Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Игровые упражнения как средство развития зрительной памяти дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Работа №23362

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Игровые упражнения как средство развития зрительной памяти дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Работа:

ФИО автора Макарушкина Ольга Геннадьевна

Место работы педагог-организатор МБУ ДО МО Плавский район «Дом детского творчества», г. Плавск

Контактный e-mail Pelargoniya1985@mail.ru

Контактный телефон 9534278856

 

Игровые упражнения как средство развития зрительной памяти дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Аннотация: зрительная память дошкольников с интеллектуальными нарушениями, игровые упражнения как средство развития зрительной памяти.

Ключевые слова: память, ребенок, дошкольник с интеллектуальными нарушениями, развитие памяти, мнемическая деятельность, приёмы запоминания.

 

Роль памяти в развитии ребенка определяющая. С помощью памяти ребенок усваивает новые знания о самом себе и окружающем мире, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память-это запоминание, сохранение информации с последующим воспроизведением человеком собственного опыта. Составляющими памяти являются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (животным, птицам, домам, деревьям, цветам, и.т.д.), а также и несущественные признаки, частные детали.

Следует также отметить, что в возрасте шести лет преобладает наглядно-образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.

Учёными определены условия, обеспечивающие овладение дошкольниками приёмами запоминания. Так, авторы указывают, что следует побуждать ребёнка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников (например, в процессе счёта игрушек, предметных картинок, при составлении либо в ходе выделения отдельных элементов из заданной геометрической фигуры и т.д.). Для этого нужно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Сочетание задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффективность зрительной памяти [2].

Развитию зрительной памяти способствуют упражнения, использующиеся в игровой форме. Игра создаёт действенную мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребёнку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также даёт педагогу возможность руководить мнемической деятельностью [3].

Учёные обращают внимание на то, что чем внимательнее, активнее и самостоятельнее деятельность ребёнка, тем она значительнее способствует развитию зрительной памяти.

Быстрее и точнее запоминается то, что соответствует потребностям ребёнка, а также то, что объединено какой-либо мыслью в логическое целое. Это достигается определённой последовательностью в изложении материала, где предыдущее обеспечивает усвоение последующего. В этой связи учёные указывают на значимость правильно структурировать занятия с дошкольниками, на необходимость осуществлять последовательное предъявление игровых упражнений, то есть по мере их усложнения [1].

Учёные (А.Н. Антипина, Ю.А. Блинков, Н.Ю. Борякова, Н.А. Деревянкина, В.В. Кисова, И.А. Конева, С.Г. Шевченко и др.) рекомендуют использование игровых упражнений, которые различны по виду и математическому содержанию.

В ходе игровых упражнений выступает задача прямого обучения. В этом особая ценность упражнений при развитии памяти у детей. Использовать их можно на занятиях, в индивидуальной работе, небольшими подгруппами. Педагог может сам придумать содержание упражнения, видоизменить его в зависимости от поставленной задачи, внести варианты, постепенно усложнить. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мыслительные усилия в соответствии с предложенным темпом. Наиболее понравившееся упражнение, дети используют в разных совместных игровых ситуациях. [2].

При обучении упражнениям педагог следит за качеством выполнения их. Это необходимо для правильного формирования процессов памяти. Многие ранее знакомые упражнения могут применяться в качестве подготовительных, с помощью которых педагог подводит детей к выполнению более сложных действий. Для развития зрительной памяти дошкольников с интеллектуальными нарушениями, такие упражнения имеют важное коррекционное значение. Ребёнок, ранее зрительно восприняв предмет, отыскивает его в другой ситуации, тем самым происходит процесс воспроизведения и закрепления информации.

О.Н. Истратова рекомендует проводить игровые упражнения с использованием карточек, конструкторов, мягких модулей, реальных предметов, сюжетных картинок, т.е. средств наглядности [4]. Иллюстрации, предметы, предлагаемые в процессе игрового упражнения, должны быть яркими, узнаваемыми для детей дошкольного возраста. Изображения на иллюстрациях должны быть пропорциональными, соответствовать реальному изображению предмета. Высокий положительный эффект может быть достигнут в том случае, если зрительно воспринятый материал будет связан с уже знакомой для дошкольников информацией.

Н.Ю. Борякова полагает, что развитие у детей зрительной памяти следует осуществлять поэтапно [5]. Первый этап работы – подготовительный. Его цель - подготовить детей к совершению действий, направленных на оперирование образами воспринятых ранее предметов. На этом этапе надо уделять внимание обучению детей способам запоминания. Например, как правильно восстановить линейный ряд из геометрических фигур, каким образом можно точно воссоздать предмет, поделённый на элементы и т.п. Второй этап - основной. Его цель – обеспечивать целенаправленное развитие у дошкольников с интеллектуальными нарушениями зрительной памяти.

Для этого можно использовать игровые упражнения, а также тот наглядный материал, который сопровождает игровую деятельность (количество цифр, геометрических фигур, абстрактных изображений). При этом предлагающиеся детям изображения должны отличаться не по одному признаку, а по двум-трём: например, цвет и форма, форма и величина. Третий этап – заключительный. Его цель заключается в совершенствовании у детей зрительной памяти, что обеспечивается за счёт использования разноплановых упражнений.

 

Список литературы

Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.

Психодиогностические

методики. Коррекционные упражнения, Издательство “Ось”, 2000г., 100-с.

Стребелева

Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2002 г.,332-с.

Забрамная

С.Д. Развивающие занятия с детьми / С.Д.

Забрамная

, Ю.А.

Костенкова

. – М.: 2001. – 80 с.Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. – Л., 1985., 64-с.

Истратова

О.Н.

Практикум по детской

психокоррекции

: игры, упражнения, техники.

Ростов н/Д: Феникс,

2007.-

349,

[1] с.

Борякова

Н.Ю. Ступеньки развития: ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. –

Москва

: Гном-пресс, 2000

-64с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×