Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Классный час "Вечные ценности" | Лунева Светлана Александровна. Работа №275937

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лунева Светлана Александровна
Задачи:

-развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

-формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;

-научить бережному отношению к общечеловеческим ценностям;

-способствовать развитию у ребят мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию;

-создать условия для формирования ценностных установок личности у подрастающего поколения.

Форма проведения: Классный час ( с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами).

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фломастеры, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями.

Классный час «Вечные ценности»

Цель:

Создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним.

Задачи:

-развивать духовно-нравственные качества учащихся через представления о собственной ценности и праве на выбор своего жизненного пути;

-формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности;

-научить бережному отношению к общечеловеческим ценностям;

-способствовать развитию у ребят мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию;

-создать условия для формирования ценностных установок личности у подрастающего поколения.

Форма проведения: Классный час ( с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами).

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, фломастеры, наглядный материал: карточки с различными ценностными понятиями.

 

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о нравственных категориях и жизненных ценностях, важных для каждого человека. Тема нашего классного часа – Вечные ценности. Эпиграфом к нашей беседе будет высказывание одного из выдающихся философов: «…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека) А как вы понимаете слово «ценность»?

Ответы учащихся: нечто, имеющее важное значение; то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл; то, что человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придает особое значение и т.д.

УчительА что является ценностью для вас?

Ответы учащихся: добро, семья, дружба и т.д.

Учитель: К общечеловеческим можно отнести такие ценности, как добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство, определенные нормы нравственности, культурное наследие.«Золотое правило морали» — «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» — может быть примером общечеловеческой ценности. Посмотрите на экран. Здесь перечислены различные ценности. Приведите примеры из жизни, где  проявлялись или могли проявиться данные человеческие ценности:

Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость,  ответственность, любовь к порядку;

Ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера, жизнь.

Учащиеся обсуждают, предлагают свои варианты.

На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

Давайте посмотрим и обсудим мультфильм 2011 года «Мост»

Учащиеся смотрят мультфильм ,обсуждают увиденное.

Учитель :Как мало  в повседневной жизни мы говорим о доброте, духовно-нравственных аспектах, о моральных нормах, а ведь   человек должен всегда оставаться человеком. Есть такие понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

Советский поэт Александр Яшин написал такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!

 

Учитель: Так что же такое «СОВЕСТЬ»? Заглянем в словарь. В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение совести:

Совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла.

В словаре современного русского языка С. И. Ожегова даны такие определения понятиям чести и совести:

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

 Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова — совесть.

На что указывает нам приставка -со? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.

Ответы Учащихся :Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.)

Учитель: Верно. Затем идет корень – весть. А это что значит?

Ответы учащихся :что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили.

Есть ещё одна нравственная категория «ЧЕСТЬ». Снова заглянем в словарь.

В. И. Даль.

Честь — внутреннее  нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Честный человек — прямой, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять.

С. И. Ожегов.

Честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

Честный

— проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный, заслуживающий уважения, безупречный.

Честное слово — выражение уверения в истинности чего-нибудь.

УчительСовесть и честь неотделимы друг от друга.

Меня поразил отрывок из воспоминаний жителя блокадного Ленинграда….

Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на еду, хватает только на хлеб. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что измученная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпением ждал похвалы. Но услышал: «Как же ты посмел, такое сделать?»….

Учитель: Как вы считаете, почему мама так сказала?

А как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Ребята высказывают свое мнение

Учитель :Честь! Совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

Учащиеся обсуждают и высказывают свое мнение.

Учитель: Примеряйте к себе истины:

Плохое поведение на уроке, плохая учеба – это наше 

бесчестие

.

Ушли самовольно с урока – запятнали свою 

честь

Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили

хамство

– потеряли 

чувство стыда

.

Сейчас я предлагаю вам провести не совсем обычную игру «Мир будущего». Для этого необходимо разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее, когда будет заселяться галактика, и представить, что вы отправляетесь к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации. Ваша задача – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию.. Цель работы группы: определить, какие пять ценностей вы считаете наиболее важными, расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её.

Предлагается набор ценностей, с которым они работают в течение трёх минут.

Доброта

Душевная гармония

Верность

Совесть

Честность

Честь

Взаимопомощь

Вера

Любовь

Надежда

Дружба

Общение

Образование

Яхта

Дом

Путешествия

Семья

Автомобиль

Дети

Собственный бизнес

Здоровье

Мобильный телефон

Обеспеченная старость родителей

Загородный дом

Недвижимость за границей

Квартира

Развлечения

Акции банков и компаний

(звучит музыка, группы работают)

Учитель: Представьте нам, пожалуйста, свой выбор.

Учищиеся озвучивают свой выбор.

Учитель: Сегодня мы часто слышим лозунг «Хочешь жить – умей вертеться!» и афоризм вроде «Победителей не судят!». Многие не задумываются над этими словами и считают их правильными. Но подобными суждениями люди оправдывают свои безнравственные поступки. Снижение уровня общей культуры, равнодушие к истории страны, засорение языка и оскудение речи россиян, падение нравов и безнаказанность, провоцирующая рост преступности и пороков. Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение — по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

Наш разговор подошел к концу. Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Зеленый - Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным.

Красный- Наш сегодняшний разговор помог осознать, что мне есть, за что просить прощения.

 Другое (написать)

 Всем большое спасибо!

Желаю вам, чтобы из любых жизненных ситуаций выходили достойно!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×