Иновационная деятельность в воспитании. | Щеглова Нина Михайловна. Работа №306026
В статье говорится об "иновационной деятельности",над чем и над какими качествами необходимо работать педагогу,чтобы внедрять новые методы, формы,средства.Педагогу необходимо заинтересовать участников в активном освоении новшества: создать благоприятный психологический климата для стабильной работы, создать атмосферу творчества. Главная цель воспитания - счастливый человек, т.е. мы должны воспитать счастливого человека. Но здесь сразу же возникают проблемы и сложности. Отсутствие положительного опыта жизни и общения в коллективе. И чтобы помочь нашим ребятам научиться управлять собой, нужно выяснить, как же они сами относятся к своему положению в коллективе, своему поведению.
«Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности воспитателя»
Обыкновенно полагается, что люди известного поколения знают,
какими должны быть люди вообще, и потому могут готовить
их к такому состоянию. Это совершенно не справедливо: люди,
во-первых, не знают, какими должны быть люди – могут
в лучшем случае знатьтолько идеал, к которому им свойственно
стремиться, а во-вторых, люди воспитывающие,
если они не мертвы, сами движутся и воспитываются.
Л.Н.Толстой
«Роль инновационной деятельности в работе современного педагога»
Для того чтобы разобраться что же такое инновационная деятельность и каким образом она помогает сформировать профессиональную компетентность воспитателя, мы предлагаем вам отправиться в морское путешествие по волнам инноваций и принять участие в семинаре-практикуме «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности воспитателя». Вы согласны? В самом начале нашего путешествия вы получили маршрутные листы (карту путешествия), на которых отмечены наши остановки. Вы готовы отправиться в плавание? Тогда отправляемся в путь. (Звучит шум прибоя и звук отправляющегося корабля). И вот мы с вами плывём по океану Инноваций.
Что же такое «Инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
К инновационным формам методической работы относятся так называемые деловые игры, мозговые атаки, инициативные творческие микро группы педагогов, а также по – новому проводимые обучающие семинары на основе открытых занятий, мо воспитателей, педсоветы и другие методические мероприятия.
Инновационная деятельность руководителя состоит в том, чтобы познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном воспитательном и образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Таким образом, инновации - усовершенствованные старые методы и технологии. (Хорошо забытое старое)
Проблемы введения инноваций:
-недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного, компьютерного);
-негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в учреждении;
-неумение работать коллективно в условиях инноваций;
-недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
-недостаточная система стимулирования инновационного педагогического мастерства;
-отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.
-профессиональное выгорание.
А на нашем пути «Коралловый риф». Предлагаем вам поработать в группах и найти ответы на вопросы.
Первая группа "Профессиональная готовность".
Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу(воспитателю) для работы в режиме инновационной деятельности?
Ответ:
1.Мотивационно-творческая направленность личности: любознательность, творческий интерес, стремление к творческим достижениям и к самосовершенствованию, стремление к получению высокой оценки творческой деятельности от администрации.
2.Креативность: не стесняться выражать своё мнение, фантазия, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, чувствительность к проблемам в педагогической деятельности, критичность мышления, способность к самоанализу, рефлексии, способность к оценочным суждениям.
3.Профессиональные способности педагога: знания методик, технологий и образовательных программ учреждения, правильное и творческое применение знаний в воспитательно-образовательном процессе, владение методами педагогического исследования, способность к созданию авторской концепции, способность к проведению педагогического эксперимента и к коррекции и перестройке деятельности, способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов, способность творчески разрешать конфликты, способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности.
4.Индивидуальные особенности личности: работоспособность, восприимчивость к новому, высокий инновационный потенциал, решительность, уверенность в себе, ответственное отношение к работе, честность и правдивость, способность к самоорганизации, убеждённость в социальной значимости творческой деятельности, постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребёнка, методах и формах работы.
Вторая группа "Условия для успешной инновационной деятельности".
Вопрос: Какие условия необходимо создавать в образовательном учреждении для успешной инновационной деятельности?
Ответ:
1.Высокая информированность участников воспитательно-образовательного процесса о нововведении, что обеспечивает принятие новшества, стимулирует готовность работать с ним.
2.Рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание всех уровней управления.
3.Интегрированность идей (преемственность, комплексность): инновация должна быть согласована с целями образовательного учреждения, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.
4.Реалистичность планов достижения инновационных целей управления; поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.
5.Заинтересованность участников в активном освоении новшества: создание благоприятного психологического климата для стабильной работы, создание атмосферы творчества.
6.Контролируемость инновационных процессов: относительная управляемость необходима как условие полноценной реализации новшества. В противном случае, положительные результаты могут стать отрицательными исходами.
7.Организация ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного): организация методической помощи и психологической поддержки, материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды (иллюстративно-справочная и методическая литература, схемы, диски, игрушки и т. д.).
8.Создание сплочённого общностью целей коллектива – дети, педагоги, администрация.
9.Наличие у педагогов личного плана развития.
10.Постоянный анализ успехов и достижений в работе педагогов, создание творческой атмосферы, установление добрых, открытых отношений, при которых снимаются напряжённость и страх быть не понятыми.
Третья группа "Результаты инновационной деятельности".
Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения помогает решить инновационная деятельность?
Ответ:
1.Участие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в управлении, принятие ими решений по принципиальным вопросам.
2.Продуктивное взаимодействие педагогического и детского сообществ.
3.Результаты деятельности отличаются объективной новизной.
4.Полноценные личностные отношения между участниками.
5.Раскрытие индивидуальности каждого педагога.
6.Повышение профессиональной компетентности педагогов.
7.Оригинальность решения воспитательных задач в условиях реализации инновационных программ, методик и технологий.
8.Повышение качества воспитания и образования, способствование гармоничному и разностороннему формированию личности ребёнка.
Выпускники учреждения выходили в жизнь не готовыми жить в замещающих семьях, не приспособленными, не умеющими справляться с большинством задач, которые ставила передними самостоятельная жизнь.
И значит, именно здесь остро необходимо реформирование и развитие новых форм организации жизнедеятельности и социализации воспитанников.Проведенные исследования доказали, что к неутешительным результатам приводят не только неблагополучная наследственность, психические, эмоциональные травмы и другие факторы жизни детей, но и сама система воспитания. Исходя из вышеизложенного, считаем, что методическая работа в ходе инновационного процесса должна отвечать двум главным условиям:
Обеспечивать изучение и распространение передового опыта
в области воспитания обучающихся
.
Способствовать развитию
восп
итательной системы классного коллектива
, создавать условия для самост
оятельной
разработки
новых
форм, методов, технологий воспитательной работы.
Поэтому, все методические мероприятия в школе сочетают как изучение теории (ознакомление с материалами методических сборников, книг, журналов), так и включают практическую часть – обобщение внутреннего передового опыта, разработка новых подходов, форм, технологий работы.
На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.
Сейчас у нас это направление еще не достаточно развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных технологий, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в наших образовательных учреждениях эта работа еще только начинается и, как правило, на уровне личного интереса педагога. Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы воспитания, обучения и современные информационные технологии.Такие педагогические кадры в нашем образовательном учреждении есть.