Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Опричнина. Работа №51190

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Опричнина
Работа:

Открытый урок по истории на тему: «Опричнина»

Тема урока: Опричнина Ивана Грозного

Цель: рассмотреть понятие «опричнина», цели, основные события и последствия опричнины.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; способствовать нравственному самоопределению личности, умению оценивать чужие поступки, гражданско – патриотическому самоопределению личности.

Метапредметныеформирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: развитие речи; формирование умений анализировать и систематизировать полученные знания; обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие умения находить решение на проблемный вопрос

Предметные: овладение целостными представлениями об опричнине; выделять из него необходимую информацию; развитие умения выделять цели и последствия того или иного события, на примере опричнины; развитие умений анализировать фрагменты из фильмов и извлекать из них необходимую информацию; овладение понятиями опричнина, земщина, опричник.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, раздаточные материалы, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы у доски, карточки с заданиями для работы в группах, тесты, «новгородская грамота».

Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.


1.Организационный этап.

Приветствуем гостей.

Сообщение о готовности класса

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Здравствуйте ребята, рада вас видеть. Приветствуем наших дорогих гостей. Староста назовёт отсутствующих. Сегодня мы с вами продолжим изучение правления Ивана Грозного и узнаем о важной реформе его эпохи, которая существенно повлияет на дальнейшую историю России.

3. Актуализация знаний.

Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.

- Итак, ребята, на последнем уроке мы с вами выяснили с чего началось правление Ивана Грозного, как он венчался на царство, о создании Избранной рады и Судебника, а также о первом собрании Земского собора. Сейчас я раздам вам карточки с целью проверки ваших знаний по пройденному материалу. У вас ровно 5 минут на ответы.

Самостоятельная работа по карточкам (раздается каждому, максимальное время на ответ – 5 минут).

Год начала правления Ивана Грозного? 

(1533 г.)

Год венчания на царство? 

(1547 г.)

Место венчания Ивана Грозного на царство? 

(Успенский собор)

В каком году произошло Московское восстание? 

(1547 г.)

Избранная рада – это… 

(совет приближенных царю)

Год создания Судебника Ивана IV? 

(1550 г.)

Год собрания первого Земского собора? 

(1549 г.)

Земский собор - это… 

(собрание представителей всех русских земель)


Взаимопроверка.


- Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.

- В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ.

А теперь перейдем, ребята, к изучению самой главной реформы Ивана Грозного. Ее название мы узнаем с вами с помощью ваших знаний дат. Итак, перед вами на доске карточки с цифрами, сейчас мы должны среди этих цифр найти дату начало и окончания правления Ивана IV Грозного. Если вы правильно их перенесете с одной стороны доски на другую, то, перевернув их, мы с легкостью узнаем название этой реформы.

(1547 – 1584 (правление Ивана Грозного) – опричнина).

Итак, ребята, значит какова тема нашего урока? (Опричнина Ивана Грозного). Запись в тетради.


4. Постановка цели и задач урока.

Каковы же цели и задачи нашего сегодняшнего урока?

Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о ней?(Что такое опричнина)

Если предмет «История», то нужно обязательно знать что? (дату начала проведения реформы).

А зачем опричнина нужна была…, т.е. нам нужно это выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина привела, т.е. её…? (последствия).


5. Цели урока. Постановка проблемного вопроса.

- Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.

(обращаем внимание на доску, где написано: Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».)

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины. Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?

- На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.

6.Первичное усвоение новых знаний.

- Иван IV считал бояр предателями и подозревал их в заговоре.

3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе.

Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания.Что они содержали, вы узнаете с помощью раздаточного материала.

О чём говорилось в посланиях? (записать в тетрадь).

В начале 1565 года Иван Грозный покидает Москву, оставляя после себя две грамоты. В первой грамоте царь обращается к  митрополиту, говоря о том, что все духовенство и боярство замешаны в государственных изменах. Эти люди желают только иметь больше земель и расхищать царскую казну. Второй грамотой царь обращался к людям, говоря о том, что его причины отсутствия в Москве связаны с действиями бояр. Сам же царь направился в Александрову слободу. Туда, под влиянием жителей Москвы, были направлены бояре для того, чтобы вернуть царя в столицу. Иван Грозный согласился вернуться, но только при условии, что он получит безусловную власть казнить всех врагов государства, а также создать новый строй в стране. Эта система называется опричнина Ивана Грозного, которая выражается в разделение всех земель страны на:

Опричнина  — земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.

Земщина

— земли, которыми продолжали ведать бояре.


(примерный ответ: Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2) земщину – земли, которыми должны ведать бояре).


- итак, вы уже примерно представляете сущность данной политики. Пора дать определение понятию «Опричнина». Их несколько, и каждое из них по-своему правильно. Давайте посмотрим.

(на доске) 1. «Опричнина – система чрезвычайных мероприятий во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства и самодержавия»

2. «Опричнина – удел Ивана Грозного со своим опричным войском и государственным аппаратом».

(Запись в тетради).


- В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572.

(Запись в тетради).

- Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы. В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной. Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.

- Как я уже и говорил, царь создал своё опричное войско.

Вам было задано опережающее домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Опричное войско Ивана Грозного». Пожалуйста, желающие.

(на доске картинка с изображением опричника).


(физминутка. Разминаем ручки и смотрим видеоролик «Александровская слобода. Резиденция царя Ивана Грозного»).


- Итак, ребята, а теперь давайте поработаем с учебником, вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?

(с.82-83)

(Цели опричнины (зачитывают по 1 цели):

Установление неограниченной власти царя

Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)

Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.))

В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?

Ребята, у меня в руках новгородская грамота. Сейчас передавайте ее из рук в руки, последний взявший ее в руки, прочтет ее вслух.

!!!В это время играет музыка Фёдора Басманова « Песня опричников».



(грамоту читает последний взявший ее в руки).

«Польскому королю Сигизмунду Августу.

Мы, новгородские священнослужители, воинские люди, торговые гости, дьяки, подъячие и весь наш народ, извещаем тебя о своей преданности тебе»


Ребята, что же было в этом доносе, почему Царь Иван Грозный пошёл на Новгород? (из-за измены новгородцев)

(просмотр видеоролика «Новгородский погром»).

После просмотра фрагмента ответьте на вопрос:

Как была ликвидирована новгородская вольность, как вели себя опричники, какими методами они действовали?


7. Первичная проверка понимания.

Какие чувства у вас вызвали у вас эти кадры? Вам, наверное, также как и мне больно за этих невинно пострадавших от опричнины людей, за бедный русский народ.

- А ведь карательный поход был совершен не только на Новгород.

Сообщение ученика:

Чудесное спасение Пскова.

Ливонская война тогда шла, с немцем то есть. Неспокойно и в самой матушке-России было: заговоры, козни, измена. В одну из таких суровых военных зим двинул царь Иван Васильевич Грозный свои полки против русского же города, Новгорода Великого. Наветом донесли Грозному, что отдается Новгород под Литву, а, уверовав в измену, пощады Грозный-царь не знал. Целый месяц свирепствовали в Новгороде царские псы-опричники. Говорили, что даже вода в Волхове стала красной от крови безвинно загубленных новгородцев.

Разгромив ненавистный сердцу некогда вольный город, Грозный поспешил к Пскову с тем же намерением: не щадя, наказать псковичей за их якобы тайный сговор с новгородцами.

Поздним февральским вечером рать Ивана Грозного остановилась на ночлег вблизи Пскова в Любятове, на подворье Никольского монастыря. Была как раз суббота второй недели великого поста, думать бы о спасении, но вместо этого страшные мысли теснились в голове царя. С великой яростью пришел он под Псков, рыча, говорят, как лев, с неуемным желанием разорить псковичей и пролить многие крови ни в чем неповинных людей.

Тем временем псковичи, охваченные страхом, не спали всю ночь, ожидали кровавой расправы. Все люди в городе были в движении, ободряли друг друга, прощались с жизнью или молились: отцы с детьми, жены с мужьями, соседи с соседями.

В самую полночь до слуха бодрствующего царя донесся негромкий звон колоколов псковских храмов и монастырей. И тут сердце богомольного царя не выдержало, печальный перезвон колоколов затронул и его ожесточенную душу. Или, быть может, припомнились бездыханные тела новгородцев, предсмертные крики и стоны? Так или иначе, только в неизъяснимом порыве жалости Иван Грозный обратился к своим воеводам со скорбью в голосе:
- Иступите мечи о камень! Да престанут убийства...

Ранним воскресным утром все население Пскова вышло встречать Грозного-царя. Встречали крестным ходом, колокольным звоном, хлебом-солью. По совету своего князя Юрия Токмакова псковичи на всех улицах перед домами выставили столы с яствами, чтобы умилостивить государя и его опричников, а сами, держа в руках хлеб-соль, преклонили перед ним колена, приветствовали царя и говорили ему:
- Государь, князь великий! Мы, верные твои подданные, с усердием и любовью предлагаем тебе хлеб-соль; а с нами и животами нашими твори волю свою: ибо все, что имеем, и мы сами - твои, самодержец великий!

Такая покорность и изъявление преданности льстили слуху царя Ивана. Но суров и грозен был лик его, не осталось и следа от ночного приступа милосердия, изгладилось чувство собственной вины. Зло скалились позади царя слуги-опричники в ожидании скорого кровавого разгула.

Тогда-то перед Грозным-царем и появился верхом на палочке известный всему Пскову юродивый Николка.
- Иванушко, Иванушко! - закричал он, приплясывая перед Грозным. - Покушай хлеба-соли, а не христианской крови!

Царь и его свита даже онемели от такой неслыханной дерзости. Но Грозный быстро оправился и приказал слугам схватить наглеца юродивого. Однако, когда опричники приблизились к блаженному, тот словно растворился в воздухе.

Ужас охватил Грозного, и, забыв на время о расправе, он поспешил в главную святыню Пскова, Свято-Троицкий собор, где его торжественно встретило псковское духовенство. На коленях царь выслушал молебен, затем поклонился гробу святого Всеволода-Гавриила, с почтением и удивлением рассматривал меч сего достославного псковского князя.

Выйдя из Троицкого собира, Грозный пожелал зайти в келию к юродивому Николке, не побоявшемуся открыто обвинить царя в святотатстве. После того как побывал у Николки, Грозный приказал послать блаженному подарок. В ответ Николка прислал Грозному кусок мяса. Получив такой подарок, Грозный велел сказать Николке, что он удивляется, как это святой муж предлагает ему есть мясо в великий пост.
- Да разве Ивашко думает, отвечал юродивый, - что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?
-Ты делаешь хуже, - бесстрашно поучал царя Николка, - питаешься человеческою плотию и кровию, забывая не только пост, но и Бога! Перестань от кровопролития, не дерзай грабить церкви...

Но и эти слова не образумили Ивана Грозного, и вскоре он приказал слугам снять колокол с соборной церкви. Но в ту же минуту прямо под царем пал его лучший конь. Тогда Николка заявил Грозному, что если тот коснется хотя бы волоска любого из жителей Пскова, то Всевышний жестоко покорает самого царя.

- Ангел Божий хранит Псков для лучшей участи, а не на разграбление. И ты, царь, должен уйти из города прежде, чем Божий гнев разразится в огненной туче, которая, как сам видишь, висит над твоей головой...

И действительно, в подтверждение слов юродивого над Псковом разыгралась самая настоящая снежная буря. Грозный содрогнулся и, не решившись больше испытывать судьбу, стал просить Николку молиться об его избавлении и прощении ему его жестоких замыслов. А опричникам и воеводам настрого приказал впредь в этом городе ни церквей, ни жителей не трогать. С тем и уехал из Пскова.

Надо ли говорить, что признательность псковичей Николке не знала границ. Когда Николка умер, псковичи с почестями похоронили его в усыпальнице Троицкого собора, а на гробнице написали: «Преставися св. праведный Николай Псковский чудотворец в лето 7084 (1576 г.) месяца февраля 27».

На особой доске псковичи поместили тропарь и кондак святому, прославляющие его святость и главный подвиг - укрощение гнева Ивана Грозного.


- Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею, и поэтому в 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.

8. Первичное закрепление.

Итак, ребята, к чему же привела политика опричнины Ивана Грозного?

(работа с учебником: выделяют положительные и отрицательные последствия опричнины).

(с.85 – 86).

- Теперь ребята мы с вами можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

- В целом, мы можем отметить, что Иван Грозный добился желаемых целей, но только какой ценой. Т.е., мы можем сделать вывод, Иван Грозный учредил опричнину, которая привела к установлению абсолютной монархии в России.

- Давайте посмотрим усвоили ли мы тему «Опричнина» с помощью фронтального опроса.

1. Годы опричнины?

(1565-1572)

2. Иван Грозный разделил территорию государства на 2 части. На какие?

(опричнину и земщину)

3. К седлу опричника была привязана собачья голова, которая символизировала?

(преданность царю)

4. Из предложенного списка выберите одну из целей опричнины

(укрепление власти царя и централизация государства)

5. Опричнина – это

(удел царя Ивана IV Грозного с особой территорией, войском и государственными учреждениями)

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§25 прочитать, ответить на вопрос №1 на с.231 письменно, в тетрадях.

Дополнительное задание повышенной сложности по желанию: С.232 задание №2 письменно в тетрадях

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Оценивание результатов работы учеников на уроке

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы! Если вы согласны с этим утверждением, то оставьте свой автограф для истории, подойдите к доске и поставьте свою подпись на «историческом» документе.

«Сей урок премного полезен и увлекателен был, знаний много дал и мыслить заставил! О чём свидетельствуем, ученики 7 Б класса».

Ребята, спасибо вам за урок!

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×