Использование ИКТ на уроках физики

Автор: Ким Надежда Инбоновна

“Вы не можете научить
человека чему-нибудь;

Вы можете только помочь ему понять это самому”
Галилео Галилей

В современных условиях, активного развития информационного пространства,
невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
образовательном процессе.

При преподавании физики информационные технологии играют немаловажную роль, как при
проведении уроков, так и при подготовке к ним.

При проведении уроков физики могут применяться следующие виды ИКТ:

А) мультимедиа презентации,

Б) видеоролики и видеофрагменты,

В) анимации, моделирующие физические процессы,

Г) электронные учебники,

Д) обучающие программы,

Е) работа с интернет-сайтами

Ж) физическая лаборатория

При проведении уроков самой распространенной формой применения ИКТ является
мультимедиа презентация. Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать
внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимации и
видеофрагменты. Кроме того, мультимедиа-презентации применяются учащимися, при
выступлении с докладами и сообщениями или при защите исследовательских работ.
При подготовке презентации к уроку необходимо учитывать следующие особенности:

1) презентация должна быть наглядная, слайд не должен содержать много текста,
текст должен быть крупным и удобочитаемым;

2) презентация должна быть иллюстрирована: содержать рисунки, фотографии, схемы;

количество слайдов должно быть ограничено (15-20 слайдов);

3) презентация не должна вызывать неприятных ощущений, вызванных динамическим
воспроизведением и сменой кадров, или цветового дискомфорта;

4) самая важная информация должна быть размещена на первых и последних слайдах.

При создании презентации следует помнить, что она является сопровождением
выступления, доклада, или урока, а не заменяет его. Нередко учащиеся при
выполнении презентаций пытаются разместить в ней всю информацию, роль учителя в
данной ситуации заключается в том, чтобы корректировать содержание презентации
и ее восприятие. Это является наиболее актуальным при защите проектов,
конкурсных и исследовательских работ. Во всех конкурсах при оценивании работы
учитывается наглядность, которая в большинстве своем представляет мультимедиа
презентацию.

 Другим видом ИКТ применяемым при обучении физике является использование электронных
пособий. Электронные учебники и обучающие программы целесообразнее использовать
при выполнении домашних работ и самостоятельной работе учащихся, как и при
работе с любой учебной литературой, в этом случае необходимо тщательно
продумать и конкретизировать задания для учащихся.

 Важным элементом применения ИКТ в преподавании физики является работа с интерактивными
моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая физика», «Открытая
физика» и «Открытая астрономия». Работа с такого рода программами позволяет
заглянуть вглубь явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в
«живом» эксперименте. Кроме того, самостоятельная работа учащихся с этими
программами способствует развитию познавательной активности учащихся.

 Особый интерес представляет применение на уроках физики и при подготовке к ним
Интернет-ресурсов.

 При подготовке к урокам физики необходимо помнить о стремительном развитии науки и
техники. Владея новой информацией о достижениях современной физики в той или
иной области, учитель не только подчеркивает актуальность и необходимость
изучения физики, но и развивает познавательную активность учащегося. При этом
целесообразно поручить учащимся поиск информации о современных достижениях в
данной области физики. Как правило, творчески подходят к процессу поиска и
нередко, увлекаясь сбором информации, увлекаются и самой проблемой, что может
перерасти в самостоятельное исследование. Однако следует обратить внимание учащихся
на поиск достоверных источников информации.

Одну из ключевых ролей в преподавании физики играет физическая лаборатория.
Применение компьютера как измерительного инструмента позволяет расширить
границы физического эксперимента и проводить физические исследования.

Включая в процесс обучения физике элементы ИКТ, учитель не только развивает
познавательную активность учащихся, но и самосовершенствуется.

Для активного применения ИКТ на уроках учителю необходимо овладеть определенными
умениями:

1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи
соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов;

2) создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентаций
(MS PowerPoint), продемонстрировать презентацию на уроке;

3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

организовать работу с электронным учебником на уроке;

4) осуществлять поиск информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам и
внеклассным мероприятиям;

5) организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в глобальной
сети непосредственно на уроке;

6) работать на уроке с материалами Web-сайтов.

Урок XXI века - это урок с ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии способны
стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе
проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать
обновлению содержательной стороны предмета, развивать самостоятельную
деятельность учащихся. 

Но в заключении отмечу, что в современных условиях возникает такая педагогическая задача противостоять
чрезмерному внедрению ИКТ в процесс преподавания физики, чтобы красочными
иллюстрациями и моделями не затмить истинный экспериментальный характер
физической науки, не забыть «живой» эксперимент.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x