Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

История спортивного арнис. Работа №27313

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
История спортивного арнис
Работа:

История спортивного арнис

 

В настоящее время у нас в стране развивается целый ряд спортивных направлений, которые не являются аккредитованными видами спорта, но, в то же время, имеют весьма широкое распространение и высокую популярность. Одним из таких направлений является спортивный арнис, который относится к национальным видам фехтования и имеет высокую прикладную ценность.

Становление рукопашного боя и фехтования неразрывно связаны с развитием общества. Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со сценами поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры. Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой кулачного боя, относящийся ко второй половине III тысячелетия. В рукопашном бою большое место всегда отводилось владению холодным оружием. Это относится к единоборствам Европы, Ближнего Востока и, тем более, Японии, Кореи, Вьетнама, и других сопредельных странах. В том числе к Филиппинам, где возникли такие направления как Арнис, Эскрима, Кали.

Что же представляют собой филиппинские боевые искусства? Это комплекс технических приемов и методов обучения им, включающий фехтование на палках и клинковом оружии, кулачный бой и борьбу. В отличие от всех других боевых искусств, где обучение идет от тренировки без оружия к работе с оружием, особенность филиппинских стилей заключается в том, что обучение начинается с техники владения палками и ножом и лишь впоследствии происходит переход к рукопашному бою. Несмотря на столь обширный арсенал, основой и, можно сказать, «визитной карточкой» этих стилей является фехтование на одной и двух палках, длинной около 70 см. Термином, обобщающим все направления филиппинских боевых искусств, является арнис (от испанского arnes – защита руками).

Боевые искусства тесно связаны с историческими и культурными традициями народов их создавших. Особенности боевых искусств народов, населяющих острова Филиппинского архипелага, определяются их историей и уникальной культурой, сформировавшейся на стыке различных цивилизаций. В течение своей истории Филиппины испытали влияние различных цивилизаций, привносивших в их культуру (в том числе и боевую) свои влияния.

Филиппины – государство на островах Филиппинского архипелага, расположенного в Тихом океане у юго-восточных берегов Азии, территорию которого составляют более 7000 островов, наиболее крупные из которых: Лусон, Минданао, Санар, Негрос, Палаван, Панай, Миндоро и др. Среди населения Филиппин насчитывается более 45 этнических групп, которые подразделяются на: равнинные прибрежные народы (бисайа, тагалы, илоки, бикол, пангасинан, ибанаг, самбал и т.д.), ранее других подвергшиеся колонизации и испытавшие большое влияние сначала испанской, а затем американской культур; горные народы (ифугао, бонток, тингиан, апайо, букиднон, балаан, субанон и др.), живущие во внутренних районах крупных островов и в значительной мере сохранившие традиционную культуру и верования; моро – исламизированные народы Южных Филиппин; пигмеи аэта, которые считаются наиболее древним народом.

Практически все племена имеют свои системы боевых искусств, так среди ибанагов развивалось искусство пагкаликали, среди тагалов панандата, бисайакалирадман, илоковпагарадман, илокановкабароан, пампангановсинавали, пангасинановкалиронган и т.д.

Проблема изучения истории боевых искусств на Филиппинах заключается в том, что первые письменные источники, описывающие различные боевые системы, появились только в ХХ в. Вся история этих единоборств базируется на устной традиции и, соответственно, не может считаться достоверной.

Считается, что зарождение филиппинских боевых искусств относится ко второй половине первого тысячелетия н.э., когда значительная часть Филиппин находилась в сфере влияния суматранского государства Шривиджая, культура которого носила следы индийского влияния. В этот период на Филиппины переселилось большое количество малайцев, которые смешались с местным населением, образовав основу большинства современных народностей. Принесенные ими боевые системы получили на островах название «тьякалеле» (хотя ряд современных исследователей сомневается в том, что такое искусство реально существовало).

С IX – X вв. прослеживаются торговые и политические связи некоторых районов Филиппин с Китаем. Китайские торговцы и переселенцы познакомили местное население с искусством цюань-шу, известном на Филиппинах как «кунтао».

В XIV – XVI вв. часть Филиппин находилась в зависимости от яванской империи Маджапахит, а на отровах Себу, Лусон, Панат, архипелаге Сулу начали формироваться независимые княжества. С середины XVI в на юге Филиппин и в некоторых районах Лусона распространился ислам, проникший на архипелаг вместе с арабами через Индонезию. Все это привело к участившимся междоусобным войнам, что способствовало развитию различных систем боя и появлению разнообразного холодного оружия (крис, кампилан и т.д.). В это же время на Филиппинах появляется индонезийско-малайский силат.

Скорее всего, это были племенные искусства, основанные на местных традициях и местном типе оружия.

Первым письменным упоминанием о применении филиппинцами своих боевых навыков являются записи Пигафеты об открытии Филиппин испанской экспедицией под командованием Фернандо Магеллана в 1521 г. Заключив союз с правителем острова Себу, Магеллан принял участие в нападении на остров Мактан, во время которого был убит. Мактанский вождь Лапулапу, по легенде победивший Магеллана в поединке, считается первым из великих бойцов арнис и героем борьбы за независимость. Само же это событие многие филиппинские школы считают ключевым в развитии боевых искусств, доказывающим превосходство местной техники боя над испанской. Однако современные исследователи справедливо считают, что победа над испанцами была одержана за счет численного превосходства филиппинцев, а испанская фехтовальная школа, равно как и методы противодействия ей, легли в основу филиппинского боя с палками, ножом, мечом и другим оружием, и именно она определила современный облик филиппинских боевых искусств.

В 1565 г. начался захват Филиппин испанцами. Недовольство испанским владычеством привело к целой серии антииспанских восстаний, в которых активное участие принимали и мастера боевых искусств. Первые восстания (в 1572 г. и 1587-88 гг.) под предводительством наследственных правителей дату произошли в районе Манилы. К наиболее крупным относятся также восстания в 1622 г. на островах Бохол и Лейте, в 1650 г. на Висайских островах и северном Минданао, в 1660-61 гг. на острове Лусон (под предводительством Малога), в 1744 г. началось восстание под предводительством Франсиско Дагохо на острове Бохол, которое испанцы не могли подавить в течение 85 лет.

В период испанского присутствия на Филиппинах было запрещено ношение клинков. Это привело к тому, что обучение стало закрытым, а также к появлению ротанговых палок, как заменителей клинка во время тренировок.

Считается, что период 1600-1700-х гг. – это время, когда сформировалась традиция дуэлей хуэго тодо между представителями различных школ.

В конце XIX в. ряд филиппинцев (Хосе Ризаль, Антонио Хуна, Хуан Луна) работали в Испании, где изучали фехтование. Позднее они стали лидерами национально-освободительного движения.

В 1896 г. было создано движение «Katipunan», боровшееся за независимость Филиппин. Его лидеры, такие как Андрес Бонифацио, также считаются известными арнисадорами.

Национально-освободительная война завершилась в 1898 г. признанием независимости Филиппин, однако, в том же году был подписан договор между Испанией и США, по которому Филиппины были переданы Соединенным Штатам. В 1899 г. США начали войну против Филиппинской республики, которая закончилась поражением филиппинской армии.

В период II мировой войны, в 1941 г. на Филиппины вторглись войска Японии, установившие военную диктатуру. В 1942 г. на Лусоне была создана народная армия Хукбалахан, которая вела бои против оккупантов. Многие мастера боевых искусств вступили в американскую армию и воевали в составе диверсионных подразделений. После окончания войны на Филиппинах начался подъем национально-освободительного движения, приведший в 1946 г. к признанию Филиппин суверенной республикой.

Представители современных школ боевых искусств на Филиппинах утверждают, что филиппинское фехтование и рукопашный бой были едва ли не основным оружием национально-освободительной борьбы. С этим утверждением вряд ли можно согласиться (особенно, что касается периода новейшей истории), однако, не подлежит сомнению, что высокая результативность филиппинских стилей и ставка на реальность применяемых действий объясняются их богатой боевой историей как в прошлом, так и в наши дни.

После признания независимости Филиппин, школы боевых искусств вышли из подполья, началось их развитие, создание новых стилей, они получили государственную поддержку как национальный вид спорта. Был создан ряд организаций, которые занимаются развитием филиппинских боевых искусств в мире и спортивной деятельностью.

В XX в. многие филиппинцы эмигрировали в США (в основном на Гавайи). Среди них были и мастера боевых искусств, в частности такие Мастера как Флоро Виллабрилле, Анжел Кабалес, братья Пресасы и другие, которые стали открывать свои школы. С этого времени начинается распространение филиппинских боевых искусств в Америке, а затем и во всем мире. В настоящее время крупные центры филиппинских боевых искусств есть, кроме самих Филиппин, в США, Великобритании, Франции, Германии, Дании, Швеции, России и ряде других стран.

Как уже говорилось, основой для возникновения арнис стала потребность в подготовке воинов для постоянных сражений, которые сопровождали всю древнюю и новейшую историю народов Филиппин. Однако это относится, в первую очередь, к владению холодным оружием.

После запрета на ношение оружия, который ввели испанские власти в начале XVII в., в тренировках стали активно использоваться палки из ротанга, которые, с одной стороны, служили безопасными имитаторами клинков, а с другой стороны, позволяли маскировать боевые тренировки под национальные танцы.

Известны такие филиппинские народные танцы как сакутин, тиниклин и сингкил, где палки используются для отбивания ритма, а также ритуальный воинский танец сайав, исполняемый с оружием в руках.

Другим источником современного фехтования на палках стали дуэли хуэго тодо, возникшие в XVII в., но наибольшее распространение получившие в конце XIX – начале XX вв.

Существовали они в двух видах. Первый – народный вид спорта, где два бойца сражались в круге диаметром около 2 м за приз в виде буйвола или мешка риса. Использовались примитивные протекторы в виде куска ткани, намотанного на голову и «кирасы» из пальмовых листьев, защищавшей корпус. Использовались ротанговые палки весом около 300 г. Проигравшим считался тот, кто не мог продолжать схватку, либо тот, кто выходил за границы круга. Второй – дуэли между бойцами и мастерами конкурирующих школ. Бойцы подписывали бумагу об отказе от претензий в случае травмы или смерти одного из них. Бой проводился на открытой площадке, без защитного снаряжения, на палках из древесины бахи или камагонг, весом до 700 г. Окончанием поединка считалась невозможность для одного из бойцов продолжать бой. Обычным результатом таких боев были тяжелы травмы и смерть участников. Эти состязания были запрещены только в ХХ в. в период правления диктатора Маркоса.

Прекращение войн и появление в ХХ в. европейских видов спорта и разнообразных восточных единоборств привели к тому, что интерес к национальной культуре (в том числе и к боевым искусствам) стал падать. Фактически, в первой половине ХХ в. арнис оказался практически на пороге забвения.

С целью сохранения этой части филиппинской культуры в 1920 г. в г. Себу был создана «Фехтовальная ассоциация Лабангон» (Labangon Fencing Association). Целью ее основателей было объединение мастеров различных школ и пропаганда арнис среди молодежи. К сожалению, первая попытка оказалась неудачной – вследствие разногласий среди руководства ассоциации, в 1930 г. она распалась.

Наибольшая заслуга в сохранении традиционных филиппинских боевых искусств принадлежит мастерам из семей Сааведра, Канъете и Пресас.

Благодаря их усилиям традиционные стили были систематизированы, созданы современные безопасные методики обучения, введена единая форма для спортсменов, система рангов (антас и лакан) и поясов (заимствованная из японских единоборств).

В 1932 г. в г. Себу был создан Клуб Досе Парес (Doce Pares). В его руководство входили такие мастера как Лоренцо Сааведра, Теодоро Сааведра, Венансио Бэкон, Филимон Канъете и Эулогио Канъете. Именно они первыми начали работу по систематизации и реформированию традиционных стилей арнис, а также пропаганду арнис как на самих Филиппинах, так и за рубежом.

В 1956 г. мастера Реми, Эрнесто и Роберто Пресасы начали преподавать свою версию современного арнис в школах и университетах, что потребовало изменения методики и арнис приобретает черты средства физического развития.

В 1970 г. в Маниле официально зарегистрирована Федерация Модерн Арнис Филиппин (Modern Arnis Federation of Philippines – MAFP), а затем и Международная Федерация Модерн Арнис (International Modern Arnis FederationIMAF).

В это же время братья Пресасы совершают многочисленные поездки по всему миру с показательными выступлениями и семинарами с целью широкой пропаганды арнис. В том числе, участвуют с показательными выступлениями в международной выставке «Экспо-70» в Японии.

В это же время начинают предприниматься попытки создания, на базе традиционных и современных школ арнис, нового вида спорта.

В 1975 г. создается Ассоциация Арнис Филиппин (National Arnis Association of the PhillippinesNARAPHIL), которая 24 марта 1979 г. Организует и проводит I Чемпионат Филиппин. Следующие чемпионаты состоялись в 1980, 1985 и 1986 годах.

Первый зарубежный турнир по арнис прошел 15 октября 1988 г. в Сан Хосе, Калифорния. Это был I Чемпионат США.

В 1987 г. NARAPHIL проводит первый международный лагерь для инструкторов арнис на котором принимается решение о создании Всемирной Федерации Эскрима Кали Арнис (The World Eskrima-Kali-Arnis FederationWEKAF), которая была официально зарегистрирована 11 августа 1989 г.

I Чемпионат мира по версии WEKAF состоялся 11-13 августа 1989 г. С тех пор они проводятся регулярно, каждые два года.

Соревнования по версии WEKAF состоят из трех дисциплин – поединки на одной палке, поединки на двух палках, формальные упражнения. Для проведения поединков используются ротанговые палки весом 100 – 150 г., защитный шлем, перчатки на кисти рук, защитные щитки на предплечья и голени и защитная куртка. Победителем в схватке становится тот боец, который нанес большее количество ударов.

Несмотря на хорошую организацию чемпионатов и количество участников данная версия долго не была официально признана спортивными организациями Филиппин. Основной причиной явились сложности с объективным судейством.

Вторая попытка создания системы проведения поединков на базе арнис принадлежит организации Dog Brothers Martial Arts, созданной в 1988 г. Была выдвинута концепция полноконтактных боев на одной и двух палках («Real Contact Stickfighting»). Бои проводятся с минимумом защитного снаряжения – фехтовальная маска и хоккейные перчатки. Иногда допускается ношение щитков на локти и колени. Бои ведутся до сдачи одного из противников или до невозможности продолжать бой (травма, нокаут). Правил не существует, разрешено применение рубящих и тычковых ударов палкой, ударов коротким концом палки, болевые и удушения палкой, а также полный спектр рукопашной техники. Специальных соревнований не существует. Дважды в год проводятся общие «слеты», известные как The Gathering of the Pack («слет стаи»). Бои происходят между произвольно выбранными бойцами. Общее правило проведения боев заключено во фразе, которой открываются The Gathering: «No Judges. No Referees. No trophies. Just one rule — friends for all time» («Никаких судей. Никаких рефери. Никаких призов. Только одно правило — друзья на все времена»). Основной смысл этих боев не столько в победе, сколько в проявлении достоинства и силы духа.

Подобный формат проведения поединков является весьма привлекательным для молодых спортсменов, поэтому организация DBMA имеет филиалы во многих странах (в том числе и в России). Однако отсутствие четких правил и повышенная травмоопасность поединков не позволяют превратиться этому направлению в полноценный вид спорта.

Первой организацией, сумевшей официально, на государственном уровне, представить арнис как вид спорта, стала Arnis Philippines Ing, (ARPI), созданная в 1986 г. Раймондом Сориано Велайо.

Для разработки правил соревнований были привлечены специалисты из IMAF, в первую очередь мастер Самуэль Дормидонто Дулай. Соревнования проводятся в двух дисциплинах – поединки (Laban) и сольные комплексы (Anyo). Для поединков разработано специальное защитное снаряжение и безопасные палки с мягким покрытием, весом около 300 г. Существует градация зон поражения и присуждение соответствующих оценок. Бой останавливается после успешно проведенной атаки и спортсменам присуждаются баллы. Безопасность поединков и понятные правила судейства привели к тому, что сейчас спортивный арнис официально преподается практически во всех школах, колледжах и университетах Филиппин.

В 1991 г. ARPI стала тридцать третьим членом Олимпийского комитета Филиппин. В этим же году он был представлен на XVI Играх Юго-Восточной Азии (SEA Games) в Маниле в качестве демонстрационного вида спорта, а в 2005 г. спортивный арнис впервые был включен в программу SEA Games.

В декабре 2009 г. президентом Филиппин Глорией Макапагал-Арройо был подписан указ о признании арнис национальным видом спорта и преподавании его в общеобразовательных школах.

В 2017 г. была создана Федерация Эскрима Кали Арнис Филиппин (Philippine Eskrima Kali Arnis Federation (PEKAF)), которая объединила более 200 клубов и организаций, развивающих филиппинские боевые искусства и более 280 мастеров и грандмастеров арнис и эскрима.

В настоящее время спортивный арнис является национальным видом спорта на Филиппинах, признанным Департаментом спорта Филиппин и Олимпийским комитетом Филиппин. Работа по окончательному включению арнис в программу Игр Юго-Восточной Азии привела к появлению нового вида спорта, который был представлен на 30-х Играх Юго-Восточной Азии, которые проходили в 2019 г. в Маниле. Были представлены поединки в двух разделах - Live stick (поединки на ротанговых палках в полной защите) и Padded stick (бои на палках с амортизирующим покрытием в облегченной защите, а также формы-anyo.

Еще одна форма спортивного арнис, появившаяся в последние годы, это турниры «Хуэго Тодо» где бои проводятся в «клетке» для ММА и состоят из трех раундов – Бой на двух палках, бой на одной палки, безоружный бой по правилам ММА. В «оружейных» раундах используется легкое защитное снаряжение (шлем и перчатки) и палки с амортизирующим покрытием. Пока это направление не получило ни широкого распространения, ни поддержки международных спортивных организаций.

Развитие филиппинских боевых искусств в России началось на рубеже ХХ и ХХI вв. Первые сведения о них появились в 90-х годах прошлого века. Это были статьи Г.В. Попова и К.В. Асмолова. С появлением видеофильмов началось самостоятельное изучение Арнис энтузиастами в различных городах России.

Возникновение первых серьезных школ связано с именами А. Бритенкова (Нижний Новгород), А. Фурунжиева (Москва) и К. Сахарова (Санкт-Петербург). Несколько позднее начали преподавание арнис М. Иванов (Москва) и А. Писаркин (Екатеринбург).

В настоящее время клубы, развивающие филиппинские боевые искусства есть практически во всех регионах России. С 2005 года в Россию регулярно приезжают мастера из Европы и Филиппин для проведения семинаров, а представители нашей страны выезжают в международные лагеря и на тренировочные сборы на Филиппины, в Европу и США.

В 2010 г. представители России завоевали одну золотую и две серебряные медали в категории «поединки» на Чемпионате Филиппин по спортивному арнис, приуроченному к 5 Международному Фестивалю ФБИ.

В 2010 г. шесть российских мастеров арнис получили от Посольства Филиппин в России сертификаты, дающие им право официально представлять филиппинские боевые искусства в нашей стране.

Наиболее крупными организациями, занимающимися развитием филиппинских боевых искусств в России, являются: FCS Kali Russia, Федерация Арнис Эскрима Кали и Региональная Федерация Арнис.

Современный арнис прошел долгий путь развития – от примитивных форм рукопашного боя и культовых танцев, через развитое искусство ведения боя в условиях войны, до современного спорта, являющегося национальной формой фехтования.

Безопасность состязаний и относительная простота судейства позволяют надеяться на включение этого вида спорта не только в программу Игр Юго-Восточной Азии, а в перспективе и в программу Олимпийских игр. Ряд филиппинских политиков и мастеров Арнис и Эскрима в настоящее время активно лоббируют этот проект.

Помимо Филиппин этот вид спорта активно развивается в Гонконге, Германии, США, Италии, Словакии, России.

В то же время, следует отметить, что арнис (как и другие направления филиппинских боевых искусств, такие как эскрима, кали, панантукан и др.) существует сегодня не только в виде спорта, но также и как системы самообороны, физкультурно-оздоровительное направление и традиционное боевое искусство.

 

Список литературы

Блеер

А.Н. Самооборона подручными средствами: Техника. Тактика. Психология / А.Н.

Блеер

, Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович. - М.: Терра-спорт: Олимпия Пресс, 2006. - 143 с.: ил.

Иванов М.К. Начальное обучение спортивному арнис: учебно-методическое пособие / М.К. Иванов. – [

б.м

.]: Издательские решения, 2018. – 62 с.: ил.

Иванов М.К. Филиппинские боевые искусства – система единоборства и целостного движения / М.К. Иванов // Материалы I Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития искусства движения», 2004, часть I. С. 43-48.

Иванов М. Арнис Эскрима Кали – технология самозащиты / М. Иванов, А. Карасев //

Black

Belt

. – 2006. - выпуск 1. – С. 58-70.

Иванов М. Кэмпо XXI века / М. Иванов //

Black

Belt

. – 2006. - выпуск 1. – С. 54-57.

История боевых искусств. Неизвестный Восток. – М., Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 463 с.

Панченко Г.К. Нетрадиционные боевые искусства. Европа и Азия. – Харьков, «Фолио», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.

Писаркин

А.А. Теоретические и практические основы Модерн Арнис. Программно-методическое пособие / А.А.

Писаркин

. – Екатеринбург: УГЭУ, 2006. – 86 с.

Попов Г.В. Боевые единоборства народов мира / Г.В. Попов. – М.: Международные отношения, 1993. – 158 с.: ил.

Сомера

Е. Антонио. Филиппинская боевая система «

Жирон

арнис эскрима» / Е.А.

Сомера

..

– Ростов на/Д: «Феникс», 2002. – 176 с.: ил.

Тышлер Д.А. Программа спецкурса «Самооборона. Овладение приемами самозащиты подручными средствами» / Д.А. Тышлер, А.Д. Мовшович, Л.Г. Рыжкова, Е.А. Тихомирова, В.В. Сидорова, А.Б. Моисеев. – М.: РГУФК, 2006. – 26 с.

Galang

Reynaldo S. Warrior Arts of the Philippines. –

Rosenland

, NJ,

Arjee

Enterprises Inc., 2005. – 343 p.

Godhaia

Krishna Eskrima. Filipino Martial Art. – The

Crowood

Press, 2010. – 176 p.

Inosanto

D. The Filipino martial arts. – Los Angeles, CA, Know Now, 1977. – 176 р.

Mark V. Wiley Filipino Martial Culture. – Boston: Tuttle Publishing, 1997. – 376 р.

Remy Amador

Presas

Modern Arnis: Filipino art of stick fighting. – Santa Clarita, CA:

Ohara

Publications, 1997. – 160 p.

История филиппинских боевых искусств [Электронный ресурс]. -

http

://

combat

-

arnis

.

ru

/

history

/ (Дата обращения – 19.12.2019)

Классический Арнис [Электронный ресурс]. - http://combat-arnis.ru/2013/05/04/kl_ar/ (Дата обращения – 19.12.2019)

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×