Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация на тему: «Значение конструктивной деятельности в социально - личностном развитии детей дошкольного возраста» | Коньшина Наталья Владимировна. Работа №252467

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Коньшина Наталья Владимировна
           муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                          города Ростова-на-Дону

 «Детский сад № 316»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

«Значение конструктивной деятельности в социально - личностном развитии

детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Коньшина Н.В.

 

2020г.

       Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование.

      Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.  (Слайд №2)

        Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

       Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы.  (Слайд №3)

        По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – также отражается окружающая действительность.

       Развитие конструирования находится в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

       С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой – способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

      Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль (особенно упражнения с разборными игрушками)  в процессе формирования манипуляторной деятельности рук, развитии пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

      Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.  (Слайд №4)

           Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника.  Совместная организованная  деятельность  конструированием не только способствует развитию сенсорно -  персептивной  деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения   конструктивных  задач, стимулируют   развитие воображения, а также способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

          Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способности к анализу, положительно  сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

        Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, планирование последовательности действий, словесный отчет с анализом результата.  (Слайд №5)

         В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкций, выделять составные части  сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отображаемый объект. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию.

      В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько форм организации обучения детскому конструированию, которым должны овладеть дети:

·        Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.      (Слайд №6)

·         Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала  детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.      (Слайд №7)

·        Конструирование по собственному замыслу  по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями, для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.   (Слайд №8)

·         Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.   (Слайд №9)

·         Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.          (Слайд №10)

·        Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребёнка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Таким образом, в данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.  (Слайд№11)

        У каждой формы конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.

       Разбирая образец на детали, а затем, собирая  их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез. Формируется  способность к целенаправленной деятельности.

      Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.

       Во всех возрастных группах необходимо создавать условия для обыгрывания построек, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т.д.). Старшие дошкольники могут конструировать подсобный материал различных предметов для оснащения игр из бумаги, картона. Можно использовать также игрушки, собранные из конструктора.

 Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

         В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.  (Слайд №12)

        К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);  (Слайд №13)

-конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.);  (Слайд №14)

- конструирование из крупногабаритных модульных блоков (крупные модули бывают объёмные и плоскостные);  (Слайд №19)

- компьютерное конструирование.   (Слайд №21)

        В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним. Передают их характер, используя такой приём, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: весёлый клоун, прекрасный принц и т.п., что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов.        (Слайд №22)

           К художественному типу конструирования относятся:

- конструирование из бумаги. Существует разная техника работа с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание.   (Слайд №23)

         Разновидности техники конструирования из бумаги:                      оригами (техника получения поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях);    (Слайд №24)                                                       киригами (складывание бумаги и вырезание её в разных направлениях); (Слайд №25)                                                                                               квиллинг (искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги);    (Слайд №26)           бумажная скульптура (заключается в создании огромного разнообразия поделок путём комбинирования разных бумажных форм).    (Слайд №27)

- конструирование из природного материала (шишки, жёлуди, ветки, семена, трава и т.д.).    (Слайд №28)

- конструирование из разных материалов на участке детского сада. Используется разный природный материал  (песок, снег, шишки, жёлуди, кора, камни, солома, трава и др.). Так же другие материалы (бумага, всевозможные упаковки, в том числе и картонные коробки разного размера, палки, верёвки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п.).    (Слайд №29)

      При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.  (Слайд №30)

        При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.

        Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.

       

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

«Детский сад № 316»

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

«Значение конструктивной деятельности в социально - личностном развитии

детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Коньшина Н.В.

 

2020г.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование.

Термин «конструирование» произошёл от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. (Слайд №2)

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материалы. (Слайд №3)

По своему характеру детское конструирование более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – также отражается окружающая действительность.

Развитие конструирования находится в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой – способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль (особенно упражнения с разборными игрушками) в процессе формирования манипуляторной деятельности рук, развитии пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. (Слайд №4)

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника. Совместная организованная деятельность конструированием не только способствует развитию сенсорно - персептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулируют развитие воображения, а также способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способности к анализу, положительно сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, планирование последовательности действий, словесный отчет с анализом результата. (Слайд №5)

В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкций, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отображаемый объект. С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию.

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько форм организации обучения детскому конструированию, которым должны овладеть дети:

Конструирование по образцу

заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения

. (Слайд №6)

 

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

. Сначала  детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

(Слайд №7)

Конструирование по собственному

замыслу

 

по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями, для

развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать

.

(Слайд №8)

 

Каркасное конструирование

 предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции

.

(Слайд №9)

 

Конструирование по теме

. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой

.

(Слайд №10)

Конструирование по модели

заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих её элементов скрыто от ребёнка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Таким образом, в данном случае ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

(Слайд№11)

У каждой формы конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.

Разбирая образец на детали, а затем, собирая их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез. Формируется способность к целенаправленной деятельности.

Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.

Во всех возрастных группах необходимо создавать условия для обыгрывания построек, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т.д.). Старшие дошкольники могут конструировать подсобный материал различных предметов для оснащения игр из бумаги, картона. Можно использовать также игрушки, собранные из конструктора.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. (Слайд №12)

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); (Слайд №13)

-конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.); (Слайд №14)

- конструирование из крупногабаритных модульных блоков (крупные модули бывают объёмные и плоскостные); (Слайд №19)

- компьютерное конструирование. (Слайд №21)

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним. Передают их характер, используя такой приём, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: весёлый клоун, прекрасный принц и т.п., что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов. (Слайд №22)

К художественному типу конструирования относятся:

- конструирование из бумаги. Существует разная техника работа с бумагой: сминание, скручивание, разрывание, разрезание, сгибание. (Слайд №23)

Разновидности техники конструирования из бумаги: оригами (техника получения поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях); (Слайд №24) киригами (складывание бумаги и вырезание её в разных направлениях); (Слайд №25) квиллинг (искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги); (Слайд №26) бумажная скульптура (заключается в создании огромного разнообразия поделок путём комбинирования разных бумажных форм). (Слайд №27)

- конструирование из природного материала (шишки, жёлуди, ветки, семена, трава и т.д.). (Слайд №28)

- конструирование из разных материалов на участке детского сада. Используется разный природный материал (песок, снег, шишки, жёлуди, кора, камни, солома, трава и др.). Так же другие материалы (бумага, всевозможные упаковки, в том числе и картонные коробки разного размера, палки, верёвки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п.). (Слайд №29)

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства. (Слайд №30)

При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.

Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×