Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Обучение знаково- символическому обучению в период обучения грамоте и на уроках русского языка ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Коптель Людмила Анатольевна

Обучение знаково- символическому обучению в период обучения грамоте и на уроках русского языка

В начале работы, в период обучения грамоте, основное внимание я уделяла переориентировке детей со смысловой стороны речи на звуковую. Дети  знакомились со звучащим словом, многообразием языковых форм; узнали, что слова могут одинаково звучать и по - разному, знакомились с протяженностью слов, овладевали способом интонационного выделения звуков в слове, выделять и определять первый и последний звуки в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. И на данном этапе работы модель является  бесспорным помощником в расширении знаний детей о словах и звуках.  Ребёнок соотносит определённый звук или слово с определённым графическим объектом и в дальнейшем строит графические цепочки из моделей звуков и слов. Например, гласные звуки обозначаются  графическим объектом красного цвета (символические изображения «человечков», которых мы зовём  «звуковичками»), твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки – зелёным цветом. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

Работая в период обучения грамоте (1класс) по Азбуке Нечаевой Н.В., я столкнулась с тем, что в этом учебнике мало вводится различных символов, знаков,необходимых для учеников моего класса, я решила попробовать ввести в свою работу с детьми различные виды «шифровки». Так как, дети уже в первом классе знакомятся с предметами, его признаками и действиями, не называя еще к какой части речи  относим то или иное слово, мы стали использовать следующие символические знаки:

предмет (имя существительное) – мы обозначали схематически  знаком                                                «глазки», вокруг видим предметы;

признак предмета (имя прилагательное) – обозначали    знаком        «солнышко», осветило предметы и увидели, что они разные;

действие предмета (глагол) – обозначали знаком  «идущий человечек», выполнение каких либо действий.

Работая над составом слова, я вводила в урок игру « Собери поезд», где начиная с периода обучения грамоте, использовала такую схему: главный паровозик, а потом к нему «прицепляли»  значимые частички слова: приставка, суффикс, окончание. Постепенно во 2 – ом классе вагончики убирались и появлялась схема: приставка, корень, суффикс, окончание.

Используя в своей работе эту символику, я разработала различные упражнения по знаково-символическому моделированию.

o   «Запиши предложение условными знаками». Для слов разных частей речи у нас придуманы свои символы. Дети составляют модель предложения по частям речи. Товарищи предлагают свой вариант расшифровки, свое предложение под данную схему или определяют подходящее из оговоренного текста. (Приложение 2). 

o   «Собери поезд», «Знаковый конструктор». Даны условные знаки по темам «Состав слова», «Члены предложения», «Части речи». Дети конструируют схемы предложенных языковых единиц. (Приложение2).

o   «Кодировщик». Играют два человека с помощью придуманных ими самими пиктограмм. Второй восстанавливает информацию по предложенным пиктограммам. Должно обязательно быть сопоставление общепринятых схем со словами второго игрока.

Далее, работая во 2 и 3-м классах по учебнику «Русский язык» Н.В.Нечаевой, анализ которого я сделала и привела в таблице (Приложение 3), я пришла к выводу, что этот учебник мало оснащен упражнениями, которые обучают знаково – символическому моделированию. Поэтому, я решила продолжить начатую работу в период обучения грамоте и усложнила работу «шифровщика». Стала подводить схематическое изображение к общепринятым обозначениям.

Созданные во 2 – ом классе на уроках модели, фиксируются в особых блокнотах, которые называются «Тетрадь открытий». После того как модель создана, т.е. теоретическое понятие зафиксировано в знаковой форме, даётся словесное определение понятия и конструируется способ действий.

Как показывает практика, рукописная «Тетрадь открытий», созданная трудом самих учеников, является порой более удобным учебным пособием, чем академические справочники и словари, поскольку содержит результаты собственной деятельности. В 3 – ем классе мы продолжаем работу в этих тетрадях и планируем работать в них до конца 4 – го класса. Я считаю, что эта тетрадь будет детям незаменимым помощником и в последующих классах.

Для отработки действия моделирования  организую деятельность учащихся, выбираю задания с последовательным переходом от материальных (предметных) форм к схемам и далее символам и знакам.

Овладение учащимися знаково-символическим моделированием на ступени основной школы становится действенным инструментом развития у них функциональной грамотности и последующих уровней образованности. (Приложение4)

Рефлексия – необходимое условие для того, чтобы ученик и учитель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Использую разнообразные формы рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение и различные варианты игровой рефлексии. Привожу один из примеров рефлексии, которую использую и больше всего нравится моим ученикам. В данной форме дети более подробно могут раскрыть себя, эта форма мне помогает найти минусы и плюсы в работе. (Приложение 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Итак, мы делаем вывод.Овладение знаково- символическим моделированием очень важно в свете требований ФГОС НОО. Знаково- символическое моделирование подразделяется на такие виды: замещение, кодирование, схематизация,моделирование.

  На уроках очень важно построить работу по формированию всех видов знаково- символического моделирования. Это мы делаем с помощью различных приемов. Диагностика помогает определить пути дальнейшего развития, выделения и решения проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Итоги анкетирования «Я и школа» (Приложение 1 )

Вопросы

2009-2010уч.год    

2010-2011уч.год

1.            

Нравится учиться

88 %

92%

2.            

Когда как

12,5%

8%

3.            

Не нравится

-

-

4.            

Мой любимый предмет:

-русский язык

 

 

 

68%

 

 

 

79% 

 

 

Запиши предложение знаками ( Приложение 2)

Придумай предложение по данной схеме:

Глаза    человечек     солнышко     глаза.

 

Например: Девочка взяла красивый мяч.

«Собери поезд»:

 

 

 

 

Анализ учебника «Русский язык» Н.В. Нечаевой (Приложение  3)

Виды заданий по знаково-символическому моделированию.

Страница и № упражнения

Какое умение формирует

Правильно ли составлена схема к предложению

Упр.15, стр.9

Умение декодировать информацию.

Найди слова по их схемам.

Упр. 67, стр. 38

Умение кодировать информацию

Выпиши слова к схеме. 

Упр.68, стр. 39

Упр.95, стр. 49

 

Умение кодировать информацию

Какими грамматическими признаками обладают слова, соответствующие данной схеме.

Упр. 120, стр.    60

       Умение извлекать информацию из модели.

Группируй слова по схемам.

Упр. 143, стр. 71

Классификация по схемам.

Найди предложение по схеме однородных членов.

Упр. 563, стр. 147, часть 2.

 

 

 

 

Диагностика уровня сформированности УУД «знаково-символического моделирования»           (Приложение 4)

 

2009-2010

Справились

2009-2010

Не справились

2010-2011

Справились

2010-2011

Не справились

Умение кодировать информацию

24, 4%

75,6%

81,8%

18,2%

Умение извлекать информацию из схемы или модели

18,2%

81,8%

86,4%

13,6%

Результаты диагностики показывают, что с каждым годом  умение кодировать и извлекать информацию у учащихся возрастает.

 

 

Рефлексия (Приложение 5)

Плюс, минус, интересно. Это упражнение придумал доктор медицинских наук, доктор философии Эдвард де Боно.

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

Что понравилось

Что не понравилось, что показалось скучным, непонятным

Вписываются все любопытные факты, о которых учащиеся узнали, что бы хотелось еще узнать

 

 

 

В первом классе мои ученики сами придумали такой способ рефлексии и до сих пор некоторые из детей им пользуются: схематически обозначаем знаком «солнышко» -                               все здорово,замечательно! Если «солнышко»                        зашло за тучку, то что то не так, надо над чем то еще поработать на следующем уроке.

Пожалуйста, подождите.
x
×