«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" | Лапкина Светлана Александровна. Работа №305234
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
«Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Однако, как показывает практика, патриотическое воспитание переживает сегодня кризис. Дети – дошкольники не интересуются национальными особенностями своего народа и не соблюдают их, отсутствуют или фрагментарны знания о родном городе, педагоги и родители не всегда используют возможность рассказать интересные истории о городе, памятниках, достопримечательностях. Вместе с тем, именно рассказ, беседа, путешествие по интересным местам малой родины, общение с знаменитыми горожанами помогает воспитанию настоящего патриота.
«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью». В.А. Сухомлинский.
Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» сформулирован современный национальный воспитательный идеал: «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Тем самым, нравственно-патриотическое воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по нравственно-патриотическому развитию и воспитанию. Но, не стоит забывать, что большая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся работа в данном направлении должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и семьи. Для ребенка, огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей. Задача воспитателя, включить в активную работу родителей, помочь осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами. Общими усилиями, помочь, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.
А самое главное, что метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.
Мной были разработаны и реализованы следующие проекты:
Проект «
Моя Родина- Россия
»
. Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории России. Закрепить знания о государственной символике РФ. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Проект
«Защитники Отечества»
Цель проекта:
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Проект
«Я и моя семья»
Цель проекта:
Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, па
пе, уважение к бабушке, дедушке.
Проект «Наш славный город Арзамас» Замыслом проекта является приобщение ребёнка к культуре своего народа, пополнение знаний о родном городе, воспитание уважения к его традициям и обычаям.
Цель
проекта
: Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу Арзамасу.
Таким образом, я пришла к выводу, что в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – нравственно-патриотическим воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.
В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию духовно-нравственных чувств, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Считаю, что метод проектной деятельности актуален и очень эффективен для формирования духовно-нравственного воспитания.
В заключении хочется сказать, что наш путь – это не просто возврат к российской старине. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы. Ведь именно от нас зависит сегодня, какими будет наше подрастающее поколение, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное с раннего детства.