Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Работа №36582

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа:

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье раскрываются особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии. Раскрыта проблема формирования детского коллектива и межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста, раскрываются понятия «коллектив дошкольников», «межличностные отношения», «фототерапия». Рассмотрена возможность использования фототерапии как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще используются такие понятия, как фототерапия и терапевтическая фотография, а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Различные методы психологической работы с фотографией обладают значительным коррекционным, развивающим и профилактическим потенциалом применительно к деятельности психологов.

Общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение, доброжелательность, гуманность. Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является одной из главных задач воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и др.

Как отметил Л.С. Рубинштейн «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [3, с.262].

По определению В.Н. Куницыной, «межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно-значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» [3, С.22].

Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка в детскому саду начинают складываться первые отношения со сверстниками, формируется детский коллектив. Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [5, С.30].

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Его важнейшая черта – это эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста рассмотрена многими учеными-исследователями (Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, Я.Л. Коломинским и др.)

Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии,
ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков [1, С.9]. Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и восприятие фотографических образов, дополняя их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д. По мнению А.И. Копытина «фототерапия это своеобразный способ самовыражения, самопознания, социализации и эмоционально-чувственного воспитания человека» [2, С.4].

В настоящее время фототерапия является одним из прогрессивных методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих – фотографии и психотерапии. Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает данный снимок у зрителя.  Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию.

Мы предполагаем что, фототерапия будет эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, если:

Цель: формировать положительные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии.

Задачи:

развивать навык

и

конструктивного общения и совместной творческой деятельности;

создать условия для ознакомления с техническими

 

и композиционными основами фотографии;

формировать чувства защищенности, свободы, доверия

 

к окружающему;

создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

При использовании фототерапии как средства формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих принципов:

принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии, предоставлять воспитаннику право выбора);

принцип открытости (не только давать знания, но еще и показывать их границы);

принцип деятельности (освоение воспитанниками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности).

Работа по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии включает в себя
3 этапа:

1 этап: знакомство детей дошкольного возраста с разными эмоциями и чувствами через фотографии (боль, восторг, грусть, радость, печаль, наслаждение).

2 этап: научить детей чувствовать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать или разделять чувства.

3 этап: проведение фотовыставки (совместные фото детей с родителями) с положительными эмоциональными состояниями для закрепления пройденного материала.

Прогнозируемый результат.

ознакомление с различными эмоциями и чувствами;

управление своими эмоциями;

умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека;

получение в процессе работы положительных эмоций;

формирование представления о профессии фотографа и искусстве фотографии;

овладение навыками конструктивного общения, формирование умения работать в творческой команде;

развитие умения конструктивного творческого выражения эмоциональных переживаний в фотографии;

создание

портфолио

совместно с родителями лучших фотографий, организация

фотовыставки.

Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы и самовыражения каждого ребенка, также использование новых технологий. Совместно с фототерапией можно использовать другие виды арт-терапии (сказкатерапия, изотерапия, драматерапия и т.д.), изобразительную деятельность, оригами, литературное творчество, разработка коллажа, работа с фотокамерой.

Искусство фотографии позволяет естественнее выражать свои эмоции и чувства, посредством образов, чем словами. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография невозможна без определенных технических средств. Таким образом, она является «технизированным» видом изобразительного искусства. С одной стороны, это делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьирования их формата и цветности, создания особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии – трансформации и корректировки образов.

Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями – выбирать то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность.

Анализ трудов известных психологов и педагогов-практиков, позволили сделать вывод что, положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро откликаться на них, варьировать техники и средства работы. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.

 

Список литературы:

Копытин, А. И., Фототерапия. Использование фототерапии в психологической практике /А.И. Копытин.- М.

:

Когито-центр

, 2006.- 192 с.

Копытин, А. И., Руководство по фототерапии /А.И. Копытин, Дж.

Платц

; М.

:

Когито-Центр

, 2009.- 288 с.

Куницына, В. Н. Межличностное общение / Куницына, В.Н., Казаринова Н.В.,

Погольша

Н.В.- СПб. : Питер, 2002.- 367

с

.

Урунтаева

, Г.А. Практикум по психологии дошкольника:

учеб

.п

особие

для студ.

высш

. и сред.

пед

. учеб. заведений /Г.А.

Урунтаева

.- М.

:

Просвещение, 2009.- 368 с.

Усова, А. П.

 Обучение в детском саду /А. П. Усова.- М.

:

Просвещение, 1988.- 176 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×