Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

определение уровней экологического образования дошкольников | Мустафаева З.И.. Работа №316048

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Цель констатирующего эксперимента - определить уровень экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1)проанализировать педагогическую документацию;

3)провести наблюдение за педагогическим процессом по формированию экологических знаний;

 

3)диагностика уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Нами были выделены критерии и показатели уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста с учетом которых были подобраны диагностические методики

 

 

УДК 373.211.24

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мустафаева Зюре Исмаиловна

Кандидат педагогических наук, доцент.

Сеитумерова Лиля Айдеровна

студент

ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова» г.Симферополь, РФ.

 

При изучении теоретической части настоящего исследования было рассмотрено понятие экология, экологическое образование, произведения устного народного творчества. Для полноты раскрытия темы необходимо подобрать диагностические методики по выявлению уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальной базой исследования было определено Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Средняя группа №6 – 24 ребенка, 2 воспитателя. Экспериментальная работа проводилась в период, с 3 мая по 17 мая 2023 г.

Цель констатирующего эксперимента - определить уровень экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1)проанализировать педагогическую документацию;

3)провести наблюдение за педагогическим процессом по формированию экологических знаний;

3)диагностика уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

Нами были выделены критерии и показатели уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста с учетом которых были подобраны диагностические методики. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Диагностическая карта изучения уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Критерии

когнитивный

знания о живой природе;

знания о неживой природе;

знания о единстве природы, экологических взаимосвязей организмов в природе;

знание причин загрязнения окружающей среды;

эмоциональный

мотивы деятельности связаны с необходимостью ухода за растениями и животными как за живыми существами;

потребность в общении с представителями растительного и животного мира , сопереживание им, проявление доброты, чуткости и милосердия к людям и природе;

бережное отношение ко всему окружающему.

действенно-практический

соблюдение правил поведения в природе;

 

Рассмотрим организацию и проведение констатирующего эксперимента, целью которого являлось выявление уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Диагностический инструментарий состоял из следующих заданий.

Задание №1. (авторская методика Зотовой Е. И. [20])

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Задание №2. Определение характерных особенностей растительного мира (авторская методика Рыжовой Н.А. [45])

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Задание №3. Определение характерных особенностей неживой природы (авторская методика Соломенниковой О.А. [47])

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Задание №4. Знание времен года (Авторская методика Серебряковой Т.А. [46])

Цель. Определить уровень знаний времен года.

Задание №5. Отношение к миру природы (Авторская методика Николаевой С.Н. [35])

Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Задание №6. Защитим природу (авторская методика Соломенниковой О.А. [47])

Таким образом, дети зачислялись в высокий уровень при количестве набранных очков от 21-19, средний 18- 11, низкий от 10 и ниже

Разносторонний анализ данных констатирующего эксперимента на основе разработанных критериев, позволил выделить три уровня экологического образования детей среднего дошкольного возраста.

В соответствии с первой задачей нашего эксперимента, с целью оценки состояния работы по экологическому образованию дошкольников был проведен анализ документации средней группы №6 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №56 «Ландыш» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Бвл сделан вывод, что документы планирования соответствуют требованиям. Также планируются беседы, игры, работа в уголке природы, беседа о приметах осени, животный и растительный мир Крыма, о Красной книге; дежурство в уголке природы; индивидуальная работа, посадка и наблюдения за прорастанием семян гороха, опыты с воздухом (запах, цвет, вкус) индивидуальная работа, проведение игр «Золотая рябка», «Цветы».

В средней группе созданы условия для экологического воспитания. В группе имеются дидактические игры– «Ледниковый период», «Береги живое», «Времена года», «Парочки животных и насекомых», «Птички на кормушках», «Подбери листик к дереву», «Земля и ее жители, «Загадки о животных» и др.

В книжном уголке имеется литература экологического содержания в соответствии с возрастом детей.

В группе в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д.; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, фасоль и т. д.

Эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал– альбом «Времена года», «Животные родного края, «Растения Крыма; набор открыток «Цветы», схемы «Строение растений», «Развитие земноводных».

Педагоги используют исследовательские приемы поисково-познавательной деятельности.

На одном из наблюдаемых занятий, целью которого было систематизация, и расширение знаний детей о насекомых. Была проведена элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о насекомых), использовались словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модели.

Анализируя проведенные мероприятия в отношении интересующей нас проблемы, стоит отметить, что воспитатель крайне редко, фрагментарно использует дидактическую игру как средство экологического образования. Необходима методическая поддержка в данном направлении.

Второй задачей констатирующего этапа нашего эксперимента было проведение диагностики по определению уровней экологического образования детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

Результаты диагностики уровней экологического образования дошкольников экспериментальной группы представлены в таблице 4

Таблица 4 - Уровни экологического образования детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе

Уровни

Группа №6

 

Кол-во детей

%

Высокий

8

33

Средний

9

38

Низкий

7

29

Всего

24

100

 

Как видим из таблицы, на высоком уровне экологической воспитанности в группе №6 было зафиксировано восемь детей (33 %). На среднем уровне в группе № 6 было выявлено девять детей (38 %). На низком уровне в группе № 6 семь детей (29%).

Как показывают результаты диагностики уровня сформированности экологических знаний и отношения к миру природы, на констатирующем этапе, дети испытывали сложности при выполнении некоторых диагностических заданий.

Выполняя Задание №1. (авторская методика Зотовой Е. И. [20]), цель которого состояла в определении уровня знания характерных особенностей представителей мира животных, большинство детей иногда допускали незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам (домашние, дикие). Дети не всегда могли аргументировать свой выбор. Например: Светлана Г. – Курочки живут во дворе, это дворовые животные. В лесу им жить нельзя, а то их скушает лиса.

В основном дети соотносят представителей фауны со средой обитания. Например: Владлен М. – Лев живет в Африке, и он хищник. Я смотрел мультфильм «Король лев» и там очень много диких африканских животных. Но одни добрые, они только траву кушают, а другие злые, они охотятся на добрых.

Дети знают характерные признаки животных, но иногда допускают неточности в ответах. Часто ответы были односложными, слишком краткими. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым.

При выполнении Задания № 2. (авторская методика Рыжовой Н.А. [45]), цель которого состояла в определении уровня знаний характерных особенностей растительного мира, более половины детей группы иногда допускали незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. В основном, все правильно выделяли группы предлагаемых растений, хотя и иногда, затруднялись аргументировать свой выбор. Дошкольники, без помощи взрослого называли условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Однако, мы пришли к выводу, что практические умения и навыки ухода за комнатными растениями у них сформированы на достаточном уровне для их возраста. Дети проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к комнатным растениям. Мы старались внимательно выслушивать ответы и конкретизировать, так как детям свойственен избирательный интерес и часть экспериментатор ошибочно занижает результаты диагностики, а ребенку просто не интересна данная тема. Так и в отношении комнатных растений. Как правило, за цветами больше любят ухаживать девочки. Хотя в экспериментальной группе, был мальчик Эдем А. очень любящий ухаживать за комнатными растениями. Прекрасно ориентируется в названиях комнатных и многих декоративных растений. Родители мальчика держат теплицы, где выращивают растения на продажу, и ребенок им помогает. Это очередное подтверждение правильного учета сензетивного периода, для познавательного развития и развития трудовых навыков.

Задание №3 (авторская методика Соломенниковой О.А. [47]) было посвящено определению уровня знаний характерных особенностей неживой природы.

Более половины детей группы в основном правильно определяли содержимое баночек (песок, камешки, вода, глина). Называли основные отличительные характеристики объектов неживой природы.  После дополнительных вопросов взрослого приводили примеры того, как люди используют данные объекты неживой природы. Однако не все дети справились с заданием. Так, например, Володя П. только с неоднократной помощью экспериментатора смог сказать, для чего нужна вода. Первым эго ответом было, что для людей, чтобы пить. И только в процессе использования наводящих вопросов, смог сказать, что для полива растений, для приготовления пищи и т.д.

Определение уровня знаний времени года нами осуществлялось в процессе выполнения детьми Задания №4. (Авторская методика Серебряковой Т.А. [46]). Нами было отмечено, что дети хорошо знают времена года. Правда некоторые путались и называли их не в нужной последовательности. Большинство детей группы хорошо знает характерные признаки каждого времени года (зимой – холодно, снег, гололед, весной прилетают птички, расцветают деревья и т д.).

Задание №5 было посвящено выяснению отношения ребенка к миру природы (Авторская методика Николаевой С.Н. [35]). Это одно из самых трудных, как оказалось, заданий для детей экспериментальной группы. Мало у кого, из детей группы есть дома домашние животные. А согласно постановлению САНпин, в групповых уголках природы запрещено содержать животных, только в специально отведенном помещении и уход должны осуществлять сотрудники ДОУ. Естественно, эта ситуация самым неблагоприятным образом отражается на формировании навыков ухода за животными у детей и отношению к миру животных. В основном дети неплохо владеют элементарными навыками уходи за комнатными растениями.

Что касается бережного отношения детей к объектам природы, то следует отметить слабое выражение эмоциональных реакций при общении с природой, дети эпизодически принимали участие в уходе за растениями и мотивировали необходимость бережного отношения к объектам природы, исходя из их утилитарной пользы для человека.

При выполнении Задания №6. Защитим природу (авторская методика Соломенниковой О.А. [47]) Детям необходимо было сгруппировать иллюстрации, на которых человек делает добрые дела для природы и где совершает плохие поступки в отношении к природе и обосновать свой выбор, почему нельзя так поступать. Основное количество детей владеет знаниями о Красной книге (почему так называется, что там написано и т.д.), обосновывали свое мнение, почему нужно защищать природу.

Таким образом, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении, приходим к выводу, что в целом показатели отражают достаточный уровень экологического образования детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной группе, а значит педагогическое сопровождение дошкольников данной группы находится в удовлетворительном состоянии.

Для повышения уровня экологического образования дошкольников средней группы, мы в дальнейшем планируем провести экспериментальную работу по экологическому образованию детей среднего дошкольного возраста средствами произведений устного народного творчества.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×