Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах | Елена Валерьевна Тлюняева. Работа №305800
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с имеющимися элементами соревнования, непосредственности, естественного интереса. Вполне естественно, что именно в игре следует искать скрытые возможности для успешного усвоения учащимися математических идей, понятий, формирование необходимых умений и навыков. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, максимально развивая их способности. Игра воспитывает чувство ответственности, коллективизма. Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом и для его закрепления, для повторения ранее приобретенных представлений и понятий, для полного и глубокого их осмысленного усвоения, формирования вычислительных, графических умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. Систематическое использование игр повышает эффективность обучения.
Дидактическая игра «Больше? Меньше? Равно?»
Тема: Сложение и умножение натуральных чисел (5 класс).
Цель: формировать умения сравнивать натуральные числа, а также умения выполнять сложение и умножение натуральных чисел.
ХОД ИГРЫ
Лист разрезается на карточки. Получается два набора карточек. Примеры на карточках первого набора в темных рамках (на сложение), примеры на карточках второго набора в светлых рамках (на умножение). Играют вдвоем с одним из наборов.
Первый вариант
Каждый вынимает из конверта по одной карточке и решает пример. Тот, у кого получится в ответе большее число, забирает обе карточки себе (если получились равные числа, обе карточки откладываются в сторону). Так играют до тех пор, пока не используют все карточки. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.
Второй вариант
Каждый берёт себе по 8 карточек и ищет среди них пары (примеры с одинаковыми ответами), выигрывает тот, кто найдёт больше пар.
200+900
6203+541
324+0
523+97
711+121
456+644
765+689
1002+2890
2564+881
253+451
976+2021
2000+997
7069+2217
0+234
8654+540
9014+170
154*8
2009*2001
39*57
604*75
207*305
58789*0
3754*247
56669*1241
5400*38000
247*9
2007*2008
5663*478
301*11
77*16
3698*0
11*31
Дидактическая игра «Домино с примерами»
Тема: Вычитание и деление натуральных чисел (5 класс).
Цель: создать условия для проверки умений выполнять вычитание и деление натуральных чисел.
ХОД ИГРЫ
Лист разрезается на карточки по пунктирным линиям. Получается два набора карточек. Наборы отличаются друг от друга тем, что в первом из них посередине каждой карточки проходит светлая полоса, а во втором — тёмная.
Играют вдвоём. Каждый играющий, не глядя, берёт себе из конверта по 3 карточки из указанного учителем набора. Первой выкладывается карточка с пустой клеткой слева. Если такой карточки нет ни у одного из играющих, то они берут ещё по одной карточке, и так до тех пор, пока у кого-то из них не окажется карточка с пустой клеткой слева. Далее карточки выкладываются так, чтобы получились верные равенства. Делая ходы по очереди, дети выкладывают нужные карточки, а если такой карточки у играющего нет, он берёт новую карточку из конверта, если и она не подходит, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше выложит все свои карточки.
84:6
= 205
8517 : 17
= 444
687 – 87
= 299
22678 - 6587
= 9332
216:12
= 28
180909 : 9
= 52322
4567 – 656
= 98
13400 : 200
= 45
9963 : 27
= 47219
879 - 435
= 14
57869 - 5547
= 600
7585 : 37
= 501
11172:114
= 18
91793 : 307
= 3911
1440 : 32
=16091
9879 - 547
= 67
54678 - 7459
= 369
1092 : 39
= 20101
Дидактическая игра «Математические турниры»
Тема: Умножение и деление десятичных дробей (6 класс).
Цель: создать условия для проверки у учащихся умений выполнять умножение и деление десятичных дробей.
ХОД ИГРЫ
Проверку навыков в решении примеров и задач по определенной теме можно провести в виде турнира.
Математические турниры проводятся в конце урока, когда учащиеся уже немного устали. На проведение турнира отводится 15—20 мин. Класс делится на две команды. Каждой команде предлагаются две-три несложные задачи или пять-шесть примеров.
Через определенное время (6—8 мин) каждый ученик должен записать в тетрадь решения задач или примеров своей команды и уметь их объяснить. Допускаются консультации внутри команды. Затем начинается турнир.
Капитан первой команды называет учеников из второй команды для участия в турнире. То же самое делает капитан второй команды. Первая пара названных учеников обменивается задачами или примерами своей команды (по выбору), идет к доске и начинает решение. Если позволяет площадь доски, можно сразу вызвать три пары. По окончании объяснений к доске идут следующие три пары и т. д.
Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит большее количество задач или примеров другой команды. За ответами следят все ученики. Арбитром выступает учитель. Приводим пример заданий одной из команд.
Найдите произведение пяти целых семи десятых и нуля целых трех сотых.
Найдите квадрат нуля целых девяти десятых.
Решите уравнение 45,9* х = 0,0459.
Найдите частное двух целых восемнадцати тысячных и нуля целых трех сотых.
Найдите частное четырех целых восьми десятых и нуля целых одной сотой.
Дидактическая игра «Математическая эстафета»
Тема: Действия с десятичными дробями (6 класс).
Цель: создать условия для проверки у учащихся умений выполнять действия с десятичными дробями.
ХОД ИГРЫ
Заблаговременно готовятся карточки с числовым выражением, нахождение значения которого требует выполнения нескольких арифметических действий. Если в классе три ряда парт, за которыми сидят семь человек, то для организации одновременной работы всех учеников необходимо подготовить три варианта карточек с аналогичными примерами. Действий в составленных примерах должно быть столько, сколько учеников сидит в одном ряду.
Учащийся каждого ряда выполняет одно действие, записывает ответ и передает карточку учащемуся, сидящему с ним рядом. Тот, в свою очередь, после выполнения второго действия передает карточку следующему за ним и т. д. Карточка с последней парты передается на первую парту. Каждому школьнику в этом случае придется выполнить одно действие. От правильности выполнения действий зависит успех всей команды. Побеждают учащиеся того ряда, в котором раньше решат пример и получат правильный ответ.
Приведем пример карточки для одной из команд.
Выполните действия:
(3,42:0,57*9,5-6,6) : ((4,8-1,6)*(3,1+0,05))
Действия
Запись ответа
1
2
3
4
5
6
7
Дидактическая игра «Лучший счетчик»
Тема: Натуральные числа и шкалы (5 класс).
Цель: создать условия для проверки умений выполнять арифметические операции над натуральными числами.
ХОД ИГРЫ
По просьбе учителя каждый ученик дома придумывает 3—4 примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «счетчик», защищающий честь своего коллектива. Члены других команд предлагают ему свои примеры до тех пор, пока он не собьется. Тогда его сменяет следующий «счетчик» из той же команды. Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счетчиков», решивших наибольшее количество примеров.
Такую игру удобно проводить в начале урока, в качестве своеобразной разминки.
Дидактическая игра «Зажги салют»
Тема: Проценты. Решение задач на проценты (6 класс).
Цель: создать условия для формирования умений решать задачи на проценты.
ХОД ИГРЫ
Каждый ряд - это команда. Команде вручается конверт с карточками; на первой парте раскладываются "звезды" произвольной формы (из цветной бумаги), на обратной стороне которых написаны ответы. На доске нарисованы 3 "куста" с "ветками" по количеству карточек. Команда, решив задачу, ищет "звезду" с ответом и прикрепляет её на "ветки" с помощью магнита.
Выигрывает та команда, которая первая "зажжет салют".
Карточки с заданиями.
Выразите в процентах число ноль целых четыре десятых.
Представьте в виде десятичной дроби ноль целых восемь десятых процента.
Найдите три процента от трехсот.
Найдите число, тридцать процентов которого равны девяноста.
Найдите восемь процентов от единицы.
Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества, сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?
Дидактическая игра «Математическая биология»
Тема: Десятичные дроби (6 класс).
Цель: создать условия для повторения умений выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
ХОД ИГРЫ
Перед началом игры класс делится на две команды. Каждая команда получает конверт и выслушивает задание от учителя.
Задание 1.
На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире. Название этих черепах зашифровано в примерах:
Задание 2.
На Земном шаре обитают птицы - безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах.
Применяя прием последовательного деления, найдите частные: 4,5 : 1,8; 3,15 : 0,15; 4,2 : 2,8; 36 : 0,8; 21 : 0,15; 60 : 2,5; 4,25 : 2,5; 490 : 14.
Заменив частные буквами, вы прочтете название птиц-метеорологов. Ответ: фламинго.
Фламинго строят из песка гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании его делают углубления, в которые складывают яйца. Если лето будет дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если засушливым - то более низкими.
Дидактическая игра «Математическое лото»
Тема: Умножение и деление натуральных чисел (5 класс).
Цель: создать условия для обобщения знаний и умений умножать и делить натуральные числа.
ХОД ИГРЫ
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7—8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Приведем пример карточек и большой карты.
22 385
780
205
630
5
8928
Дидактическая игра «Инопланетянин»
Тема: Арифметические действия с десятичными дробями (6 класс).
Цель: создать условия для формирования у учащихся умений выполнять действия с обыкновенными дробями.
ХОД ИГРЫ
Класс делится на группы по 4 человека. Учитель проецирует изображение инопланетянина на доску или вешает плакат. Каждому ученику в группе выдается карточка с указанием числа и действия (+, , : , *), которое нужно выполнить с числами, записанными на костюме инопланетянина. Контрольное число сумма полученных результатов. Выигрывает та группа, которая быстрее всех закончит вычисления.