Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Кинезиологические упражнения как здоровозберегающая технология. | Прокопий Ева Сергеевна. Работа №277952

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Прокопий Ева Сергеевна
Современный мир требует от ребёнка воспринимать большой объём информации, ориентироваться в ней. Так как дошкольное образование является фундаментом образования в целом, это и подталкивает к выбору и использованию новых технологий, которые могут сделать эффективным образовательный процесс.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии.

Кинезиологические упражнения это движение вперёд в развитии ребёнка. 

Метод образовательной кинезиологии будет применяться не только для коррекции развития детей ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одарённости.

Кинезиологические упражнения как здоровозберегающая технология работы с детьми с ОВЗ.

Прокопий Е.С.

Аннатация.

Стандарт направлен на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В последние годы количество детей с ОВЗ постоянно увеличивается. Среди психологических характеристик детей с ограниченными возможностями здоровья - быстрая истощаемость, замедленный темп, низкая продуктивная и произвольная регуляция. И появляются трудности в работе педагогов в ДОУ. Педагогам не хватает специальных знаний, технологий. Одной из доступных технологий является кинезиологические упражнения.

Содержание.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Её разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон, под названием «Гимнастика мозга». Гимнастика мозга - это связь и влияние в процессе обучения друг на друга трёх элементов: мозга, тела, эмоций. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие– слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей у девочек формируется у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8-8,5 лет. При помощи кинезиологических упражнений можно улучшать эффективность обучения детей с ОВЗ. Эти упражнения позволят создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

- Заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

- Выполнение упражнений должны быть регулярным.

- Занятия должны быть только совместными.

- Упражнения не должны быть долгими, так как интерес ребёнка быстро иссякают.

- Соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения упражнений.

-Важно участие и одобрение взрослого.

- Ребёнку всегда предлагается инструкция. Она должна быть простой, короткой и точной.

- Повторение инструкции, проговаривание действий во время упражнения.

 

Можно провести небольшое обследование шестилетнего ребёнка. Предлагаю несколько тестов. Например, диагностика состояния общей моторики. Качество их выполнение говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.

1. Движение руками, сохраняя скорость. Например: 1-обе руки вверх, 2- правая рука вверх, левая – на пояс, 4- обе руки вниз. 1- левая рука в сторону, 2обе руки на пояс. 3- правая рука в сторону, 4- обе руки вниз.

Результат: «Удовлетворительно»-результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа. «Плохо»- результат достигнут с 4 и более раза.

Для обследования статической координации движений следующее задание:

1.Встань прямо. Носок одной ноги приставить к пятке другой ноги. Закрыть глаза. Стоять 10-15 с.

Результат: «Удовлетворительно»- раскачивание, балансирование, резкие наклоны туловища. Однако ребёнок не сходят с места. «Плохо»- невозможность устоять на месте.

Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это может составлять до 25-30 минут в день.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют чрезмерное мышечное напряжение. Я использую в работе такое упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Например, упражнение «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Гимнастика для глаз позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие. Например, упражнение «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальца, хорошо выдвинутым изо рта языком.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Например “Робот”. Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Например “Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебноеИ вот вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Упражнения на развитие мелкой моторики. “Кулак – ребро - ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

 

Признаки, по которым видны достижения детей таковы:

- У ребенка пропал страх отвечать перед группой детей, он стал спокойнее, увереннее в себе.

-Речь из бессвязной и односложной превратилась в осознанный рассказ.

-Детям стали по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.

-Дети принимают правила сотрудничества и взаимопомощи.

 

Можно смело согласиться с высказыванием «движение - это жизнь». В данном случае, движение – это не только жизнь, а также обоснованный способ коррекционно-педагогической работы. Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ, развивает творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.

По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиология и призвана оптимизировать процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

 

Литература:

1.ПляскинаЕ.П. Кинезеологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ. М.: Буки-Веди, 2015.

2. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи. Литера, 2020.

3.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. М.: ТЦ Сфера 2014.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×