Особую роль в воспитании такого человека играет современная школьная библиотека. Профессиональная деятельность педагога-библиотекаря состоит из педагогической и библиотечно-информационной работы. Деятельность педагога-библиотекаря по реализации ФГОС ориентируется на решение таких социально важных задач:
· создание условий и сопровождение читательского развития обучающихся;
информационное обеспечение профессионального совершенствования педагогов; активизация их творческого потенциала, повышение уровня профессиональной компетенции
образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом осознанную потребность в повышении уровня знаний в течение всей жизни.
Возрастающий объем информации и знаний главной целью образования ставит готовность учащихся к жизни в быстро меняющемся мире. Сегодня самообразование и саморазвитие личности является приоритетным направлением в образовании. Новая система образования направлена на умение учащихся быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать и обобщать информацию. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом осознанную потребность в повышении уровня знаний в течение всей жизни.
Особую роль в воспитании такого человека играет современная школьная библиотека. Профессиональная деятельность педагога-библиотекаря состоит из педагогической и библиотечно-информационной работы. Деятельность педагога-библиотекаря по реализации ФГОС ориентируется на решение таких социально важных задач:
создание условий и сопровождение читательского развития обучающихся;
информационное обеспечение профессионального совершенствования педагогов; активизация их творческого потенциала, повышение уровня профессиональной компетенции;
формирование информационной культуры личности, содействие развитию информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса;
организация свободного доступа к фондам библиотеки, актуальным информационным ресурсам в традиционном и цифровом форматах;
организация интеллектуально насыщенного досуга участников образовательного процесса;
содействие формированию культурной идентичности, гражданского и патриотического самосознания личности;
защита обучающихся и воспитанников от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития.
В соответствии с этими задачами, определены основные направления библиотечно-педагогической деятельности: урочная деятельность, внеурочная деятельность, досуговая деятельность, проектная и научно-познавательная деятельность.
В связи с этим, одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечного фонда и обеспечение обучающихся необходимой литературой. В данный момент наша школьная библиотека обеспечена учебниками и учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебными пособиями по всем учебным предметам основной образовательной программы, что составляет более шестнадцати тысяч экземпляров. Фонд дополнительной литературы составляет около пятнадцати тысяч экземпляров. Каждый год наша школьная библиотека пополняется новыми экземплярами художественной, справочной, научно-познавательной, методической и др. литературой. В нашей библиотеке находится компьютерная зона с выходом в Интернет, имеется ксерокс и принтер. Но мы не ограничиваемся только имеющимся у нас фондом. В нашем районе налажен обмен учебной и дополнительной литературой с другими школами. Ресурсы Интернета используются для развития школьников и расширения их кругозора.
Фонд школьной библиотеки учитывается учителями при составлении рабочих программ по предметам. В этом году, например, наша школа приняла в свои стены детей с ОВЗ и детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Для организации образовательной деятельности были закуплены методическая литература, учебники и рабочие тетради для учителей и учащихся. Библиотечный фонд содержит все произведения художественной литературы по программам, позволяет учащимся получить своевременную помощь при выполнении различных видов домашних заданий. Педагог-библиотекарь помогает пользователям на различных этапах работы с информацией: поиска, отбора и обработки, представления. Большую помощь в этом оказывает алфавитный и систематический каталоги. С 1 по 9 классы происходит формирование информационной культуры учащихся по программе курса «Основы библиотечно-информационной грамотности». На этих уроках педагог-библиотекарь учит написанию аннотаций и отзывов о прочитанной книге, знакомит с различными видами каталогов в библиотеке, учит детей поиску информации, умению оценивать степень достоверности этой информации. Это, безусловно, очень важный аспект в процессе адаптации ученика в современном информационном пространстве.
Педагог-библиотекарь оказывает информационную поддержку проектной и исследовательской деятельности учащихся. За несколько предыдущих лет библиотека была пополнена методической литературой по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся, которая постоянно пользуется спросом у преподавателей. В читальном зале наряду с техническими средствами, которые предоставляют возможность ученикам делать свои исследовательские проекты, собрано определённое количество брошюр, вышедших в серии «В помощь исследовательской работе учителя и ученика». Это «Памятка для учащихся, занятых самостоятельной исследовательской работой»; «Оформления реферата», «Рекомендации для школьников» (по подготовке к защите исследовательских проектов). В помощь учащимся и учителям в библиотеке регулярно составляются тематические, аннотированные, библиографические списки, которые дают возможность быстрого поиска необходимой литературы при подготовке исследовательского проекта.
Осуществить поставленные федеральным государственным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки. Фонд школьной библиотеки способствует качественной организации внеурочной деятельности как преподавателями школы, так и педагогом-библиотекарем. Так, например, реализация программы внеурочной деятельности в начальной школе «С книгой я дружу», предполагающая обращение ко многим литературным произведениям, не возможна без использования литературы школьной библиотеки и медиа-ресурсов. Педагог-библиотекарь при реализации основных направлений внеурочной деятельности использует различные виды работы: олимпиады, игры, викторины, литературные часы, разнообразные формы выставок и экскурсий, кружки и т.д. Продвижение и поддержка чтения невозможна без знакомства с новыми книгами и их рекламы. Поэтому после получения новой литературы в библиотеке оформляется выставка из полученных книг, создаются буклеты, презентации с их рекламой. Причем, набор информации о книге может собрать как библиотекарь, так и сами читатели, используя ресурсы Интернета. Здесь можно помещать иллюстрации, сведения об авторе, интересные высказывания о книге из разных сайтов сети Интернета. Использую также такие виды работы с книгой, как составление презентаций к книгам, викторины с использованием анимационных эффектов, кроссвордов и слайд-кроссвордов. Это очень интересная и к тому же кропотливая работа, которая требует умения владеть информационными технологиями, навыка работы в различных программах. Прежде чем провести мероприятие по творчеству писателя, составляется список всех его произведений и вывешивается в каждом классе. Дети приходят в библиотеку и берут книги для чтения. Даже после проведения занятия, заинтересованные творчеством этого писателя, поток учащихся за книгами не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Например, после проведения литературного часа в 7-х классах «Чтобы помнили…», посвящённый творчеству А.И. Приставкина, многие учащиеся перечитали его произведения «Ночевала тучка золотая», «Кукушата», «Солдат и мальчик». Очень приятно слышать от старшеклассников, которые говорят: «Я хочу прочитать не краткое содержание, а первоисточник!». Каждый год в нашей школе проводится «Праздник книги», в котором участвуют ученики из разных классов. На этом празднике дети читают стихи, показывают инсценировки различных произведений, участвуют в викторинах.
Эти мероприятия, пропагандирующие книги, стимулируют интерес к ним, способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей, воспитывают и закрепляют у школьников потребность и привычку к чтению и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.