НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В СОДЕРЖАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: МАДЯН НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Первостепенную роль в формировании экологической культуры и компетентности играет экологическое образование и воспитание, которые содействуют выработке конкретного поведения человека, развитию его экологической культуры, оптимизации взаимоотношений человека, общества и природы.

Целью экологического воспитания и образования является:

1. Формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний.

2.Понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов.

3.  Воспитание личной ответственности за состояние окружающей среды.

Конечная цель такого образования -представить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой.

В Казахстане экологическое просвещение обозначено приоритетом в «Долгосрочной стратегии Республики Казахстан до 2030», в разделе «Экология и природные ресурсы».

Всеобщность и непрерывность экологического образования и воспитания, правовая и экологическая направленность в области охраны окружающей среды закреплены:

1. Соответствующими разделами «Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004 - 2015 гг.» 

2.  Взаконе РК «Об охране окружающей среды» от 15.07 1997 г. (статьи 73 «Всеобщность и непрерывность экологического воспитания и образования» и 74 «Экологическое воспитание»),

3. Государственной программой по развитию образования до 2015 года. 

Концепцией экологического образования Республики Казахстан, утвержденной совместным приказом МОН РК № 697 от 25 сентября и МООС РК № 229-П от 24 сентября 2002 г., предусматривается создание единой непрерывной системы экологического образования, имеющей многоступенчатую структуру и предусматривающей охват обучением и воспитанием практически всех слоев населения.

В рамках Концепции экологического образования в Республике Казахстан формируется система непрерывного экологического образования, которая в обязательном порядке включает все уровни образования:

 

-   первая воспитание в семье и в дошкольных учреждениях,

- вторая– обучение в общеобразовательной школе, средних профессиональных учебных заведениях,

-    третья– образование в ВУЗах, послевузовская подготовка.

Для современного состояния экообразования характерны проблемы:

1. В сфере начального или дошкольного образования ощущается дефицит методических разработок, отсутствие целенаправленной поддержки со стороны государства и общественности.

2.   Практически не действует сквозная программа по экообразованию.

3. Ограниченный доступ к современным формам и методам экообразования.

Как отмечено в решении 11 сессии Международного экологического совета стран Содружества Независимых Государств, экологическое воспитание предназначено развить и закрепить более совершенные стереотипы поведения людей направленных на:

1.  Экономию природных ресурсов.

2.  Предотвращение загрязнения окружающей среды.

3.  Сохранение естественных экосистем.

4.   Усвоение уважения к принимаемым международным сообществом норм и кодексов поведения, экологической этики и сосуществования.

5. Формирование сознательной готовности к активному личному участию в охране окружающей среды, осуществляемых природоохранных мероприятиях и посильной их финансовой поддержке.

6.  Содействие проведению совместных природоохранных действий и осуществление единой экологической политики в государствах-участниках СНГ.

В интересах охраны природы возникла необходимость широкого развития экологического образования и воспитания, выработки у людей экологического мышления, формирования экологической компетентности.

Экологическая компетентность– это целостная система знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области,включение полученных знаний в систему морально-этических ценностей учащегося, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы.

Экологическая некомпетентность является одной из основных причин возникновения отрицательных явлений во взаимоотношениях человека и общества с природой, которые в последнее время резко обострились и угрожают глобальной экологической катастрофой, создают проблему выживания человечества.

Воспитание чувства к природе начинается с детского возраста.

Задача каждой школы -  в течение всего курса обучения учить детей бережному отношению к природе, дать им практические навыки выполнения различных природоохранных мер.

Особое место в формировании экологических знаний занимает география.

География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств личности и экологического мышления.

Огромное значение в повышении качества географического образования имеет умение учителя организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у него теоретических знаний.

Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю:

1.  Показать причинно-следственные связи в системе «природа -человек - производство»,ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии.

2.  Сделать обучение более занимательным.

3.  Использовать проблемный метод обучения.

4. Показать возможность применения экологических знаний на практике.

5. Шире использовать накопленный краеведческий материал.

Экологизация- характерная черта современного школьного образования, его ответ на насущные потребности общества.

Её итогом должно быть:

-   формирование у школьников этического отношения к природе,

-   воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма.

Экологизация образования входит в круг задач по воспитанию гражданина нового Казахстана.

Реализация идеи экологизации школьного географического курса образования осуществляется на уроках разных типов и во внеклассной работе.

Начинается работа на уроках

-   естествознания в 5 классе, где учащиеся получают первые сведения о взаимодействии природы и человека, и продолжается в курсах

-   географии 6–11 классов, происходит накопление и систематизация экологических знаний, решаются экологические проблемы разных уровней,полученные знания применяются в реальной жизни по мере возможности, а также на различных уроках.

В ходе работы проводимой на уроках необходимо решать некоторые задачи:

1.Научить вести экологические наблюдения в природе и на производстве.

2. Лучше узнать свой край.

3.   Отработать правила личного природоохранного поведения.

4. Применять теоретические знания по возможности на практике.

Вся проводимая работа позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний,показать пути и возможности их практического применения.

Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношение школьников к окружающей среде. Важнейшим из них является:

1. Непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, экскурсии и др.).

2.  Производительный труд в природе (на пришкольном участке,  на домашних приусадебных участках и др.).

3.  Общение с родителями, общий уклад жизни в семье.

4.  Негативные жестокие поступки людей к живой природе.

5.  Собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными.

6.   Изучение школьных предметов как в пределах общеобязательных программ, там и в кружках и факультативах.

7.   Чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач.

Сложившаяся в наше время система школьного образования и воспитания включает недостаточно большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической компетентности.

В условиях современной экологической ситуации важнаэкологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Многообразие аспектов экологической культуры можно представить следующим образом:

- экологические знания и умения;

- экологическое мышление, ценностной ориентации;

- экологически оправданное поведение.

Процесс формирования экологической компетентности может быть успешным, если он ведется непрерывно.

Большую роль в формировании экологической компетентности играет проведение предметных недель естественных наук.

Формы работы -  экологические викторины, конкурсы, классные часы, беседы, посещения музея.

Проблема экологической компетентности будет существовать на протяжении развития общества.

Правильное экологическое воспитание нужно формировать и развивать именно в школьном возрасте - так как в этот период у них происходит формирование и развитие нравственного облика, этического отношения к природе, воспитание чувства гражданской ответственности за состояние природной среды и патриотизма за свое отечество в котором живёшь.

 

Список литературы

1.   Статья «Экологическое образование и воспитание», Радкевич, 1997 г.

2. Статья «Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса», Швед, 1997 г.

3.   Информационный сайт  МООС РК,  http://www.eco.gov.kz/

4.   Экологический Кодекс Республики Казахстан

5.  Статья «Экологическое воспитание в процессе преподавания географии в школе»,  Б. Н. Джаныбекова, 2011 г.,  http://azbyka.kz/

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x