Использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
Использование компьютерных технологий в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.
Использование компьютера на уроках помогает сделать образовательный процесс более целесообразным, поскольку в этом случае происходит вовлечениев познавательную деятельность всех видов чувственного восприятия обучающихся.
Основные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
Содержание:
Использование компьютерных технологий в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий. Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.
Необходимость
использования компьютерных технологий в
современном
образовательном процессе.
К основной особенности современного общества можно отнести ведущее положением информации и невероятную скорость развития средств ее обработки. Последние достижения в области информатики привели к тому, что средства вычислительной техники все плотнее входят во все сферы жизни человека. Таким образом, сложившаяся ситуация создаетвозможности для эффективного использования компьютерных технологий и в системе образования.
По этой причине во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации указаны основные направления применения компьютерных технологий в образовательном процессе. Так, вГосударственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», в качестве одного из основных средств модернизации образовательных учреждений предлагается «оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии»1.
Развитие новых подходов к системе образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества2.В связи с этим важнейшим требованием является эффективность использования компьютерных технологий в современной школе, что подразумевает полную реализацию их возможностей. Применение современных форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и также сами выступают носителями информации, способствуют повышению восприятия и мыслительной активности обучающихся. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся3.
Важность использования компьютерных технологий в процессе образования определяется тем, что с их помощью можно эффективно реализовать следующие возможности:
использование компьютера на уроках помогает сделать образовательный процесс более
целесообразным
,
поскольку в этом случае происходит
вовле
чение
в познавательную деятельность
все
х
вид
ов
чувственного восприятия обучающихся;
многие учащиеся так или иначе отличаются друг от друга как умственными способностями, так и стилем обучения. В этом случае использование компьютерных технологий позволит осуществить индивидуальный подход к каждой категории
обучающихся;
использование современных технологий в образовательном процессе позволит
обеспечить ученика новыми профессиональными навыками
;
усилить мотивацию обучающихся,
уровень самообразования
;
развить творческие способности;
привлечь учащихся к работе
с различными источниками информации;
реализовать мировые тенденции в образовании;
Использование компьютерных технологий в школе приводит к усовершенствованию методов и технологий образовательного процесса. Новые методыразработки учебного материала, основанные на применении современных устройств (компьютерная техника, проекторы, визуальные материалы), повышают эффективность его использования и дают возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса. Тем самым повышается результативность и правильностьпроцессов управления процессом обучения. Многие рутинные процессы подвергаются автоматизации, что делает современную систему образования более гибкой и способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.
Возможности для преподавателя и ученика предоставляемые использованием компьютерных технологий.
В системе преподаватель-ученик компьютер может выступать как универсальный помощник как для каждого участника этого взаимодействия в отдельности, так и использоваться для усовершенствования совместной работы. С одной стороны, для учителя он - автоматизированный классный журнал, средство обработки результатов обучения, а также инструмент, позволяющий находить новую информацию для подготовки к урокам. С другой стороны, для современного ученика компьютер становится неотъемлемым средством для выполнения домашнего задания, способствует развитию самостоятельности. Как для ученика, так и для учителя, использование компьютерных технологий выступает в качестве инструмента, моделирующего реальный мир.
Говоря более предметно, применение компьютера в работе учителя позволяет реализовать следующие возможности:
о
рганизация учебного процесса на уровне класса
, в том числе:
создание оптимального графика
учебного процесса
;
своевременная
диагностика
успеваемости;
итоговый контроль
и
спользование сети Интернет в процессе преподавательской деятельности:
посещение виртуальных библиотек, позволяющих качественно и разносторонне подготовиться к той или иной теме;
поиск наглядных видео и аудио материалов;
в
озможность создания
профессиональной корпоративной среды
или
корпоративной сети
, по существу, являющейся объединением нескольких основных функций и технологий,
интегрирующих
в одну организационную среду
современные базы данных,
электронную почту,
общее
использование информационных ресурсов и обмен текущей документацией.
р
еализация индивидуального подхода к ученикам:
использование визуальных и слуховых информационных средств, позволяющих задействовать все группы учащихся в образовательном процессе;
п
одготовка
элементов
информационной среды
:
использование различных видов
учебного,
демонстрационного оборудования, которое имеет возможность
сопряга
тьсяс компьютером;
разработка учебно-наглядных пособий;
создание мультимедийных презентаций, способствующих более полной подаче и усвоения материала;
Следует также отметить основные функции компьютера, как части информационного обучения с точки зрения его использования учащимися:
источник учебно
гоматериала,
частично или полностью заменяющ
его учителя и книгу
;
наглядное пособие
, позволяющее оперативно выполнять домашнее задание:
выполнение различных тестов и лабораторных работ с использованием компьютерных технологий;
прохождение
on
-
line
курсов и обучающих семинаров;
участие в
on
-
line
олимпиадах и образовательных проектах;
персональное
информационное пространство
, способствующее развитию самоконтроля и самодисциплины.
Изменения, которые входят в процесс обучения в следствии информатизации образования, диктуют необходимость обращения к средствам, обеспечивающиммаксимально полную реализацию их возможностей, открыть для ученика и учителя проход в широкий мир познания, включая диалог культур. В первую очередь, открываются новые перспективы благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.
Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передачаиприемнарасстояниеречиили другихзвуковыхсигналов,изображенийилидругихданныхспомощьюэлектрическогоилиоптического сигналадляпроводнойкоммуникационнойсетисвязиилипосредствомэлектромагнитныхволндля беспроводнойкоммуникационнойсетисвязи»4.
Благодаря телекоммуникации учащиеся получают доступ к разнообразным информационным ресурсам сетей. Создается благоприятная среда для совместной работы над интересующим их проектом с учащимися из других школ, городов, областей, а также из других стран, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобное сотрудничествоведет к развитию мотивации для самостоятельной познавательной деятельности учащихся как на уровне группы, так и индивидуально. Возможность совместной работы стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемыйвопрос, к самостоятельному поиску нужной информации, к оценке результатов собственной деятельности. В этих условиях меняется роль учителя, теперь он выступает в качестве координатора и консультанта, к которому обращаются как к авторитету, владеющему точной информацией, как к эксперту. Таким образом, использование компьютерных коммуникации позволяет ученику самостоятельно создавать индивидуальный взгляд на происходящие в окружающем мире события, лучше осмыслять многие жизненные процессы и явления и подходить к их исследованию с различных точек зрения, и наконец, понять, невозможность решения некоторых проблем только самостоятельными усилиями. Все это приводит к формированию элементов глобального мышления.
Основные свойства компьютерных технологий для использования в процессе обучения.
Можно выделить основные свойства компьютеров, позволяющие эффективно их использовать в процессе образования5.
Возможность визуализации учебных материалов
.
Очевидно, что в современном мире
п
роисходит усиление механизмов имитации окружающей среды.
Использование компьютерных программ, которые могут создавать графические изображения, позволяют обеспечить
поддержк
у
обучающимся в визуальном представлении
исключительно абстрактных процессов и процедур.
Различные виды диагностики уровня знаний учащихся
.
Контролируя
работу обучаемых
на
различн
ых этапах
, можно определить
степень
понимания ключевых концепций или овладения основными навыками.
Исправление недостатков и восполнение пробелов.
Проведение диагностики на всех этапах образовательного процесса позволяет выявит пробелы и неточности в понимании материала. Таким образом
учитель может
сконцентрировать работу на тех областях, которые
требуют дополнительного внимания
.
Возможность осмысления опыта прошлых лет
.
Компьютерные технологии позволяют хранить информацию
(тесты и записи прошлых лет, работы сверстников, ранние обучающие программы
)
и предоставлять
ее
обучающимся
. Это
мож
ет
содействовать систематическому осмыслению того, что они
запомнили
, и
увидеть
процесс
собственного обучения
.
Поддержка памяти.
Предоставляя
студентам широкий доступ к работе с компьютером и обеспечивая их соответствующими механизмами поиска, можно дать обучаемым веру в собственные силы, чтобы обеспечивать большую селективность и концентрацию на том, что они попытаются запомнить в то или иное время, поддерживая таким образом большую познавательную экономию со стороны обучаемого.
Опора.
Отслеживание
успех
ов
в обучении и поддерживая диалог с
учеником
, можно
постоянно
изменять уровень
поддержки
,
необходимой
обучаемым.
Создание гипотетических ситуаций.
Предоставление возможности
обучаемым
реализовывать
нереальные ситуации в имитационном моделировании или нарушать законы в символических системах суждений,
позволяет студентам
получ
ить
возможность
изучить
фундаментальные принципы, на которых
основываются
формальные научные,
логические,
математические и другие модели.
Путешествие во времени.
Возможность
"путешеств
ия
во времени"
с использованием различных
имитаци
й
и базах данных,
позволяет
помочь
учащимся
лучше понять себя,
обратить внимание
на основны
е
вопрос
ы
хронологии и причинности.
Автономия.
Учитывая образ мысли и
точку зрения обучаемого при
создании
учебных программ,
создается возможность для передачи ему большего
контрол
я
над
уровнем
воздействия внешних факторов на процесс обучения.
Избыточность.
Предоставляя одни и
те же учебные материалы с использованием различных элементов
информационной среды
, раз
личные
группы
учащихся
с
разнообразнымиспособами
восприятия знаний и предпочтениями к среде могут изучать одно и то же содержание учебного плана.
Мотивация.
Изучая проблемы
внутренней и внешней мотивации
учеников
на основе образовательной компьютерной программы и конфигурации образовательных интерфейсов, можно
повысить
мотивацию такими
способами
, которые зависят от индивидуальных
возможностей
обучаемого.
Групповая работа.
Создание групповой работы с использованием современных компьютерных технологий
для поддержки состязательной, совместной или взаимодополняющей деятельности,
позволяет
обучаемым работать
в коллективе
и перенимать друг у друга навыки обучения более высокого
уровня
.
Интеграция знаний.
С помощью
хронологического подхода
созданию учебных компьютерных программи намеренному
включ
ению
соответствующи
х
элемент
ов
избыточности средств обучаемому предоставляется возможность интегрировать различные знания,
полученные им в различные периоды образовательного процесса
.
Доступ.
Использование разнообразных
вспомогательны
х
элемент
ов
и
интерфейс
ов
и предусматривая автономию и
собственный
ритм работы
учащегося
, можно
привлечь к процессу обучения тех студентов
, которые не в состоянии пользоваться традиционными способами обучения в классе из-за особых обстоятельств социального или физического характера.
Таким образом, использование компьютера в современной школе создает перспективы для усовершенствования всего образовательного процесса. Бесспорно, что мультимедийные технологии обогащают познавательный процесс, позволяют сделать обучение более эффективным. Компьютерные технологии постепенно превращают учебную наглядность из статической в динамическую, то есть все чаще появляется возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Именно эта способность к моделированию процессов, которые развиваются во времени, интерактивно изменять параметры этих процессов, очень важное дидактическое преимущество мультимедийных обучающих систем. Кроме того, многие образовательные задачиограничены тем, что демонстрацию исследуемых вопросов и явлений невозможно провести в классе, в этом случае средства компьютерной техники являются единственно пригодными для этой цели на сегодняшний день.
Все эти факты ведут к необходимости использования компьютерных средств в школе в условиях реализации ФГОС. Соблюдение приведенныхв данном курсе методических указаний и рекомендаций позволит действительно добиться увеличения показателей уровня качества знаний обучающихся, интенсифицировать процесс образования, развить логическое мышление и ассоциативную память школьников.
Рекомендуемая литература:
Портал информационно-коммуникационные технологии
http://www.ict.edu.ru/
Е.В. Камелина. Применение ИКТ в образовании. Сборник трудов конференции. Йошкар-Ола, 2016 г.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.
Стратегия развития информационного общества в РФ .
http
://
d
-
russia
.
ru
/
wp
-
content
/
uploads
/2016/12/2016-
strategia
_
IO
_
proekt
_
dec
.
Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020 скачивается с сайта
http://минобрнауки.рф/документы/3409
http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/12/2016-strategia_IO_proekt_dec.pdf
Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного образования: автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2006
http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-fts-rossii-ot-07092012-n-208-r/
А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий»
government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf