Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках физики | Шаробарова Ольга Алексеевна. Работа №274546
Автор: Шаробарова Ольга Алексеевна
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения.
«Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках физики»
Учитель физики: Шаробарова О.А.
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения. Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.
Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп.
Чаще всего выделяются три группы учащихся.
Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.
Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.
Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.
Знание уровня сформированности у школьников умений и навыков помогает учителю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.
Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос
2. Объяснение нового материала
3. Закрепление нового материала
4. Домашнее задание
Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы: пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы: развивать устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия; актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умения самостоятельно работать над заданием; развивать интеллектуальные умений учащихся
Для третьей группы: развивать обобщенный интерес к предмету; сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;