Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

консультация "В мире сказок с музыкальными и шумовыми инструментами" | Гнездилова Татьяна Петровна. Работа №275886

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гнездилова Татьяна Петровна
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Их так много, и они такие разные.И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки.

И в этих сказках вы в этом убедитесь.

Одной из самых увлекательных доступных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок - шумелок. Забавное и шумовое оформление музыкальными инструментами обеспечат интерес при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки, откроет увлекательный мир музыкального творчества.

Исполнение детьми сказок – шумелок способствует развитию у детей творческой фантазии, умение различать громкость и звуковые оттенки музыкальных шумовых инструментов, обучают способам и приемам игры на них, навыкам общения.

Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Они дают возможность ребенку экспериментировать, возможность выразить себя, а нам нетрадиционно организовывать взаимодействия с ребёнком.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст для сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать инструмент, если он затрудняется, а затем дать возможность самому выбирать и исполнят, так как он это представляет.

Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказки сначала вместе с детьми импровизируйте различными звуками, в соответствии с ситуацией сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Затем ребенок к каждому герою пусть подберет похожие по звучанию инструменты, передавая ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Данные игровые упражнения помогли озвучить тексты не только русские народные, но и авторские сказки. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.  Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированную творческую инициативу ребёнка.

Совместно с детьми можно сочинять свои сказки с полюбившимися героями из мультфильмов, но и придуманными самими детьми.

А когда сказка готова её можно показать близким.

 

Сказки – шумелки:

Колокольчик ослика

Ослик очень любил гулять (стук по баночке).

Но он был маленьким и потому всё время терялся. Выйдет на улицу (стук по баночке).

а там так интересно. Вот дерево шуршит листочками (шуршание бумагой). Ослик много раз его видел, но прилетели бабочки (листик бумаг слегка шуршит)

и дерево вдруг расцвело удивительными цветами.

Или солнечные зайчики скачут, а Ослик с ними весело бегает, ножками топает (стук по баночке).

Или найдёт скорлупку от ореха постучит по ней копытце (стук орешками)

и думает: «Для чего она нужна?» А потом приделает к ней листик — вот и кораблик получился. Можно в плавание отправлять (шум дождя)

Пустит он кораблик по ручью, и сам за ним бежит. (стук по баночке). Заиграется ослик на улице и не знает какая дорожка к дому ведёт. Сядет под кустиком (шуршание бумагой)

и ждёт, пока его найдут.

Устала мама искать ослика и повесила ему на шею колокольчик (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)

Колокольчик весело звенит и рассказывает маме, где сейчас ослик (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)

И хотя колокольчик висел у ослика на шее, он всё время у всех спрашивал:

— Простите, вы не знаете, где это звенит? (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)

Такая красивая музыка, будто кузнечики на скрипках играют (коробочка с натянутими резиночками)

Вот такой рассеянный.

Но однажды ослик, задремав, качнул головой (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)

и понял — это звенит в его сне (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)

Так он и говорил каждому:

— У меня очень звонкие сны, с колокольчиком (колокольчик или звон карандаша о края рюмочки)

И все взрослые улыбались, а все маленькие завидовали.

Чей голос лучше

 

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел (треугольник или бокал)
«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели (две чашечки или металлофон).
« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки, сыграли что-то весёлое (деревянные ложки).
«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела (баночка с крупой или маракас)
«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала (коробка или барабан).
«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол (сковородка или тарелка)
Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это был самый лучший голос (веселый оркестр).

 

Лесные подарки

 

Идет по лесной чаще Мишка (барабан),

а на встречу ему косулю бежит (кастаньеты).

- Я иду домой, только плохо без подарка возвращаться домой к ребятам, - говорит Миша (вздыхает)

- Погоди, сейчас я приготовлю тебе кое-что и скажу всем лесным жителям, что ты нужны подарки для ребят. И убежала (кастаньеты).

Мишка сел на поваленную сосну и принялся ждать.

Вскоре косуля прибежала снова (кастаньеты).

- Вот возьми бусы из рябины - от проворной косули (шумелка наполненная горошком)

За нею летел дятел (шелест бумаги).

Это кусочек коры, из которого можно смастерить кораблик (скук палочек).

а следом за дятлом прыгала белочка со своим огненно-рыжим хвостом (шумелка).

- От белочки мешочек с лесными орехами (стук орешками).

- Вот так лесные подарки! — обрадовался Мишка и поблагодари лесных жителей.

Упрямый медвежонок

 

Шел однажды медвежонок по лесу (барабан).

Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска).

Знал медвежонок, что связываться с пчелами опасно. Но уж очень ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез на дерево (трещетка).

Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска).

Завыл медведь, застонал (голос) еле ноги унес (барабан).

Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан).

–Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево (трещетка).

Сел на самый толстый сук (тёрка)

и начал его пилить (дрова)

Летела мимо птичка-синичка (дудочка).

- Не пили, мишенька, а то гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском (свистулька).

- Без тебя обойдусь!- прорычал мишка в ответ. А сам дальше пилит (терка).

Скакала по веткам белочка: (стук орешками).

- Перестань, мишка, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).

Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).

Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).

- Ой, упал медведь! Сук (смять стаканчик пластиковый)

обломился и рухнул (барабан).

Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал(голос).

- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали: - Никогда не пили сук, на котором сидишь!»

 

Встреча с Козликом

 

Шел Мишка по тропочке (барабан), долго он шел(барабан).

Вдруг выскочил на тропку Козлик (камешек о камешек).

- Моя тропка! — кричит Козлик. — Посторонним ходить воспрещается!

Наклонил голову, застучал копытцами(камешек о камешек).

хотел забодать Мишку.

Очень испугался Мишутка Козлика. Сел на тропку (удар в барабан)

И даже не смог пошевелиться. А ведь только что торопился…

Увидела это пролетающая Сорока (шелест бумаги)

и застрекотала: — Козлик! Козлик! Тебя мама-коза ищет!

Поднял Козлик голову,

а Мишка — юрк! ( металлофон)

у него между ногами, словно в воротца.

— Скажи, Сорока, моей маме, что мне некогда, — проворчал Козлик и вновь опустил рожки.

Так и простоял Козлик весь вечер на тропке.

 

Сказка про овечку

 

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону. Сначала по травке (шуршим пакетом),

потом по камушкам (стучим камнем о камень),

потом она дошла до ручейка (перелить воду из стакана в стакан).

И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь (поблеять).

Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (подуть в трубочку).

У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так (позвенеть в колокольчик).

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик (опять позвенеть колокольчиком, но накрыв чем-то, чтобы приглушить звук).

Пастух отправился искать свою овечку. Сначала по травке шел (шуршим пакетом),

потом по камушкам (стучим камнем о камень),

потом он перешел быстрый ручей (перелить воду из стакана в стакан).

Пастух нашел овечку и она радостно заблеяла (голос).

И они пошли домой. Сначала перешли быстрый ручей (перелить воду из бутылки в стакан),

потом пошли по камушкам ( стучим камнем о камень),

потом по травке

( шуршим пакетом).

Вот они и дома. Все овечке обрадовались и заблеяли (все дети говорят «бе-е-е»).

 

В «музыкальных сказках – шемелках» вы с детьми можете более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром звуков. Фантазируйте, творите музыку, играйте с музыкой и пусть она станет частью вашей жизни!

 

 

Консультацию подготовила муз. руководитель Гнездилова Т.П.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×