Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы.

Автор: СумСуменкова Татьяна Васильевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

                      Министерство образования и  науки    республики   Бурятия

                      Управление образования  « Мухоршибирский   район»

                       М Б О У  Гашейская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

                               

 

 

 

 

Изучение отношения к курению школьников и вредного  воздействия                                                  табачной   продукции на живые организмы.

                        

                                     Научно практическая конференция

                                               « Шаг в будущее.»

 

 

 

                                                                                       Выполнила:  ученица 9 класса

                                                                                                                Франко Татьяна

                                                                                                              Руководитель: Суменкова Т В                                                                                                                    

 

 

                                    

                                             20113год

                                            Содержание

 

 

1                             Введение                                                                                                       3-4

2                             Курение социальная проблема общества                                                  5- 6

3                             Состав табачного дыма

4                             Влияние курения на организм человека                                                    7-8

5                             Подросток и сигарета                                                                                    9

6                             Социологический опрос и его анализ                                                          10

7                             Методика исследования                                                                              11-13                                                                      

 

  -      Изучение действия сигаретного дыма на живые организмы

  -       Действие сигаретного дыма на тлю

  -      Действие никотина на семена тыквы

  -    Действие никотина на всхожесть и высоту побегов гороха.

 

  

8                             Заключение                                                                                                    14- 15

9                             Список литературы                                                                                        16

             

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

    Курение и молодежь — очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше стремятся к здоровому образу жизни, у нас отмечается совершенно противоположная тенденция.

   В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения.  Мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки – в 13-14 лет.

    Курение табака — одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей.

   Во многих странах мира развернута активная борьба с употреблением табачной продукции. В Российской Федерации в январе 2002 года был принят Закон «Об ограничении курения табака», который регламентирует производство и потребление табачных изделий.

   Таким образом, проблема борьбы с курением очень актуальна и требует скорейшего ее решения.

   В связи с этим мне   захотелось на практике подтвердить вредное воздействие сигарет на живые организмы, чтобы в дальнейшем ознакомить с результатами своей работы учащихся нашей школы и способствовать их интеллектуальному и экологическому развитию и правильному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Цель работы: изучение отношения подростков  к курению и воздействия табачной продукции на живые организмы.

Задачи:

  1. Изучить литературу:

1        о курении как социальной проблеме общества;

2        о составе табачного дыма и влиянии курения на организм человека, в том числе подросткового возраста.

  1. Выявить среди учащихся :

1         отношение учеников к курению

2        уровень культуры знаний о вреде курения.

  1. На основе биологического эксперимента изучить влияние табачного дыма на насекомых и растительные организмы.
  2. Провести сравнительный качественный и количественный анализ различных сортов сигарет и установить связь перманганатной окисляемости и йодного числа с содержанием в них смолы и никотина.
  3. Провести сравнительные опыты по обнаружению алкалоидов в табаке, табачном дыме и сигаретных фильтрах в сигаретах различных марок.
  4. Выявить отношение к курению учащихся нашей школы после ознакомления их с результатами эксперимента.

Объект исследования — растительные и живые организмы.

Предмет исследования — табак, табачный дым, сигаретные фильтры.

Выдвигаю  гипотезу: если учащийся знает: состав сигаретного дыма, свойства никотина, последствия курения, то это приведет к изменению его отношения к курению.

 Методы исследования: 1) анкетирование; 2) эксперимент.

    Мое  исследование включает несколько частей: изучение литературных источников по данной теме, социологический опрос, биологические и химические опыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Курение — социальная проблема общества

      Родина табака — Америка. Предполагают, что слово «табак» происходит от названия острова Тобаго. В прежние времена за курение наказывали. В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взял табак. Сегодня в ряде стран к курильщикам применяются жесткие меры наказания.

     Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для курящих — проблемой является бросить курить, для некурящих – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также — сохранить своё здоровье от продуктов курения. Вещества, входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету.

   Eсли   рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления», которое свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример, и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого..

             Состав табачного дыма

   В момент затяжки дымом сигареты температура на ее конце достигает 60 градусов и выше. В таких термических условиях происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен,  муравьиная, синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы. Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

  Сигарета содержит обычно несколько миллиграммов никотина. В дым, который вдыхает курильщик, попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. Курильщики вроде бы стремятся насытить организм определенной дозой никотина, при которой достигается желаемый психологический эффект: чувство прилива сил, некоторого успокоения.

 Оксид углерода (II) или угарный газ, обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови - гемоглобин. Образующийся при этом карбоксигемоглобин неспособен переносить кислород; в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Установлено, что при выкуривании пачки сигарет человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате концентрация карбоксигемоглобина в крови возрастает до 7-10 процентов. Таким образом, все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке .

 Тем, кто курит, полезно знать состав табачного дыма и вызываемые его компонентами болезни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Влияние курения на организм человека

    Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение.

  Когда же приобщаются к курению? В основном в школьном возрасте. «Пики» относятся к 14, 17 и 19 годам. Незначительное снижение числа курящих наблюдается после 25 лет.

  Никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после первой затяжки. Никотин как бы улучшает связь между клетками мозга, облегчая проведение нервных импульсов. Мозговые процессы благодаря никотину на время возбуждаются, но затем надолго тормозятся. Ведь мозгу нужен отдых. Сдвигая привычный для себя маятник умственной деятельности, курильщик затем неотвратимо ощущает его обратный ход.

Но коварство никотина не только в этом. Оно проявляется при длительном курении. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам, которые в некоторой степени облегчают его работу. И вот сам начинает их требовать, не желая особенно перетруждаться. Вступает в свои права закон биологической лени. Подобно алкоголику, которому, чтобы поддержать нормальное самочувствие, приходиться «подкармливать» мозг алкоголем, курильщик вынужден «баловать» его никотином. А иначе появляется беспокойство, раздражительность, нервозность.

  Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем, — удел всех курильщиков. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губ, языка, гортани, трахеи.

Поражение сердца и сосудов у людей, много и систематически курящих является следствием нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.

У любителей табака гораздо тяжелее, чем у некурящих, протекает гипертоническая болезнь: она более часто осложняется гипертоническими кризами, нарушением мозгового обращения - инсультом.

  Курение является одной из основных причин развития такого тяжелого заболевания, как облитерирующий эндартериит. При этой болезни поражается сосудистая система ног, иногда вплоть до полной облитерации (закрытия просвета) сосудов и возникновения гангрены.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения. Научные исследования и клинические наблюдения неоспоримо свидетельствуют: многолетнее курение способствует возникновению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

  Курение ухудшает слух человека в такой же степени, как и старение организма. Даже 20 выкуренных за день сигарет приводят к ослаблению нормального восприятия разговорной речи.

  Пагубно влияет курение на беременную женщину. Во время беременности отрицательное влияние курения проявляется значительно быстрее, и особенно по отношению к развивающемуся ребенку. Показано, что, если мать курила во время беременности, вес новорожденного меньше нормы на 150-200 граммов.

Трисомия, то есть наличие в генетическом наборе человека «лишней» хромосомы, часто приводит к серьезным наследственным заболеваниям. Доказано, что риск возникновения этого явления у курящих женщин значительно выше, чем у некурящих.

  Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина .

 

 

 

 

 

 

                                        Подросток и сигареты

        В настоящее время к сигарете тянутся девушки, юноши и даже подростки. Установлено, что многие из них попробовали табачное зелье еще в 11-15 лет, и причиной тому нередко становились взрослые, в основном родители.

Пример некурящего отца лучше всех нравоучений или внушений убедит в ненужности и вреде курения. И наоборот, ребенок, привыкший видеть родителей либо родственников с сигаретой в руках, воспринимает курение как нечто естественное. К тому же, по ошибочным представлениям подростка, курение - признак мужества, самостоятельности, к которым он стремится в силу возрастных особенностей. Далеко не всегда оно доставляет удовольствие, и, разумеется, никакой потребности в табаке организм не испытывает - просто хочет казаться взрослее.

Головокружение, тошноту, иногда рвоту - симптомы, сопровождающие первую сигарету, подросток тщательно скрывает от окружающих, особенно от товарищей, среди которых ему не хотелось бы терять «авторитет».

Чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и к неврозам.

    Исследования    показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточная насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов.

  Собранный и систематизированный учеными материал показывает, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.

 

 

                              Социологический опрос и его анализ

               Первая практическая часть работы - выявление отношения  подростков   к курению, , а также причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, на основе социологического опроса, который проводился в 5 – 10 классах

По результатам анкетирования сделали выводы:

  • основной возраст, когда начинают курить — 11-14 лет;
  • 10 % от числа опрошенных учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
  • 52% не знают состав сигаретного дыма;
  • 83% знают о свойствах никотина;
  • 93 % знают о последствиях курения;
  • 65% учащихся отрицательно относятся к тому, что их друзья курят;
  • 48 % знают, что такое «пассивное» курение.

Среди причин, побудивших учащихся к курению, можно выделить: влияние друзей — 31%, влияние кумиров — 10%, любопытство — 25%, стресс — 5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Изучение действия сигаретного дыма на живые организмы

Опыт 1. Действие сигаретного дыма на тлю.

    Распространенное утверждение, что несколько капель никотина убивают лошадь, не способствует отказу от курения. Кто видел курящую лошадь или лошадь, умершую от никотина? Я  решила поставить эксперимент на наиболее устойчивых к внешним воздействиям живых организмах – тля

   Для эксперимента приготовили «курительный аппарат». В три стакана одинаковой вместимости поместила   одинаковую массу еды , одинаковую массу воды . В каждый стакан поместила тлю.   . Первый стакан закрыл полиэтиленовой пленкой, он — контрольный. Во второй и третий нагнетали дым сигареты без фильтра и с фильтром. Таким образом, создали  тли   одинаковое пространство обитания, одну и ту же питательную среду, но разные условия.  Тля находились в замкнутом пространстве с объемом воздуха около 4 дней. Если этот воздух вытеснить дымом сигареты без фильтра или сигареты с фильтром, продолжительность жизни  снижается до нескольких часов. Результаты опыта представлены в таблице 3.

Таблица 3. Продолжительность жизни тли   в зависимости от внешних условий

№ стакана

Условия обитания

Продолжительность жизни тли.

1

Замкнутое пространство с объемом воздуха

Более 4 дней

2

Замкнутое пространство с объемом воздуха  + нагнетенный дым от сигареты с фильтром

Через 24 часа — 8 погибших (73%), через 27 часов после начала опыта погибла вся(100%)

3

Замкнутое пространство с объемом воздуха  + нагнетенный дым от сигареты без фильтра

Через 24 часа — 11 погибших  (100%)

   Сравнивая степень подвижности тли   в чистом воздухе и в воздухе с никотином, можно отметить, что в воздухе с никотином первые 20 минут ведет  себя гораздо активнее. Затем ее   движение замедляется, а через некоторое время перестает двигаться совсем. Содержание никотина в среде обитания тли  значительно снижает продолжительность ее жизни.

Опыт 2. Действие никотина на семена тыквы

По пять семян тыквы положила в два стакана, в каждый из которых налила  воды таким образом, чтобы она покрыла семена, находящиеся в стакане. Но в первый стакан налила водопроводной воды, а во второй стакан – воды, в которой был растворен сигаретный дым. Через два дня в первом стакане появились проростки, которые в последующие дни увеличились в размерах, во втором стакане проростки не появились совсем.

Опыт 3. Действие никотина на пророщенные семена гороха

 Высадила в три стакана по пять семян гороха на глубину 0,5 см. Поливку проводила в одно и то же время одинаковым объемом воды. Рассадник № 2 поливали обыкновенной водой, первый и третий — водой, в которую на 10 мин опускала  вату с никотином от сигареты с фильтром и без фильтра.

Таблица 4. Действие никотина на всхожесть и высоту побегов семян гороха

№ рассадника

Время всхожести семян гороха, дней

Высота побегов через 3 дня после всхода семян, см

1

2

1

2 (контрольный)

1

3

3

2

0

                     Из проведенных опытов можно сделать выводы:

  1. Практически жизнь в среде дыма без воздуха не существует. Содержание никотина в среде обитания снижает продолжительность жизни тли.. Это свидетельствует о том, что пассивное курение опасно для организма.
  2. Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Заключение

     После проведения всех опытов и обработки  полученных данных мы  провели   беседы с учащимися нашей школы о вреде курения с демонстрацией слайдов, которые свидетельствовали о пагубном влиянии никотина на живые организмы. Для усиления воздействия моего  рассказа я  выдувала смолистые вещества с резиновой груши на фильтровальную бумагу и давала понюхать учащимся, показывала  чистую стеклянную трубочку и трубочку, использовавшуюся в опытах с курительным аппаратом, которая покрылась коричневым налетом из смолистых веществ.

    Я  обратила  внимание учащихся, что для удаления маслянистого налета, образовавшегося на стенках стакана после растворения в нем сигаретного дыма, приходится применять моющее средство; использованная груша даже после многочисленных промывок водой источает сигаретный «аромат». Невозможно представить, что же откладывается в легких человека после курения сигарет!

  Далее  снова провела     анкетирование с целью выяснения отношения к курению после эксперимента.

      На основании наглядного эксперимента 70% исследуемых учащихся ответили, что недостаточно знают о действии различных ингредиентов табачного дыма на живой организм, 82% учащихся не стали бы пробовать курить, и 79% не стали бы курить совсем, если бы раньше видели своими глазами результаты подобных экспериментов.

Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению.

     Мое   выступление учащиеся прослушали с большим интересом. Они убедились: курение — небезопасное занятие.

    Я  подтвердила   выдвинутую гипотезу, что к изменению отношения к курению может привести только высокая культура знаний о нем.

Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, предлагаю.:

  • поместить на пачки сигарет предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма;
  • запретить продажу табачных изделий несовершеннолетним;
  • проводить разъяснительную работу о вреде курения среди школьников;
  • сократить площади выращивания табака;

     Однако данное исследование подтверждает, что курение глубоко укоренилось среди молодежи.  Имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если подросток приложит к этому свои усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Литература

1.      Дацун, И. П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И. П. Дацун // Химия в школе. – 2006. – № 6. – с. 63-69

2.      Деларю, В. В. Губительная сигарета [Текст] / В. В. Деларю. – М., 1987. – с. 34-36

3.      Исаев, Д. С. Интеграция в исследовательской работе учащихся [Текст] / Д. С. Исаев //  с. 57-61

4.      Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] / Д. В. Колесов. – 2-е изд. – М., 1994. – с. 164

5.      Страхова, В. К. Такие вредные привычки [Текст] / В. К. Страхова // Химия в школе. - 2005. – № 6. – с. 74-75

6.      Тихомиров, С. В. История потребления табака [Текст] / С. В. Тихомиров // ОБЖ. – 2002. – № 10. – с. 53-59

7.      Федеральный закон «Об ограничении курения табака» // ОБЖ. – 2006. – № 1. – С. 45-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Приложение

                   Анкета                                               Вы и курение

 

  1. Существуют различные мнения о воздействии курения на здоровье человека.

А какого мнения придерживаетесь Вы?

1. Курение оказывает значительное влияние на здоровье

2. Курение в какой-то степени оказывает влияние на здоровье

3. Это зависит  от качества выкуриваемых сигарет (папирос)

4. Это зависит от количества выкуриваемых сигарет (папирос)

5. Нет, курение не оказывает влияние на здоровье

6. Затрудняюсь ответить

7. Я не знаю

  1. Обеспокоены ли Вы тем, что курение оказывает вредное влияние на Ваше здоровье?

1.      Очень обеспокоен                      3. Не очень обеспокоен

2.      Обеспокоен                                 4. Совсем не обеспокоен

      3. Знаком ли Вам смысл выражения «пассивный курильщик»?

       1. Да                 2. Нет                      3. Затрудняюсь ответить

4. Где обычно Вам приходится быть в роли «пассивного курильщика»?

1.      В учебном заведении                3. В кафе, на дискотеки

2.      Дома                                           4. Другое _____________________

5.Сколько часов ежедневно Вы находитесь в накуренном помещении?

1. Меньше часа                               2. ________ часов

6. Курите ли Вы в настоящее время?

1. Да, регулярно (ежедневно)        3. Курил ранее и бросил

2. Иногда (не каждый день)           4. Никогда не курил/ пробовал в детстве

7. Сколько сигарет (папирос) Вы выкуриваете в день

В настоящее время ___________      

Год назад _____________

8. Что Вы обычно курите?

1. Лёгкие сигареты    _________________________________

2. Крепкие сигареты  _________________________________

3. Папиросы               _________________________________

4. Сигареты                _________________________________

5. Трубку                    _________________________________

9. Собираетесь ли Вы бросить курить?

1. Да                        2. Нет                  3. Не знаю

 

10. Сколько Вам было лет, когда Вы начали курить? __________ лет

11. Если можете, укажите, пожалуйста, основную причину, побудившую Вас сделать это?

1. Любопытство                                                  5. Желание расслабиться с помощью сигареты

2. Курение было нормой в нашей семье          6. Хотел выразить протест своим близким

3. Хотел выглядеть взрослее                             7. Другое ________________

4. не хотел отставать от курящих приятелей

12. Если Вы бросили курить, то из-за чего

1. Наличие заболевания требует отказа от курения

2. Желание предупредить болезни, связанные с курением

3. Хочу освободиться от этой привычки

4. Курение дорого обходится для бюджета семьи

5. Советы, пример других людей

6. Курение плохой пример для моих близких

7. Другое ____________________________

13. Отказывали Вам в продаже сигарет как несовершеннолетним?

1. Иногда                       2. Часто                       3. Никогда

Спасибо за ответы.

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x