Интеллектуальная игра "Ау, знатоки!"

Автор: Хохлова Елена Николаевна

Конспект интеллектуальной игры «Ау, знатоки!»

Игра соревновательного характера.

Задачи: выявить знатоков определённого круга знаний; повысить авторитет знающих, читающих детей.

Подготовка к игре: планирование, в котором дети предлагают образовать группы по интересам, выбрать темы соревнований, найти интересные вопросы по своей теме. Совет готовит выставку книг научно-познавательного характера, игры, которые можно провести между отдельными турами, вопросы знатокам, призы победителям.

 

I тур – “Космос”

            Дети, подготовившие вопросы по данной теме, задают их всем детям. Группа, которая желает ответить, поднимает сигнальную карточку (красный кружок на “ножке”) и даёт ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается очко. На доске по порядку записаны названия групп и темы. Представитель Совета дела фиксирует все очки, полученные каждой командой в каждом туре.

 

Темы

Космос

Здоровье

Этикет

Математика и логика

Всякая всячина

Обитатели леса

Названия команд

Космонавты

 

 

 

 

 

 

Витаминчики

 

 

 

 

 

 

Рыцари

 

 

 

 

 

 

Смекалистые

 

 

 

 

 

 

Лесовики

 

 

 

 

 

 

Затейники

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы I тура

  1. Сколько существует планет Солнечной системы? (9)
  2. В честь кого люди называли созвездия? (В честь древних богов и героев: Персей, Андромеда, Геркулес, Кассиопея, Цефей; именами животных: Большая медведица, Телец, Овен, Кит, Лев, Лебедь, Заяц).
  3. Какая самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
  4. Назовите самую большую планету солнечной системы. (Юпитер)
  5. Кто является спутником Земли? (Луна)
  6. Какие бывают искусственные спутники Земли? (Спутники связи, метеорологические, научно-исследовательские, помогающие фотографировать планеты, звёзды)

Совет дела предлагает этой микрогруппе выполнить задание: взять со стола карточки и выстроиться в том порядке, в каком планеты удалены от Солнца.

Ведущий задаёт вопрос: кого называют космонавтами. После ответа детей он предлагает поиграть – потренироваться как космонавты.

 

Прыжок с поворотом.

На полу очерчивается круг. Дети должны встать в центр круга, подпрыгнуть как можно выше и, сделав в воздухе полный поворот, точно опуститься в центр круга.

 

II тур – “Здоровье”

1.      Назовите полезные для здоровья продукты, которые желательно употреблять ежедневно. (Молочные продукты, овощи, свежие и сушеные фрукты, орехи, хлеб, растительное масло, рыба, нежирное мясо).

2.      Назовите неполезные для здоровья продукты, которые можно употреблять не каждый день. (Жирное мясо, торт, шоколадные конфеты, копчёная рыба, пепси-кола, супы на мясном бульоне).

3.      Назовите правила питания. (Побеждает группа, последней назвавшая правило: “Есть в одно и то же время”. Ответы могут быть следующими:

Перед едой вымыть руки с мылом.

Есть полезные для здоровья продукты.

Есть не быстро и не очень медленно.

Каждый кусочек тщательно пережёвывать.

Не объедаться.

Сладости есть только после обеда.

4.      Почему надо умываться?

5.      Как самому себе помочь быть здоровым? (Закаляться, есть полезную пищу, заниматься физкультурой, соблюдать гигиену).

6.      Что может навредить вашему здоровью? (Курение, переедание, недостаток движения, любовь к сладостям, многочасовое сидение перед телевизором или компьютером, несоблюдение правил гигиены).

 

Ведущий вызывает желающих посоревноваться: кто сделает больше всего приседаний, кто большее число раз отожмётся от пола, кто сделает больше всего прыжков на одной ноге.

 

III тур – “Знатоки этикета”

  1. Почему, здороваясь, мужчины пожимают друг другу руки? Выберите правильный ответ:

Чтобы продемонстрировать силу мускулов,

Чтобы показать, что руки чистые,

Чтобы убедиться в добрых намерениях и дружеских чувствах друг друга.

  1. Вежливо задай вопросы, на которые можно дать приведённые ниже ответы:

- … ? – Пять минут двенадцатого.

- … ? – “Детский мир” – за углом.

- … ? – Нет. Вы ошиблись номером.

3. Что следует есть ложкой очень аккуратно, не хлюпая? (Суп).

4. Что с общей тарелки принято брать руками, а не вилкой? (Хлеб)

5. Что следует соблюдать в игре и в жизни? (Правила).

6. Вычеркните повторяющиеся буквы и прочитайте, что надо всегда иметь при себе:

П Л М Ь Е Ф А Ф Х Б М С Т С Х Б Е Ь О К  (Платок).

 

Ведущий предлагает микрогруппе выполнить следующее задание: правильно расположить предметы для обеда (тарелку, нож, вилку, ложку, салфетку).

 

Конкурс джентльменов.

В нём участвуют 3 девочки и 3 мальчика. Встают у противоположных стен друг напротив друга. Мальчики начинают двигаться навстречу девочкам, на каждый шаг говоря им комплименты. Побеждает тот, кто сделает это быстрее (шаги обычные).

 

IV тур – “Знатоки математики и логики”

1. У стола 4 угла. Если 2 из них отрезать, сколько останется? (6)

2. Напишите последующую букву и число в ряду:  А1, В3, … (Д5)

3. Какое число пропущено в этой последовательности? 16, 13, ?, 7, 4 (10)

4. Какое число продолжает эту последовательность? 1 2 4 5 10 11 22 (23)

5. Вставьте вместо вопроса букву:

5

67

135

О

Д

?

 (Т)

6. Чего больше – секунд в часе или миллиметров в 10 метрах? (3600 секунд, 100 000 мм)

 

“Чётные – нечётные”

            Ведущий во всё убыстряющемся темпе (начиная с медленного ) произносит числа. На Чётное число нужно хлопнуть, на нечётное – топнуть. Побеждают те, кто ни разу не ошибся. Тот, кто ошибся в игре далее не участвует. В конце игры все чествуют внимательного.

 

V тур – “Всякая всячина”

1. Какое имя лишнее и почему: Дюймовочка, Белоснежка, Юля, Алиса, Снегурочка? (Юля)

2. Какая птица может бегать по дну реки? (Оляпка – водяной воробей)

3. Назовите “лошадиный” символ удачи. (Подкова)

4. Как называется научное справочное издание по всем отраслям знаний? (энциклопедия)

5. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (Буква Р)

6. Выглянув на повороте поезда в окно, Ира заметила, что впереди 9 вагонов, а позади ещё 7. Сколько вагонов в этом поезде? (17)

 

“С миру по нотке”

Участвующие в конкурсе по очереди называют слово, в состав которого входит название нот (дом, тире, мир, капля, сирота, сольный…) Побеждает тот, кто назвал последнее слово.

 

“Не собьюсь”

Игрокам предлагается сосчитать до 30, но с одним условием: 3 числа, которые делятся на 3 без остатка, не называть, а вместо них говорить уверенно “не собьюсь” (например: 1, 2, не собьюсь…)

 

VI тур – “Обитатели леса” 

  1. Назовите самого прожорливого хищника. (Стрекоза)
  2. Какие звери летают? (Летучие мыши)
  3. Каких зверей и почему называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
  4. Какую птицу называют северным попугайчиком? (Клеста)
  5. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
  6. Чем больше колец, тем старше жилец. (Дерево)

Ведущий задаёт вопрос команде, какие виды бабочек занесены в Красную Книгу. (Бражник, адмирал, аполлон, махаон)

Жюри подсчитывает очки. Победителям вручаются дипломы знатоков: “Знаток математики”, “Знаток природы”, “Знаток этикета”

В заключение все вместе поют песню: “Ничего на свете лучше нету…”


Умники и умницы

Задачи игры: активизировать познавательную деятельность детей, повысить авторитет много знающих ребят.

Оборудование игры: 3 кресла (стула) с красочными табличками “Умники и умницы”, дорожки: красная, жёлтая и зелёная, сделанные из картона, жетоны, ордена “Умник” и “Умница”.

Для детей проводится отборочный тур (викторина). Кто ответит первым и правильно на вопросы, получает жетон. Три игрока, набравшие наибольшее количество очков, становятся участниками основного (первого) тура. Им нужно пройти по красной, жёлтой и зелёной дорожкам (2, 3, 4-й этапы). Красная дорожка самая короткая, но, чтобы пройти её, нельзя допускать ошибок. Тот игрок, который пойдёт по жёлтой дорожке, имеет право сделать одну ошибку. Зелёная дорожка – самая длинная. На ней допустимы две ошибки. Игрок, набравший наибольшее количество жетонов, имеет право первым выбирать себе дорожку.

Вопросы для всех участников – одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот и продвигается по дорожке (могут и все продвинуться, если дали правильные ответы). Если все три игрока не смогли дать правильный ответ, то его дают болельщики и получают жетоны. Игрок, который первым пройдёт свою дорожку, занимает почётное место в кресле.

Игра состоит из трёх основных туров. Если участники какого-либо тура не прошли свои дорожки, в конце игры свободное кресло занимает болельщик, получивший наибольшее количество жетонов в отборочной викторине и основных турах.

По окончании игры все три победителя получают ордена, на обратной стороне которых написано, что им присвоено звание “Умник” (“Умница”) за победу в игре.

 

Отборочный тур

  1. Как называются природные богатства, находящиеся в глубине Земли, которые человек использует в хозяйстве? (Полезные ископаемые)
  2. Назвать распространённое вещество, встречающееся на Земле в трёх состояниях. (Вода)
  3. Как называется верхний слой земли, в которой растут растения? (Почва)
  4. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)
  5. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (Север)
  6. Сколько ног у паука? (8)
  7. У кого каждый день растут зубы? (Бобр)
  8. Назвать самую  высокую траву. (Бамбук)
  9. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)
  10. Часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования новых слов. (Приставка)
  11. Какое слово лишнее: паук, берёза, солнце, муха, ромашка? (Солнце не относится к живой природе)
  12. Назвать средство передвижения Бабы-Яги. (Ступа)
  13. Гордость Марьи-краса – это … (Коса)
  14. Чьи это слова?

Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всё ж милее,

Всех румяней и белее. (Зеркальце)

  1. Верный сторож царя Дадона – это … (Петушок)
  2. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (Комар, муха, шмель)
  3. За какую плату нанялся Балда на работу к попу? (3 щелчка)
  4. Какое травянистое растение зацветает первым? (Мать-и-мачеха)
  5. Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки – это … (Полынья)
  6. Что на свете всего быстрее? (Мысль)

 

Основной тур для первой тройки игроков

  1. Почему у глобуса “Белая шапка”? (Так на нём обозначается полярная область Земли – Арктика. А она вся покрыта льдами)
  2. Кто трижды родится прежде чем стать взрослым? (Многие насекомые, например, бабочки: яйцо, гусеница, куколка)
  3. Едет машина без капли бензина…

Чем же заправлена эта машина? (Газом)

  1. Зачем проветривают комнату? ( Чтобы там было много кислорода)
  2. Что страшней: гром или молния? (Молния)
  3. Почему Чёрное море назвали чёрным, ведь вода в нём синяя? (Зимой, когда дуют холодные ветры, море становится суровым, грозным и опасным.)

 

Основной тур для второй тройки игроков

  1. Почему совы могут охотиться в темноте? (У них большие глаза, и устроены они так, что улавливают даже самый слабый свет. Ещё сове помогает очень острый слух)
  2. Кто чует лучше всех? (Ночные бабочки – около 10 км)
  3. Зачем крокодилу хвост? (Грести, править, охотиться)
  4. Какие птицы добывают корм в коре деревьев? (Дятел, пищуха, поползень)
  5. Чьи птенцы появляются зимой? (Клеста. Им зимой легче добывать пищу – еловые семена)
  6. Десять личинок этого жука могут уничтожить всю растительность на площади равной квадратному метру. Что это за жук? (Майский жук)

 

Основной тур для третьей тройки игроков

  1. Сколько в русском языке гласных звуков? Назовите их. (А, И, О, У, Ы, Э)
  2. Сколько гласных букв? (А, И, О, У, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я)
  3. Раскройте смысл крылатых выражений.

Во весь дух - … (быстро).

Рукой подать - … (близко).

Прикусить язык - … (замолчать).

Остаться у разбитого корыта - … (остаться ни с чем).

  1. Назовите крылатые выражения со словом “язык”. (Прикусить язык. Язык до Киева доведёт. Острый язычок. Попасть на язык. Проглотить язык. Найти общий язык.)
  2. В словах “кот” и “мяу” три звука. Одинаковое ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему.

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x