Формирование базовой гендерной идентичности посредством фольклора у детей младшего дошкольного возраста.

Автор: Данилова Нина николаевна

Формирование базовой гендерной идентичности посредством фольклора у детей младшего дошкольного возраста.

Гендерный подход в педагогике на современном этапе рассматривается как один из важных составляющих личностного (индивидуального) подхода в воспитании и обучении, условие создания благоприятной среды для всестороннего развития личности и реализации ее природного потенциала (И.С. Клецина, О.А. Константинова, А.В. Мудрик, Л.В. Попова, М.Л. Сабунаева, Е.С. Сахарчук, Л.В. Штылева, Л.И. Столярчук и др.).

Федеральные государственные образовательные требования «социально-коммуникативной» образовательной области направляя на «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола…», заставляют педагогов разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, формируя у них основы таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и обществе.

Работа в формировании базовой половой идентичности с детьми младшего дошкольного возраста является актуальной так как уже в этом возрастном периоде дети начинают воспринимать окружающих взрослых и сверстников в соответствии с  гендерными отличиями. Наиболее эффективным и интересным средством в воспитании и обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста является фольклор (Л.Н. Павлова и др.). Таким образом, использование фольклора в формировании базовой половой идентичности у детей младшего дошкольного возраста является современной темой педагогического процесса.

Система педагогической деятельности по использованию малых форм фольклора несущих гендерную идентификацию охватывает:

- отношение в семье;

- отношение к ребенку;

- проявление норм мужского и женского поведения в окружающем.

Фольклор в форме колыбельных песен, пестушек, потешек решает следующие задачи гендерного воспитания:

- Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

- Создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли.

- Сформировать адекватную гендерную модель поведения.

Основные направления педагогической работы в воспитательно-образовательном процессе гендерного воспитания с использованием малых форм фольклора:

1. Организация предметно-развивающей среды.

2. Целенаправленная, системная работа с детьми.

3. Сотрудничество с родителями.

Предметно-развивающая среда:

- Организация игровой площадки:  «Русская изба» с декорациями, предметами бытовой утвари, элементами мужской и женской одежды, аксессуары половой идентичности и т.п.

- Использование индивидуальной современной информационной техники Нетбук для многократного просматривания видеозаписи проведенных праздников, прослушивания потешек в исполнении актеров, педагогов и т.п.

- Картотека фольклорного материала (текстовая, дисковая).

Система работы с детьми по воспитанию половой идентификации посредством фольклора в форме организации образовательных мероприятий, индивидуальных игровых и образовательных ситуаций в режимные моменты.

Формируя у детей гендерные отношения в семье, отношение к ребенку в соответствии с половой индентичностью посредством фольклора, в первую очередь, зависит от выбранного материала. Выбирая материал, в процессе взаимодействия с детьми акцентируется внимание на потешки, которые в тексте имеют имена. Так как имя обозначает половую принадлежность (мальчик или девочка). Подменяя имя в потешке на имя ребенка, он проявляет больший интерес к тексту. Проговаривая имя ребенка с различной интонацией: доброй, ласковой, веселой, задорной, малыш адекватно откликается на оценки его «Я». Доброжелательный тон давал малышу почувствовать, что он любим и значим для взрослого. Дети, внимательно вслушиваясь в текст, осознавая его, способны по просьбе взрослого выполнить действия героев потешки. Схему поведения персонажей потешки дети переносят в игровую ситуацию в соответствии с половой идентичностью: девочки примеривают наряды, любуются собой, проявляют заботу о близких; мальчики пахари на тракторах, привозят на лошади корм для скота, катают в тележке девочек, забавляя и веселя их.

Потешки с именами детей формируют начальные стадии самооценки. Например, в потешке «Ах, поет, поет Соловушка!..», заменяется слово «Соловушка» на имя ребенка, тем самым, малыш оценивается как самый «Молоденький, хорошенький, пригоженький». После такой оценки взрослого, как правило, малыш меняет свое поведение. Старается быть самостоятельным, послушным (пусть не надолго). Конечно, такое поведение ребенка замечает взрослый и снова положительно оценивает его действия. 

Во второй половине дня читая потешку:

Ой, качи, качи, качи.

К нам приедут торгачи.

Станут Кирилла покупать,  (делаю паузу и смотрю на Кирилла)

Мы не будем продавать.

Кирилла мы не отдадим,

Кирилл нужен нам самим. 

Потому что наш Кирилл помощник для маленьких, заботиться о маме так же как папа. Тем самым, хвалю малыша. Кирилл, прислушиваясь к словам, понимает, что его хвалят за конкретные действия.

Задавая вопросы Кириллу: «Кирюша, как папа заботиться о маме, о тебе?», напоминаем ему действия папы для подражания.  Продолжая мотивирующие вопросы: «Кирюша, ты любишь помогать братику?», «Как ты заботишься о маме – подаешь ей сумку, делишься с ней вкусным печеньем?», напоминаем малышу конкретные действия. В последующем малышам в игровой ситуации предлагается вспомнить, как ведет себя папа (мама) в той или иной жизненной ситуации. Таким образом, потешки помогают малышу выбрать поведение в соответствии с полой идентификации.

Эффективное закрепление поведения в соответствии с гендерной идентичностью происходит во время игровой деятельности. Например, в игровой ситуации «Киса, киса» по тексту потешки, в котором описывается взаимоотношение кота с кошкой, формируются нравственные взаимоотношения сначала между животными, а затем по половой ассоциации мамами и папами.

Во время прогулки, обращая внимание детей на гуляющую кошку, сразу используется этот момент:

- Посмотри, вот кошка гуляет вместе с нами. Какие у нее лапки. Как она быстро бегает: топ, топ, топ.

- Давай позовем ее к нам? Киса, иди к нам. Зови ее – киса, киса (попытки ребенка).

- Не идет киса к нам. Тогда мы пойдем к ней.

Идти, держа ребенка за руки, в направлении кошки и читать тест:

Та,та,та,та,та                                  - ритмично

Вышла кошка за кота:                  - ударное слово - кота

Ходит Кот по лавочке,                 - смена высоты голоса на слове - ходит

Водит кошку за лапочки;        - ласково произносить слово – за лапочки

Топы, топы по лавочке                - ритмично – топы, топы

Цапы, цапы за лапочки.               – весело – цапы, цапы,

                                                         крепко зажать ладони – за лапочки.

- Не догнали Кису. Давайте мы тоже погуляем как кошка с котом. Мальчики берите девочек за руки и ведите на прогулку к цветнику. (Повтор фольклорного текста с выразительным интонированием).

Игра повторяется до 4-х раз.

Игровая ситуация «Вари кашу круту», где совершенствуя восприятие у детей ритмического рисунка фольклорного текста, дети знакомятся с действиями женщин/мужчин. Знакомить с игровыми движениями – девочки варят кашу из песка, а мальчики – казачки катаются на лошадках.

Дети вместе с взрослым вышли на прогулку, и разбирают свои игрушки

- Какие игрушки мы сегодня взяли на прогулку? У нас есть …(перечисление). А вот и кастрюлька, значит, кто-то будет варить кашку и угощать.  Кто варит вкуснее всех? Конечно, мамы. А девочки – наши будущие мамы, значит, кашу будут варить… (девочки). Вот ложка. Насыпь песок в кастрюлю. Поставь на «плиту» (лавочку). А теперь будем варить ее да помешивать, чтобы она получилась вкусной, сладкой.

Вместе с малышом делаем круговые движения внутри кастрюли, проговаривая текст:

Гу-ту-ту, гу-ту-ту          - медленно, в ритм круговых движений

Вари кашу круту          - растянуть слово – кру-у-ту-у-у-у

Подливай молочка,      - задорно

Накорми казачка!        - весело.

- Вот и каша сварилась. Хороша каша получилась, как у мамы! Зазывайте казачков, а то они в поле своих лошадок уже выгуляли и проголодались. Большую тарелку для казачка, поменьше тарелку себе.

- Всех накормили? Вот и кашка кончилась. Посмотри, к нам еще гости идут. Им понравилась наша каша. Давай еще варить.

Игра повторяется, только теперь взрослый говорит, а ребенок самостоятельно выполняет игровые действия с небольшой помощью (по необходимости). (Рекомендуется не торопить действия детей, лучше замедлить текст и комментарии).

- Помогай каше вариться. Давай вместе говорить. (Повторное чтение потешки. Дать возможность проговаривать слоги вместе с вами – не торопиться говорить все самим, подождите голосовых реакций от ребенка)

- Всех накормили. Все нам спасибо сказали. Скажи им «пожалуйста».

Сотрудничая с родителями, одна из главных задач являлась познакомить их с разнообразием фольклорного материала, научить  использовать фольклор в обыденной жизни. Для этого наиболее эффективными формами и методами оказались:

- проведение мастер-класс по выразительному прочтению, которое проводилось как непосредственно через общение (если потешка имеет сопровождение движений) или с помощью аудиотехники, которую включала в прихожей. Родители, забирая домой детей, слушали задорную; нежную потешку;

- консультации в форме текстовых методических рекомендаций, помещенных в уголок родительского сотрудничества, оформление фото-репортажей с изображением движений в соответствии с текстом потешки и текстовым сопровождением;

- взаимный обмен информации с помощью электронного почтового адреса, где можно послать индивидуальные методические рекомендации, как текстом, так и видеоматериалом.

Таким образом, фольклор с половой идентичностью активно вошел в содержание воспитательно-образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста.

Рекомендуемые потешки: «Отношение к ребенку»

 

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

 

Ладушки, ладушки.

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала:

Коле – два, Юле – два,

Тане – два. Руслану – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

 

«Отношение в семье»

Чики, чики, чикалочки

Едет мужик на палочке

Сам на кобыле,

Жена – на корове,

Ребята – на телятах,

 Слуги – на собаках,

Кошки – на лукошках.

 

Пошла Оля на базар,

Принесла домой товар.

Родной матушке – платок,

Посередочке – цветок,

Братьям – соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам – лебедицам –

Да по белым рукавицам.

 

Каша из гречки.

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Катенька ела.

 

 «Проявление норм мужского и женского поведения».

Ах, поет, поет

Соловушка!

Ах, поет, поет

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженький.

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Словно яблоко в саду.

 

- Бабушка, Ульяна!

Голова твоя кудрява

Садись-ка в сани

Поедем-ка с нами.

Там на базаре

Коза в сарафане,

Утка в юбке,

Курочка в сапожках,

Корова в рогоже –

Нет ее дороже.

 

Катя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Рекомендуемая литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

2. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии//Общественные науки и современность. / И.С. Клецина - 2002. -№3

3. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. / Под ред. В.П. Аникина, В.Е. Гусева, Н.И. Толстого – М.: «Художественная литература», 1991. – 589с.

4. Шустова Л.П. Гендерный подход в воспитании дошкольников: учебно-методическое пособие / Л.П. Шустова, И. А. Анохина; под ред. Л.П. Шустовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 100с.

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x