Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Дополнительная образовательная программа Художественной направленности" | Сафина Гузель Ракиповна . Работа №302524

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Новизна  программы

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

Актуальность программы:

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гар­моничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.                                                                                                                              Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.  

Цель программы:

Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству.

Дополнительная образовательная программа

Художественной направленности

«Растишки» для детей 5-6 лет

Пояснительная записка.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности,  заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 5-6 лет.

Новизна  программы

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

Актуальность программы:

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.                                                                                                                              Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.  

Цель программы:

Прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству.

 

                                                  Задачи:                                                                     Образовательные:

·         Обучить детей танцевальным движениям.

·         Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

·         Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

·         Формировать умение ориентироваться в пространстве.

·         Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

·         Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

·         Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

·         Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

·         Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

·         Развивать творческие способности детей.

·          Развить музыкальный слух и чувство ритма.

·         Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

·         укрепление здоровья детей.

  Программа рассчитана на один год обучения: для детей старшей группы (5-6лет). Занятия проводятся один раз в неделю: -30 минут.

Форма обучения – групповые и индивидуальные занятия. Отбор детей проводится в соответствии с индивидуальными  особенностями детей.

Учебный материал включает в себя:

- Музыкально-ритмические занятия.

- Элементы народного танца.

- Элементы детского бального танца

- Элементы историко-бытового танца.

- Элементы эстрадного  танца.

Занятия в кружке направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально - тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал. Но при этом ошибочно рассматривать отдельные разделы, как наиболее ответственные и главные, т.к. освоение программы зависит от общей суммы знаний и навыков. Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.

 Занятие состоит из трех частей:

·         Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(3-5 минут)

·         Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала,    повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций). (20минут)

·         Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

Изучение программы начинается с несложных движений и заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году.

Особое внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. В течение всего года дети занимаются ритмикой, детскими бальными, историко – бытовыми, доступными народными танцами и изучают элементы классического танца. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.

 

Предполагаемый результат.

 

К концу первого полугодия дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения  рук, позиции  ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.

Во втором полугодии дети должны закрепить знания и навыки и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.

Участники кружка должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.

Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях детского сада,  в концертах, фестивалях, конкурсах.

 

          Условия реализации программы.

                                                                                                                            Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:

·         Светлый и просторный зал.

·         Музыкальная аппаратура.

·         Тренировочная одежда и обувь.

·         Сценические костюмы.

·         Реквизит для танцев.

Тематический план.

Группа детей от 5 до 6 лет

Название раздела

Тема занятий

Количество часов

1

Вводное занятие

«Давайте познакомимся»

 

1

2

Музыкально ритмические движения

«Здравствуй сказка»

 

4

 

 

«В коробке с карандашами»

 

4

 

 

«На птичьем дворе»

 

5

 

 

«Зимняя сказка»

 

5

3

Элементы русского танца

«Во саду ли в огороде»

 

5

4

Детский бальный танец, ритмика.

«Приглашение к танцу»

 

5

 

 

«Я хочу танцевать»

 

5

5

Элементы эстрадного танца

«Давайте построим большой хоровод»

 

5

 

 

итого

39

 

Содержание программы. 

Группа детей от 5 до 6 лет

Тема № 1 «Давайте познакомимся»     

Занятий 1   Теоретические 1  

Знакомство с детьми. Приветствие. Что такое танец. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных номеров.

Тема № 2 «Здравствуй сказка» 

Занятий 4 Практические – 3 Теоретические – 1  

Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I .свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка. Упражнять детей согласовывать свои действия с музыкой. Исполнять движения соответственно темпу, ритму и характеру музыкального сопровождения. В раздел входят музыкальные игры, упражнения, отражающие в движении характер, динамические оттенки музыки.

Тема № 3 «В коробке с карандашами» 

Занятий 4 Практические – 3  Теоретические – 1 

В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в современном танце. Изучение лексики современного танца, доступной дошкольникам. Танцевальная композиция «В коробке с карандашами»,  игра «Скорый поезд»,  игра «Музыкальные ворота»,  игра «Путник», партерная гимнастика («Карандаши», «бабочка», «Солнышко», «Буратино», «Складочка»).

Тема № 4 «На птичьем дворе»  

Занятий 5 Практические – 4 Теоретические – 1  

Игровые технологии: сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжение и развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух.

Танцевальная композиция «Танец утят», игра «Цыплята и ворона», танец-игра «Ку-чи-чи». Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед»).

Тема № 5 «Зимняя сказка» 

Занятий 5 Практические – 4 Теоретические – 1

Цикл ритмопластики является основой для развития чувства ритма, мышечного чувства, двигательных способностей детей. Включает в себя общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжку мышц, развивающие эластичность суставов, дыхательные и на укрепление осанки. Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы. Танцевальная композиция «Тик так – тикают часы», танцевальная композиция «Зимушка - Зима», танцевальная композиция «Замела метелица», танцевальная композиция «Снеговик и ребята», игра «Круг дружбы»,  игра «Домик» . Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка», «Сидит дед»).

Тема № 6 «Во саду ли в огороде» 

Занятий 5 Практические – 4  Теоретические – 1

Знакомство детей с особенностями русского народного  танца, формировать правильное исполнение танцевальных движений. Притопы одинарные, двойные, тройные. Полу присядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. Кружения. «Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом. Ходы – простой с носка, «елочка», шаркающий шаг. Танцевальная композиция «Порушка - пораня», танцевальная композиция «Во саду ли, в огороде», танцевальная композиция «Субботея», танцевальная композиция «Во кузнице». Игра «Заплетися мой плетень», игра «Танец ткачей», игра «Веселый оркестр».

Тема № 7 «Приглашение к танцу»

Занятий 5 Практические – 4 Теоретические – 1 

Развитие основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные движения,  принятые в детском бальном  танце. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность, развивать творческие способности детей. Полька «Забава»,   «Танец огня»,  танец «Джайв», игра «Давайте потанцуем», игра «Музыкальные змейки», игра «одинокий путник». Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

Тема № 8 «Я хочу танцевать»

Занятий 5 Практические – 4  Теоретические – 1 

Развитие основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные движения,  принятые в детском бальном  танце. Формировать пластику, культуру движения, их выразительность, развивать творческие способности детей. Обучить детей танцевальным движениям вальса, научить «чувствовать» пару. Развивать воображение, фантазию. Формировать навык «легкого шага». Вальс «Дружбы», вальс «Сказки Венского леса», игра «Магниты», игра «Ромашки»,  игра «Бабочки». Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

Тема № 9 «Давайте построим большой хоровод»

Занятий 5  Практические – 4 Теоретические – 1 

В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в эстрадном танце. Обучение детей движениям современного танца. - Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной  фразы. Танцевальная композиция «Давайте построим большой хоровод», танцевальная композиция «Королева красоты», танец «Букашки»,  танцевальная композиция «Спор овощей»,  игра «Домики», игра «Будь внимателен», игра « А, ну-ка, покажи».

 

Методическое обеспечение программы

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:

- принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому        участнику кружка.)

- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)

- принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)

- игровой принцип (занятие стоится на игре.)

- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.)

- принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)

- принцип наглядности (практический показ движений.)

Ведущими методами обучения детей танцам являются
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ)
объяснение методики исполнения движения
Таким образом, основные методы, применяемые при обучении 
• качественный показ
• словесное (образное) объяснение
• повторение

Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить танцевальность.

Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу сценического поведения, проявляют свою индивидуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.                  Облап С. М. Мастерство хореографа. Курс лекций. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры, искусств и дополнительного образования. – Томск, 2012. – 152 с.

2.                  Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2011. - 472 с.

3.                  Адеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония. Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков. Учебное пособие. - СПб.: "Композитор", 2010. -  52 с.

4.                  Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа. - СПб.: «Композитор», 2010. - 20 с.

5.                  Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.: Гном-Пресс, 2000 г. – 64 с.

6.                  Андерсон Б. Растяжка для каждого/ Пер. с англ. О.Г. Белошеев. М.: ООО «Попурри», 2002 г. – 224 с.

7.                  Коркин В. П. Акробатика.— М.: Физкультура и спорт, 1983.— 127 с.

8.                  А. И. Рябчиков. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии. М.:  Детство-Пресс, 2009 г. – 288 с.

9.                  Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении.  – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×