусорных полигонов и т.д. Несмотря на принимаемые меры, экологических проблем не становится меньше. Более того, они модифицируются. Экологическое сообщество, медики фиксируют отрицательное воздействие на человека тонкополевого излучения мобильных телефонов и приемо-передающих антенн мобильной связи; увеличение видов строительных материалов с повышенным радиационным фоном; возрастание количество районов в мегаполисах с превышающими ПДК токсинов и канцерогенов и т.д. Выделяемые финансовые средства на улучшение и сохранение природной среды не используются должным образом либо их использование не приводит к каким-либо заметным масштабным улучшениям экологической обстановки.

Вместе с тем неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды отрицательно влияет на здоровье человека (это касается как физической, так и духовной стороны жизни). Человечество заходит в экологический тупик – оно понимает, что современные технологии не способствуют сохранению здоровья человека, с другой стороны, оно не может отказаться от достижений научно-технического прогресса. Локальное решение экологических проблем, как уже сказано, не приносит сколь заметных положительных результатов.

Парадоксальная ситуация сложилась на сегодняшний день: одна часть человечества всеми силами борется за сохранение окружающей человека среды, объясняя (порой безуспешно) другой половине негативные последствия научно-технической революции, приводя количественные и качественные факты, подтверждающие катастрофические последствия поспешного внедрения новых технологии без достаточного исследования (и прогнозирования последствий) внедряемого новшества в массовое производство или применение.

Недостаточная просвещенность и непонимание антропогенных экологических проблем современности не позволяет оперативно принимать адекватные меры с целью снижения (в идеале, полной ликвидации) негативных антропогенных последствий для природы. Многие существующие технологии являются не только несовершенными с технической точки зрения, но и опасными для больших территорий и населения (объекты атомной энергетики, промышленные объекты нефтепереработки, мусоросжигательные предприятия, мусорные полигоны и т.д.). Перечисленные объекты в своей деятельности наносят большой вред как природе, так и здоровью людей, порой живущих за сотни и тысячи километров от источника негативного влияния. Проводимые в настоящее время мероприятия по улучшению экологической ситуации (в мегаполисах, разработка экологических технологий), выделение больших финансовых средств не дают ощутимого результата – специалисты констатируют наступающий мировой экологический кризис.

Научно-технический прогресс – объективная закономерность в развитии человеческого социального общества, призванная сделать жизнь людей на Земле более удобной, комфортной и безопасной. Однако, если люди не научатся прогнозировать последствия своей деятельности, то неизбежно среди таких последствий, окажется невозможность существования человека.

Для достижения положительных перемен в деятельности человека в области экологических преобразований самым эффективным является формирование экологического мировоззрения - понимания каждым человеком главенства решения экологических проблем как в отдельном населенном пункте, так и во всем мире, в связи с их жизненно важным значением.

Мировоззрение— это целостная система взглядов на окружающий мир. По мнению ученых [1,2] оно представляет собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде и к самому себе. Мировоззрение включает в свою сферу также убеждения, идеалы, жизненную и научно-теоретическую ориентацию, систему взглядов и ценностей, определяющих направление деятельности и отношение к окружающему миру, способы осознания действительности.

Мировоззрение является одной из главных характеристик личности человека. Оно направляет его жизнь, обуславливает линию поведения, составляет основу решения задач. Основными элементами мировоззрения являются нравственность, эстетические идеалы, экологическая культура. Они формируются в результате индивидуального опыта личности. Именно поэтому формирование личности — это, прежде всего формирование ее мировоззрения.

Экологическое образование и воспитание - целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного и ответственного отношения к природе.

Ребенку с детства прививаются другие приоритеты, более простые, доступные, рассчитанные на движение по жизни человека, как индивидуума (отдельно взятого – ego). И это в какой-то степени верно, но не в отношении вопросов экологии, справедливо рассматривающей неотделимость человека от биосферы. Отступление от этого уже принесло (и приносит по сей день) свои горькие плоды: в мегаполисах это чрезмерная загазованность от выхлопов автомобилей, и последствия для здоровья людей, отравленная зона вокруг мусорных полигонов, количество которых не уменьшается, результаты аварий предприятий атомной энергетики - они весьма плачевны (по данным статистики) [4].

Суть экологического мировоззрения – продукт, произведенный человеком, не должен наносить ущерб как окружающей природе, так и самому человеку - части этой природы (это касается технологий, производства, любой другой деятельности).

Это не говорит о том, что должен остановиться прогресс науки, техники, технологии. Необходимый для достижения требуемых результатов процесс, сопровождающийся негативными экологическими последствиями, должен предусматривать компенсационные экологические мероприятия. Это - реально! Необходимо только осознание важности данных технических мероприятий (вне зависимости от их стоимости - жизнь и здоровье человека бесценно!).

В настоящее время человек не подошел к пониманию необходимости проведения неотложных мероприятий по экологизации своей деятельности [3]. Формирование экологического мировоззрения у детей (как будущих взрослых, специалистов, инженеров, ученых, политических деятелей) – путь к решению экологических проблем на Земле. С какого момента начинается формирование экологических взглядов? С момента устойчивого проявления Сознания у ребенка. По мнению специалистов, это возраст 3-4 лет, первые проявления взаимодействия ребенка в социуме (детский сад).

Дети различных возрастов должны шире вовлекаться в научно-исследовательскую работу по всевозможным аспектам экологии. Совместно с учеными-профессионалами и любителями природы дети сейчас с большим интересом занимаются проблемами состояния окружающей среды, осуществляют экологический мониторинг. Необходима последовательность и непрерывность экологического образовательного процесса, начиная с детских дошкольных учреждений, интенсивная разработка концепции экологического просвещения, образования и воспитания, которая в итоге и станет экологическим мировоззрением для следующих поколений.

 

Литература

Богомолов A. C., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. — М., 1983.

Шелер М. Философское мировоззрение. — В книге: Шелер М. Избранные произведения. — М., 1994.

Белых Л.И., Тимофеева С.С. Мониторинг экологической безопасности: учебное пособие. – Иркутск, ИРНИТУ, 2016.

Федеральная служба государственной статистики

[Офиц

айт].

URL

http

:||

www

.

gks

.

ru

|

(Дата обращения 15.10.2016)

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×