Конспект организованной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения
Тема : С Машей в путешествие
Цель деятельности учителя: автоматизация звуков [Ш] и[Ж] в словах и предложениях.
Педагогические задачи:
1.Коррекционно – образовательные:
1) Создать условия для овладения устной речью, построения речевого высказывания и ситуации общения.
2) Способствовать:
а) закреплению артикуляционных и акустических признаков звуков [ш], [ж] с помощью игровых моделей, умения отвечать на вопросы: кто, что? чего? с чем?;
б) пониманию грамматических конструкций предложения;
в) упражнению в словообразовании и употреблении слов в родительном, дательном и творительном падежах;
г) составлению предложений из отдельных слов.
2.Коррекционно – развивающие.
Используя здоровьесберегающие технологии, содействовать развитию:
1)артикуляционной и тонкой моторики, синхронизации движений языка и кистей рук;
2)фонематического слуха, умения воспроизводить ритмический рисунок из серии звуков и слогов;
3)речевого дыхания по системе А.Н. Стрельниковой;
4)связной речи (составлению предложений из отдельных слов, рассказа по мнемодорожке).
3.Коррекционно – воспитательные.
Содействовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Материалы и оборудование:
1.Дидактическое пособие «Звуковой домик».
2. Картинки с изображением цветов, продуктов питания, панно «Лесная полянка».
3. Таблица – инструкция по биоэнергопластике.
4.Компьютер.
Ход организованной образовательной деятельности.
Логопед. Мы вместе с Машей отправляемся в путешествие на паровозике. Машинист паровозика – Язычок. ( Звучит сигнал паровоза и отправляемся в путь).
Поезд подаёт сигнал –
Он стоять уже устал.
Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт.
Задание 1.
- Чтобы не скучать в пути, предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику.
Логопед использует биоэнергопластику, рассказывает стихотворение С. Я Маршака «Апрель». Ребёнок выполняет движения языком и кистями рук. Необходимо следить за синхронностью выполнения движений.
Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики.
текст
Кисти рук
Язык
1
2
3
Апрель,
Апрель!
Хлопать в ладоши.
Беззвучно шлёпать губами. Упражнение накажем непослушный язычок.
На дворе
Звенит
Капель.
Щелкать пальцами.
Цокать языком.
По полям
Бегут
Ручьи.
Кистями рук выполнять волнообразные, плавные, расслабленные движения.
Упражнение « Качели»:
«вниз» -язык вниз,
«вверх» - язык вверх.
На дорогах
Лужи.
Сомкнуть кисти рук «чашечкой».
Упражнение «Чашечка».
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Указательный палец и мизинец выставить вперёд, остальные пальцы собрать в кулак. Показать пальцы – спрятать.
Упражнение « Иголочка», «Змейка». Открыть рот – показать язык, спрятать.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Кулачки с усилием нажимать на внешнюю поверхность ноги от бедра к колену.
Упражнение « Спрячь конфетку».
Стали птицы песни петь.
Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.
Упражнение « Вкусное варенье».
И расцвёл подснежник.
Ладони поднять вверх, подушечки пальцев соединить – «бутон»; основания кистей прижать друг к другу. «Цветок распускается»: развести одновременно пальцы рук в стороны, затем свести пальцы вместе.
Упражнение «Точка», «Улыбка».
Задание 2.
- Когда пассажиры отправляются в путешествие, они берут в дорогу интересные книги.
Логопед использует дидактическое пособие « Звуковой домик».
По объёмным моделям артикуляционных признаков звуков [ш], [ж] ребёнок называет:
форма губ – «бублик»;
форма и положение языка – «чашечка», кончик поднят вверх;
по середине
языка в щель выходит тёплый ветерок;
«
ш-ш-ш
» - так шипит гусь;
«ж-ж-
ж-
« - так жужжит жук.
Приложить к внешней поверхности шеи руку и ощутить наличие шума или шума и голоса при произнесении звуков
[
ш
]
и
[
ж
]
(
[
ш
]
– глухой,
[
ж
]
–звонкий).
- Вот и первая остановка « На полянке».
На столе разложены картинки цветов, гусь и жук.
Задание 3.
Ребёнок вместе с картинками прыгает, « летает над цветами» и проговаривает:
З
ву
к
[
ш
]
и
[
ж
]
в названии цветов выделяет голосом.
Произнеси слоги согласно определённому ритмическому рисунку.
1-й ряд – со слогом жа,
2-й ряд – со слогом жо,
3-й ряд – со слогом жу,
4-й ряд – со слогом жи.
Если картинки с цветами расположены рядом, то звуки произносятся подряд, а если на расстоянии, - надо выдержать паузу.
Жа-жа---жа-жа жо-жо-жо---жо-жо
После выполнения задания ребёнок садится за стол. Логопед предлагает выполнить задания « на опушке леса».
Задание 4.
Ребёнок должен закончить предложения отвечая на вопросы логопеда к картинкам( кто? что? чего? к чему?).
В каждом слове чётко проговаривать звуки [ш] и [ж].
Прогулка по опушке леса.
- Посмотри, Маша, вокруг.
На опушке леса растут что?( Ромашки, ландыши, душистый горошек.) Нежные и душистые ландыши украшают полянку.
-Угадай по первым звукам слово: кто летает над ромашкой? Ж-у-к (Жук).
-По реке плавает что? (Кувшинка).
- Вдоль дорожки растёт что? (Подорожник).
- Мы видим на сосне что? (Шишки). А на орешнике что? (Орешки).
- Осторожно, Маша, не уколись о кусты чего? (Шиповника и боярышника).
- А вот это, такое колючее, что? (Можжевельник).
- Это что за кусты? ( Ежевики и жасмин).
- Что это за красивые цветы? (Жёлтые цветы пижмы).
- Давай прикоснёмся к чему?( К могучему дубу с жёлудями).
- А еще в лесу растут что? ( Волнушки и сыроежки).
- В лесу прячутся кто?( Зайчишки- трусишки и колючие ежи).
-Часто в лесу кукует кто? (Кукушка).
Тебе понравилась наша прогулка?
Задание 5.
-После прогулки выполним дыхательную гимнастику.
1. «Сова»:
1) Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести плечи с силой. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад через правое плечо, снова с силой развести плечи. Вдох, задержка дыхания, выдох.
2) Опустить руки. Уронить голову на грудь, Вдох, выдох.
3)Повторить, держа левой рукой правое плечо.
2. «Певец»:
1) Глубокий вдох. Руки медленно поднимать через стороны вверх.
2)Задержка дыхания на вдохе.
3)Выдох с открытым сильным звуком: а-а-а. Руки медленно опустить.
4) Вдох. Руки поднять до уровня плеч через стороны.
5)Задержка дыхания .
6) Медленный выдох с сильным звуком о-о-о; обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
7) Медленный вдох, Руки при этом поднять до уровня груди.
8)Задержка дыхания .
9) Медленный выдох с сильным звуком у-у-у. Руки при этом опустить, уронить голову на грудь.
-Садимся в поезд ( сигнал паровоза). Отправляемся в путь.
Задание 6.
- На обратном пути у нас в вагоне будет чаепитие. Приготовим полезный чай, выполнив задание.
1. Чай (с чем?) с ромашкой (какой ?) ромашковый.
2. Чай (с чем?) с шиповником (какой ?) шиповниковый.
3. Чай (с чем?) с ежевикой (какой ?) ежевичный.
4. Чай (с чем?) с жасмином (какой ?) жасминовый.
5. Чай (с чем?) с боярышником (какой ?) боярышниковый.
6. К чаю у нас( что?) шоколад, плюшки, ватрушки, рожки, пирожки.
Задание 7.
-Ответь на вопросы.
Джем: из вишни (какой?) вишнёвый,
из груши (какой?) грушевый,
из ежевики (какой ?) ежевичный,
из крыжовника ( какой?) крыжовенный.
Задание 8.
-Маша, скоро мы вернёмся домой, там тебя ждёт сестренка Даша и много друзей. Давай назовём их имена и передадим привет по телефону. Нажмём указательным пальцем на кнопку, одновременно с этим длительно и плавно произносим звук [ш] в словах.
Тебя дома ждёт Наташа – привет ( кому?) Наташе.
Далее по образцу 10 имён: Гриша – (Грише), Миша – (Мише), Паша – (Паше), Надюша – (Надюше), Катюша – (Катюше), Ивашка –(Ивашке), Даша –(Даше), Любаша – (Любаше),Ксюша –(Ксюше).
Задание 9.
Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
Ехать, поезд, на, Маша
.(
Маша ехала на поезде
.)
Книга, читать,
интересная, Маша. (
Маша читает интересную книгу
.)
Цветок, летать,
над
, жук. (
Жук летает над цветком
).
Ландыш, расти, опушка, лес,
на
. (
Ландыш растёт на опушке леса
).
Ватрушка, чай, пить, вкусно
.(
Пью чай с вкусной ватрушкой
).
Задание 10.
- Маша привезла из путешествия свой рисунок.
Составить рассказ по мнемодорожке.
1.На опушке Маша увидела ландыши.
2. Ландыши росли под деревьями.
3.Маша расскажет подружкам о путешествии.
- Вот мы и дома. Хорошо путешествовать с Машей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат