Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследование представлений о здоровом образе жизни ☼ | Жердий Ирина Ахмедовна. Работа №252470

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Жердий Ирина Ахмедовна
Исследование представлений о здоровом образе жизни девушек и юношей 16-18 лет

Исследование представлений о здоровом образе жизни

Жердий И.А., учитель

Здоровье - это искусство, а искусству надо учиться…

Состояние здоровья современных детей и подростков характеризуется устойчивыми негативными тенденциями; увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35—40% — хронические заболевания. В возрасте 15-17 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней

Только 10% выпускников школ могут считаться здоровымиЗа последние пять лет общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15-17 лет - на 18%. Функциональные изменения здоровья разной степени наблюдаются у 80% студентов

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН к одиннадцатому классу только 1,5 % подростков здоровы. Существует мнение, что всего лишь каждый пятый школьник России полностью здоров.

Серьезное развитие получило представление о многочисленных факторах, влияющих на функциональное состояние и формирующих здоровье детей и подростков (социально- экономические, экологические, гигиенические, в том числе и «школьных»), а также о комплексном влиянии этих факторов на растущий и развивающийся организм. Потенциальную опасность для здоровья, и прежде всего для здоровья подростков, представляют антропогенные загрязнения окружающей среды, ведь каждое четвертое заболевание связано с неблагоприятной экологией.

Современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой и условиями проведения занятий предъявляет к молодым людям требования, часто не соответствующие их индивидуальным, возрастным и физическим возможностям. Такой дисбаланс в процессе обучения приводит к снижению адаптационных возможностей организма. Как отмечают многие исследователи, в процессе обучения здоровье детей и подростков не только не улучшается и не поддерживается, но и резко ухудшается. Имею место так называемые негативные «школьные» факторы здоровья. Во многом такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и молодежи по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Так за период обучения в образовательных учреждениях среди учащихся

в 5 раз увеличивается число нарушений органов зрения, в 3 раза — патология органов пищеварения, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств. Гиподинамия выявленау 75-85% подростков

Студенчество представляет собой группу, находящуюся в зоне действия многих факторов риска.Медико-социальный статус подростков, обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования по сравнению с их сверстниками-школьниками характеризуется более выраженным распространением хронических заболеваний и функциональных отклонений.

В период обучения студенты испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов. Изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий для самостоятельной работы, изменение режима и качества питания, возрастание психологической нагрузки, дезориентация в обществе, особенно на начальном этапе обучения, приводят к стрессовому напряжению у студентов. Учебная деятельность в условиях информационной перегрузки, в результате нерационального планирования учебной нагрузки, способствует возникновению стресса, связанного с дефицитом времени, что, в конечном итоге, приводит к депрессии, психовегетативным расстройствам, неврозам и различным соматическим заболеваниям. Имеет место значительная распространенность поведенческих факторов риска (курение, употребление алкоголя и др.), а также проявлений асоциального поведения

Как отмечают эксперты Всемирной Организации Здравоохранения, именно образ жизни является наиболее значимым фактором здоровья - на его долю отводится до 50 % ответственности за здоровье современного человека. За исключением генетических факторов как предопределяемых, здоровье на 80 % управляемо человеком. И именно здоровый образ жизни - единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Составляющие здорового образа жизни представлены на слайде..

Для комплексного изучения системы формирования здорового образа жизни и определения приоритетных управляемых социальных факторов, влияющих на здоровье студентов колледжа, нами была разработана специальная анкета«Исследование представлений о здоровом образе жизни». В ходе исследования были изучены факторы образа жизни, определен рейтинг здоровья в шкале жизненных ценностей у студентов колледжа, проведен анализ состояния здоровья студентов

В качестве объекта исследования выступили студенты первых курсов колледжа (юноши (60) и девушки (17 15-16 лет). Исследование проводилось во I полугодии 2017-2018 учебного года В целях получения наиболее достоверной информациианкетирование проводилось анонимно.Основные результаты исследования представлены на слайдах.

Анализ анкетных данных по вопросу сформированности культуры здоровья студентов колледжапоказал, что с понятием «здоровый образ жизни» знакомы все студенты, однако относятся они к нему по-разному. Только 58 % респондентов придерживаются принципов здорового образа жизни. Здоровый образ жизни у них ассоциируется с разными понятиями. Для большинства из них это, прежде всего, регулярные занятия спортом (93%) и соблюдение режима питания (85%),а также отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь, не употреблять наркотики). Следует напомнить, среднее специальное учебное заведение «получает» студентов, каждый из которых сформировавшаяся личность, обладающая определенной системой взглядов, интересов, полезных и вредных.

74% респондентов считает для себя необходимым придерживаться принципов ЗОЖ, 17% - «частично», что 2% - дали отрицательный ответ. К сожалению, 7% опрошенных отметили, что «данная проблема не волнует».

Почти четверть (23%) участников опроса поставили здоровье на первую позицию, 40% считают, что здоровье стоит на втором месте после семьи или образования, 30% определили здоровье на третье, четвертое или пятое место. Незначительная часть участников опроса (7%) отвела здоровью позицию с 8 по 12.

Анкетирование студентов первых курсов по вопросам сформированности вредных привычек показало, что употребляли спиртные напитки, когда- либо- 36%, пробовали курить- 8%, однако стойкую привычку к курению отмечают 2% опрошенных. В результате опроса выявлено, что большую часть респондентов окружают курильщики: курят друг, подруга, брат, отец, мать (46%), 54% респондентов отмечают, что никто из близкого окружения не курит.

Следует отметить, что лишь 67% опрошенных считают, что употребление алкогольных напитков «абсолютно недопустимо. Оставшиеся 33% считают, что «возможно в определённых ситуациях и настроении». 5% сталкиваются со алкогольными напитками как обязательной частью жизни своей семьи, 3% - как обязательной принадлежностью отдыха с друзьями и 92% опрошенных показали, что приходится сталкиваться с алкогольными напитками в особых случаях (праздничные застолья)

91% - «курение абсолютно недопустимо», 9% - «возможно в определённых ситуациях и настроении».

2% респондентов пробовали наркотики хотя бы раз (1,2% «из –за любопытства», 0,8% «случайно»), 10% имеют знакомых, которые пробовали наркотики и употребляют их иногда.

Анкетирование студентов вторых – третьих курсов по вопросам сформированности вредных привычек показало, что употребляли спиртные напитки, когда- либо- 92%, пробовали курить- 60%, однако стойкую привычку к курению отмечают 37% опрошенных. Лишь 9,8% опрошенных считают, что употребление алкогольных напитков «абсолютно недопустимо, 8% респондентов пробовали наркотики хотя бы раз.

 

Сравнительный анализ режима дня студентов обследуемых групп по данным анкетирования показал следующее: продолжительность аудиторных занятий у студентов колледжа составляет 7,43±0,84 часа, без существенной в различных профессиональных группах.

Затраты на дорогу в колледж во всех сравниваемых группах в среднем составляют 23,03±4,64 мин., 50% респондентов тратит 10-20 минут, 42%- 30-40 минут и 8 %- более 1 часа.

Анализ анкетных данных показал, что 69% респондентов тратят на приготовление домашних заданий в среднем 2-3 часа, 18%- 3-4 часа в день, 13% -более 4-х часов в день. Таким образом, у студентов колледжа суммарная учебная нагрузка составляет 9-12 часов в день. Затраты времени на хозяйственно-бытовые нужды составляют в среднем 1,99±0,86 часа.

Продолжительность ночного сна в среднем составляет 7,5 часов, причем студенты обычно поздно ложатся спать и рано встают. Как следствие, ночью плохо спят 65 % студентов, не высыпаются - 70 %, отмечают сонливость днем- 85 %. В результате хронического недосыпания снижаются когнитивные способности студентов и за время учебы выявляется хроническое утомление у 80 % опрошенных.Итак, из суточного фонда времени большинство студентов колледжа (43%) на основной вид восстановительного отдыха - ночной сон - выделяют в среднем 7-8 часов в день, 30% респондентов спят 6-7 часов, 17%- 5-6 часов, восполняя дефицит сна в воскресные дни, когда они спят 9-12 часов.

Следует отметить, что устудентов третьих курсов отмечено незначительное снижение продолжительности сна по сравнению со студентами первых курсов.

Сравнительный анализ структуры отдыха студентов колледжа показал, что прогулки на свежем воздухе присутствуют у 80% студентов и составляют в среднем 2,80±1,32 час, продолжительность прогулок юношей значительно превышает их продолжительность у девушек в 1,3 раза.

В среднем на ежедневный просмотр телевизионных передач студенты колледжа отводят 1,77±1,19 часа. Следует отметить, что 9% респондентов отводят данному занятию более 4 часов

Анализ анкеты показал, что читают книги 54% респондентов, в среднем на данное занятие отводят 1,15±0,66 часа.

Ежедневно посещают кружки и секции лишь 33% опрошенных студентов.

Соблюдение режима дня, правильная система питания-все это отражается на работоспособности, успеваемости и, главное, на здоровье студентов колледжа. Так на вопрос анкеты: «Как часто вы обращаетесь к врачу?» студенты ответили следующим образом: 1-2 раза в год - 41%; 2-3 раза в год – 22 %; каждый месяц- 8%, 7 % студентов отметили, что болеют преимущественно зимой и 6% -осенью, 16% - дали отрицательный ответ

Результаты исследования показали, что в режиме дня у большинства студентов питание организованно нерационально в основном за счет кратности приема пищи. Основная часть студентов имеет трехразовое питание, при этом горячий обед в середине дня присутствует только у 35% опрошенных. Дневной рацион питания студентов отличается однообразием, имеет место значительное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий, сладостей, весьма значителен вклад картофеля и овощей. Лишь 15% респондентов считают, что в их дневном рационе присутствуют все необходимые продукты питания.

На вопрос: «Какие продукты питания Вы употребляете в достаточном количестве?» студенты колледжа ответили следующим образом: хлебобулочные изделия (65%), макаронные изделия (57%), картофель 70%), овощи и фрукты (72%), молоко и молочные продукты (40%), мясо и рыба (58%), яйца (48%), кондитерские изделия (55%). Таким образом, структура питания студентов характеризуется недостаточным потреблением биологически ценных продуктов: мясных, рыбных продуктов, яиц, молока и молочно-кислых продуктов. Структура питания студентов характеризуется недостаточным потреблением биологически ценных продуктов. Неправильное питание сказывается на умственной и физической работоспособности, а в комплексе с вредными привычками снижает иммунный статус, приводит к росту хронических заболеваний.

Характер питания в значительной степени зависит от социально-экономического положения семьи. Материальный уровень своей семьи высоко оценили всего лишь 1,5% опрошенных студентов, 74,5% респондентов посчитали свой материальный уровень скромным, 14% испытывают материальные затруднения, 10% опрошенных затруднились дать ответ.

В связи с тем, что общежития в колледже нет, значительная часть студентов проживает на съемных квартирах. Жилищные условия студентов на съемных квартирах различны, чтотакже связано с уровнем доходов семей студентов: 52% опрошенных проживают в комнатах по 2-3 человека; 25%- на квартирах, где проживает более 3 человек, 23% имеют отдельную комнату.

Вопросы анкеты позволили выяснить особенности проведения досуга и увлечения студентов. Общение с друзьями занимает первую позицию в приоритетах молодежи, на это указали 86% опрошенных (46% - студенты 2-3 курсов).

Наибольшая доля респондентов отметила пассивные формы проведения свободного времени, среди которых чаще упоминается чтение книг, газет, журналов (36%), просмотр телепередач или видеофильмов (41%), игра на компьютере (30%, юноши – 50%), и прослушивание аудиозаписей (56%).

Активный отдых чаще выражается в посещении дискотек, кафе, баров. У студентов, проживающих в сельской местности, встречаются такие формы проведения свободного времени, как занятие домашним хозяйством (10%) и работа на приусадебном участке (8%). В последнее время прибавилось много причин, по которым студенты приобретают вредные привычки и в первую очередь- это стремление снять стресс, связанный с учебой.

Причина стресса – большие нагрузки и учебная работа в условиях дефицита времени. На вопрос «Ощущаете ли Вы дефицит времени?» 46% респондентов дали положительный ответ.

Духовное благополучие, одна из составляющих здоровья человека, также не находится на оптимальном уровне. Об этом свидетельствует отсутствие высоких духовных запросов, недостаток общей культуры, преобладание в списке предпочтений студентов образцов низкопробной массовой литературы, попсы, примитивных развлекательных телепередач на ТВ.

Наличие увлечений служит хорошим психологическим барьером против вредных привычек. 53% респондентов имеют какие-либо увлечения (хобби).

К сожалению, только 38% опрошенных студентов 2-3 курсов имеют какие-либо увлечения (хобби).

На вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом?» только 64% респондентов дали положительный ответ. Остальные 36% склонны, видимо, полагать, что здоровый образ жизни не связан с активными формами деятельности, такими как физическая культура и спорт.

Проведенное исследование выявило и другие психологические и социальные факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье студентов: в колледже 35% студентов из неполных семей, (32% - без отца, 3% - без матери), 3 % сирот, 6,8% студентов из многодетных семей

Анализ анкетных данных показал, что для студентов колледжа характерен достаточно низкий уровень медицинской активности. На вопрос «Обращаетесь ли Вы к врачу при первых признаках заболевания?» студенты дали следующие ответы: всегда -14%, иногда -71%, никогда-16%. 66% респондентов ответили, что лечатся самостоятельно или при помощи родителей, 14 % сразу обращаются к врачу, 4% не обращают внимания на болезнь, пока не станет хуже, 17% обращаются к врачу, когда другими способами вылечиться не удается. Разницы в ответах юношей и девушек нет.

Данное исследование показало, что у 54% респондентов довольно часто возникают различные конфликты: с родителями - у 15% респондентов, с преподавателями - у 7% и с ровесниками 33% респондентов, в основном у юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.

Анонимной помощью специалиста по поддержке подростков в критических ситуациях хотели бы воспользоваться 10% опрошенных. В большей степени в этом нуждаются девушки в возрасте 15-16 лет и юноши 17-18 лет.

Телефоном доверия хотели бы воспользоваться 18% респондентов, 16% опрошенных хотели бы воспользоваться телефоном доверия, по которому отвечали опытные специалисты; 1,7% - ровесники. Это говорит о психологических проблемах студентов колледжа.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что значительная часть студентов: осознает жизненную важность здоровья, однако при этом не имеет серьезной мотивации к здоровой жизнедеятельности, т.е. наблюдается существенный разрыв между «теорией» и «практикой»; ведет неорганизованный образ жизни и не умеет рационально построить свою жизнедеятельность; слабо представляет себе пути и средства формирования здоровья и поддержания высокого уровня умственной работоспособности.

Следует также отметить, что от первого к последнему курсу увеличивается подверженность студентов воздействию следующих факторов риска: возрастающие учебные нагрузки, стрессовые ситуации, рост употребления алкоголя, табакокурения.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×