Кружок "Юный блогер" для детей старщего дошкольного возраста | Бурнашева Ксения Михайловна. Работа №306025
Аннотация: в данной статье описываются развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста путем кружка «Юные блогеры». Раскрывается основные проблемы коммуникативного развития у детей дошкольного возраста, понятии «видеоблогер», «журналист», причины почему подростки ведут свои видеоблоги и смотрят других видеоблогеров. Также диагностика у детей коммуникативных умений. Краткое описания кружка «Юный блогер». Ключевые слова: коммуникативные умения, дошкольный возраст, видеоблог, особенности развития коммуникативных умений у старших дошкольников, развитие, связная речь.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ КРУЖКА «ЮНЫЕ БЛОГЕРЫ»
Аннотация: в данной статье описываются развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста путем кружка «Юные блогеры». Раскрывается основные проблемы коммуникативного развития у детей дошкольного возраста, понятии «видеоблогер», «журналист», причины почему подростки ведут свои видеоблоги и смотрят других видеоблогеров. Также это описывается в практической части данной статьи, посредством анализа (опроса) учащихся одной из образовательных организаций.
Ключевые слова: коммуникативные умения, дошкольный возраст, видеоблог, особенности развития коммуникативных умений у старших дошкольников, развитие, связная речь.
Введение: развитые коммуникативные умения – полезный навык, который считается эффективным инструментом для решения текущих задач. Он является важной составляющей личностного развития, так как определяет успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми и самим собой. От уровня развития коммуникативных умений зависит успешность в социальной, профессиональной, личностной и других областях жизни.
Коммуникативные умения – это умения адекватно воспринимать информация от собеседников, грамотно, правильно и доступно излагать свои мысли, эмоции и чувства.
В наше время коммуникация является неотъемлемой частью каждого человека. Но в современном мире коммуникация довольно редкое «явление» среди подрастающего поколения. Когда ребенок взрослеет ему становится сложно находить общий язык, в частности это связано с проблемой самооценки, из-за чего человек становится замкнутым.
Развитие коммуникативных умений у детей способствует повышению мотивации, лучшему установлению межличностных взаимоотношений. Это влияет на развитие воображения, умение работы в коллективе, саморегуляции и инициативности.
Все чаще дети уходят в глобальную сеть Интернет, где и проводят большую часть своего времени. Просмотр новостных пабликов, переписка с друзьями в мессенджерах, просмотр видеороликов в социальных сетях, а также на видео-площадках. Мне стало интересно, возможно ли развивать коммуникативные умения с помощью кружка «Юный блогер».
Цель исследования выявить и теоретически обосновать особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через кружок «Юный блогер»
Были выделены следующие задачи:
Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативных умений у дошкольников;
Выявление роли кружка «Юный блогер» в развитии коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Успешная социализация и накопление общечеловеческого опыта происходит в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным фактором, влияющим на успешное общение, является речь. Грамотная, развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В связи с этим я определила направление инновационной деятельности – формирование социально-коммуникативных навыков и развитие связной речи. Чтобы этот процесс стал более увлекательным и для детей, и для педагогов в качестве средства достижения поставленной цели мы взяли журналистику, т.к. данное направление близко современным детям.
Обьект Процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Новизна
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Новые информационные технологии должны стать для обучающихся инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста игра. Благодаря коммуникации мы можем контактировать с людьми, общаться, узнавать что-то новое. Коммуникативные умения – главная составляющая любой коммуникации.
Понятие «коммуникация» в целом трактуется как общение, обмен знаниями, эмоциями, мыслями и другой информацией, слово имеет латинские корни и что дословно означает связываю, общаюсь, делаю общим. Средства коммуникации прежде всего осуществляют сам процесс коммуникации и могут быть вербальными или невербальными.
Коммуникация может быть как вербальной, так и невербальной. Стоит заметить, что процесс коммуникации не является непрерывным, он может разделяться на отдельные коммуникационные акты (они в свою очередь определяются логически по содержанию информации).
На данный момент актуальной является проблема развития коммуникативных умений в младшем дошкольном возрасте. При рассмотрении коммуникативного развития приведем прежде всего общие данные отечественных исследований о характере его изменения в дошкольном возрасте. М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно- личностное, ситуативно-деловое, вне ситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. В старшем дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он».
Автор книги «Основы педагогической коммуникации: учебное пособие» Максимова А.А. выделяет, что коммуникативные умения – осознанные коммуникативные действия субъектов педагогического общения (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [1].
В своей работе Максимова А,А. выделяет структуру коммуникативных умений сложными, высокого уровня. Включают в себя элементарные умения [1].
Коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные (Умение вступать в процесс общения; ориентирование в партнерах и ситуации общения), регуляционно-коммуникативные (умения согласовать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров по общению) и аффективно-коммуникативные группы умений (умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с другими людьми, оценивать эмоциональное поведение друг друга).
Развивать коммуникативные умения – это значит научить себя быть активным в разговоре с другими, уметь правильно выражать свои мысли, где необходимо задавать вопросы и правильно формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно участвовать в обсуждении рассматриваемых проблем, комментировать высказывания других, аргументировать свое мнение, а также выражать собеседнику эмпатию.
Чадова С.А. выделяет средства для развития коммуникативных умений такие как: игры (сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации, театрализованные игры, сценарии активизирующего общения (игровые задания), приемы социоигровой педагогике.); работа в постоянных и временных микрогруппах (игровых команд) - такая работа уменьшает дистанцию между детьми, учит искать эффективные способы общения друг с другом, актуализировать в себе терпимость, выделять в качестве приоритета ценности общего дела; тренинги; проектная деятельность учащихся [4].
Уровень развития коммуникативных умений трудно переоценить, поскольку человек живет в социуме, среди других людей, и не может с ними не взаимодействовать. Через общение, коммуникацию происходит формирование личности, передача и усвоение ценностей, нормы общежития и прочее, воспроизведение человеком самое себя и развитие культуры и цивилизации.
Нельзя не согласиться с мнением Панасенко К. Е., указывающей, что готовность детей дошкольного возраста к общению и взаимодействию с окружающим их предметным и социальным миром рассматривается сегодня как необходимое условие становления личности ребенка, показатель освоение им содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
Автор отмечает, что общение, как составляющая социально-личностной сферы, обеспечивает процесс позитивной социализации-индивидуализации, социальнопсихологической адаптации ребенка, а именно: умения устанавливать психологический контакт; учитывать особенности коммуникативного воздействия; аргументированность, логичность и адекватность коммуникативного поведения ситуации общения; понимание и обмен информацией между участниками взаимодействия; эффективное использование вербальных и невербальных средств общения.
Причин возникновения проблем коммуникативного общения у деток-дошкольников может быть несколько. Как отмечает Поморцева Н. В. в своей работе, причинами могут быть: высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).
В современном обществе большое влияние на детей оказывает сеть Интернет, просмотр видеороликов на различных стриминговых и видео-площадках. Смартфоны, Go-Pro камеры, ноутбук, свет (световые кольца, софт-боксы), нагрудный микрофон – основной инвентарь современного видеоблогера.
В наше время актуально направление в сфере блога – «видеоблогинг». Благодаря этому направлению у людей всех возрастов появляется возможность самовыражения, показать и проявить себя в той или иной сфере; поиск различных путей решения проблем, с которыми они столкнулись в повседневной жизни.
В последнее время такое направление набирает обороты популярности. Видеоблогеры посвящают свои каналы какой-то определенной тематике, внедряя новые формы и темы, при этом сохраняя рамки.
Доцент кафедры «Социальных, психологических и правовых коммуникация» Текутьева И.А. выделяет следующие виды видеоблогов: видеоблоги личного характера или персональные; групповые или совместные; микроблог; корпоративные [2].
Главной особенностью видеоблогинга является возможность самовыражения, самоутверждения, социализация и приобретение популярности.
Просмотр видеоблогов интересен детям по простым и понятным причинам: неформальная обстановка; возможность смотреть только интересную для тебя информацию; возрастные особенности.
Психолог Мелихова В.И. выделяет ряд «старых» психологических причин, почему детям нравится вести свои видеоблоги: стремление к самоутверждению, ощущению нужности; подражание старшим кумирам; преодоление стеснительности в общении; потребность быть услышанным; поиск друзей и единомышленников; эксперименты и самовыражение [3].
Видеоблог как жанр Интернет-коммуникации обладает следующими функциями: коммуникативная, функция самопрезентации, развлечения, укрепление социальных связей, развитие связной речи, самосовершенствования и рефлексии.
С целью выявить уровень развития коммуникативных умений, мной было проведено комплекс диагностических методик:
1. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
2. Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).
Целью методики «Рукавички» является выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Целью следующей методики - «Левая и правая стороны» явилось определение коммуникативных действий каждого ребенка с учетом позиции собеседника.
Исходя из результатов проведения двух методик, я выяснила, что у детей в той или иной степени развиты коммуникативные умения, дети способны вступать в процесс общения. Однако это взаимодействие не всегда строится на адекватном восприятии и интерпретации получаемой информации, правильной передаче её содержания другим собеседникам (коммуникантам). Об этом свидетельствует то, что, несмотря на возникающее желание помочь друг другу, не смотря на интерес к совместным действиям, в силу повышенной эмоциональности, дети часто перебивают своего партнера, отстаивая свою точку зрения, не учитывают желания, предпочтения своего сверстника, не всегда умеют согласовывать свои действия с действиями собеседника, не соотносят средства вербального и невербального общения, не способны оценить эмоциональное состояние своего товарища, что приводит к конфликтам и снижению результативности совместной деятельности.
Полученные результаты позволяют утверждать, что необходимо проводить работу по формированию коммуникативных умений у детей исследуемой группы. Для этого необходимо разработать кружок, который, на наш взгляд, позволит повысить уровень коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Следующим шаг – провести консультацию родителям «Для чего нужно уметь общаться?».
На консультации необходимо ознакомить родителей с результатами диагностики детей, раскрыть важность развития коммуникативных умений у детей на данном возрастном этапе, ознакомить с особенностями коммуникаций и способами их развития. Попытаться вызвать интерес к проекту и активное участие в процессе его реализации.
С этой целью предложить родителям обсудить дома с детьми различные проблемные ситуации общения, возникающие в повседневной жизни, рассмотреть семейные фотографии, прочитать литературные произведения «Винни Пух и все, все, все», «Буратино», «Дюймовочка» и ознакомить со способами разрешения конфликтов. Обращать внимание детей на способы разрешения конфликтов и причин их возникновения у героев современных мультфильмов «Лунтик», «Маша и медведь».
Занятии кружка «Юный̆ блогер» развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, речевую культуру, выразительность речи, уметь ясно и грамматически строить свою речь, излагать свои собственные мысли , дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить воспитанникам свои возможности в избранной̆ области деятельности.
Место проведения:
ЧДС «Первая ступенька»
Работа над проектом включает ряд этапов :
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Первый этап – подготовительный.
На первом этапе мною осуществлялось знакомство с методической литературой и нормативно-правовой документации по выбранной теме;
Осуществлялся анализ материально-технической базы, а именно - анализ продуктивности в использование для дистанционного обучения и онлайн общения с родителями (законными представителями) различных информационных платформах, мобильных приложениях и видеохостингах.
Составление перспективного плана работ в соответствии с педагогическими принципами, определенными ФГОС дошкольного образования;
Подбор тем консультаций и памяток для размещения в родительских чатах.
Второй этап – основной.
На данном этапе проводилась следующая работа:
1. Пополнение и оснащение мультимедийным и интерактивным оборудованием предметно – пространственной развивающей среды, так как применение данного оборудования выводит решение образовательных задач на новый качественный уровень. Так же они помогают в должном качестве и объеме удовлетворять запросы родителей (законных представителей). Без новшеств ДОО сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями, поэтому для постеленных целей, мною была проведена следующая работа:
пополнение исследовательского уголка в групп
- Оборудование для экспериментов с детьми, такие как:
песочные настольные часы;
сборная модель «Планетарий»
сборная модель «Лупоскоп»;
научный набор «Извержение вулкана»;
световые планшеты;
- наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, коллекции, макеты;
Интерактивные игрушки
познавательная литература (энциклопедии, научно - популярная литература, журналы для детей, иллюстрации, рисунки);
современные гаджеты (сэлфи - палка, смартфоны, планшеты, видеокамера)
На протяжении данного проекта у детей выработалось любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. В свою очередь внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Задача в данном проекте была – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требовало пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Образовательный стандарт дошкольного образования вышла на новый этап развития.
В течении данного проекта был выпущены разные рубрики. Процесс создания видеоблога строился по принципу тематического планирования, проходя поэтапно по всем образовательным областям. Первый видеоблог был посвящен дню матери, дети поздравляли и отвечали на вопрос про маму. Создание видеоблога способствовало формированию у обучающихся не только познавательного интереса, но и овладению техническими средствами.
Получив опыт создания видеоблога, для боле успешного освоения детьми основной образовательной программы было принято внедрить данный видеоблог в образовательный процесс.
Третий этап – заключительный.
Презентация образовательного проекта в ДОО;
Разработка занятий, упражнений и распространение на информационных носителях;
Создание банка презентаций по разным направлениям, консультаций, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями;
Таким образом, работа над проектом, велась систематически, целенаправленно, последовательно и носила индивидуально-дифференцированный характер.
На заключительном этапе я подвела итоги образовательного проекта.
Ожидаемые результаты проекта, результат деятельности детей:
- дети познакомились с инновационно – коммуникационными технологиями (видение видеоблога);
- сформированы основы научного мировоззрения;
- новые знания усваивались, с помощью новых инновационных устройств, таких как интерактивная доска, различные информационных платформ, мобильных приложениях и видеохостингах.
- активизирован познавательный интерес детей к сфере информационно – коммуникационных отношений;
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Выводы
В ходе исследования нами были рассмотрены коммуникативные умения, их особенности, видеоблог и особенности развития коммуникативных умений. Формирование коммуникативных умений должно осуществляться в старшем дошкольном возрасте, так как в этом возрасте усиливается потребность в содержательном общении со сверстниками,
Расширяются возможности для совместной деятельности, обеспечивается именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и готовности к обучению в школе.
Содержание коммуникативных умений конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов) и ее параметрами (Р.К. Терещук).
Исходя из вышеизложенного, я сделала программу кружка «Юные блогеры», направленное на развитие коммуникативных умений и связной речи.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Комплекс занятий, коммуникативного содержания,п оказал эффективное влияние на повышение уровня сформированности коммуникативных умений у детей, что подтверждают позитивные изменения контрольного этапа в сравнении с начальным.
Таким образом, мы видим, что на формирование коммуникативных умений у детей оказывают влияние условия внешней ситуации общения. Поэтому при создании благоприятных условий, т.е. соответствующей развивающей среды в ДОУ, можно управлять процессом формирования коммуникативных умений дошкольников, достигая хороших результатов.
Список литературы
1. Конева М. В. Взаимосвязь непрерывного образования педагога и внедрения инновационных форм работы в ДОО/ Конева М. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2020. - № 1. – С. 60 – 67
2. Максимова, А. А. Основы педагогической коммуникации: учебно-методическое пособие / А. А. Максимова. – Орск : Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. – 170 с.
3. Текутьева, И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга [Текст] / И. А. Текутьева // Медиасреда. – 2016. – С. 107-113.
4. Центр психотерапии «Алвиан» [Электронный ресурс]: база данный сайт содержит статьи и публикации для оказания психологической помощи. Электрон. Дан. (957 публикаций). Режим доступа: https://medalvian.ru/zhurnal/hochu-byt-blogerom/, свободный. – Загл. с экрана. (дата посещение 14.03.2021)
5. Чадова, С. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников: выпускная квалификационная работа [Электронный ресурс]/ ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». / Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7560/2/10Chadova.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (дата посещение 21.09.2021)