Организация работы в логопедических группах

Автор: Рябова Наталия Николаевна

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

В  Учреждении функционируют 2 группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Контингент воспитанников группы с общим недоразвитием речи формируется из числа детей, прошедших городскую психолого-медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в специализированной группе. Здесь они получают квалифицированную помощь учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Дети с общим недоразвитием речи имеют особые образовательные потребности и остро нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры. Отставание в развитии двигательной сферы характеризуется плохой координацией, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по мостику ит.д. Плохо подражают при имитации движений. Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физической культуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.

Дети с общим недоразвитием речи отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на левой и правой ноге. При функциональной нагрузке проявляются содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленный темп, застревание на одной позе. У детей наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляются при выполнении пальчиковой гимнастики, в игровой и учебной деятельности ребенка. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение малая подвижность.

Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинативность речевых нарушений при стертой форме дизартрии. У одной группы детей отмечается вялость мышц органов артикуляции: лицо гипомимично; поза закрытого рта не удерживают; губы вялые, углы опущены; во время речи губы остаются вялые. Язык при паретичной симптоматике тонкий, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается. У другой группы лицо наоборот амимичное, губы постоянно в улыбке, иногда ассиметричны со сглаженностью носогубной складки. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют вытягивать губы «трубочкой». Язык при такой симптоматике малоподвижный, отклоняется от средней линии при функциональных нагрузках. В артикуляционном аппарате проявляется невозможность выполнения определенных произвольных движений или переключения одного движения на другое, а производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

 

Описание системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения

 

Коррекционная работа.

Логопедическая работа строится на основе комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:

-                     медикаментозное лечение и психотерапия (в поликлинике);

-                     логопедические воздействия учителя-логопеда;

-                     максимальная помощь родителей и воспитателей.

Коррекционные занятия проводятся учителем-логопедом индивидуально или малыми подгруппами.

Психологическая работа строится на основе комплексного психолого-медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:

-                     комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития воспитанников;

-                     анализ личных дел воспитанников и медицинских карт;

-                     развивающие и коррекционные занятия с детьми;

-                     участие в ПМПк с предоставлением материалов;

-                     работа с семьями воспитанников;

-                     работа с педагогами.

 

 

     Содержание образовательной программы выстроено в соответствии с программой «Коррекция нарушений речи» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной. Москва «Просвещение» 2009г.

В основе организации коррекционно - развивающего образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

В дошкольном учреждении функционирует Психолого -медико-педагогический консилиум (ПМПк), который является одной из форм взаимодействия всех служб ДОУ, объединяющихся для психолого -педагогического сопровождения детей, с целью проведения диагностики в развитии, комплексного изучения реальных и резервных психофизических возможностей ребёнка, создания индивидуальных программ развития детей в процессе обучения и воспитания в условиях ДОУ и семьи, разработки индивидуальных рекомендаций воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, родителями, для обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей, для организации помощи и педагогической поддержки детям. Диагностическая функция ПМПк включает себя разработку проекта оздоровительной и педагогической коррекции в виде ряда вспомогательных мер, а так же определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей.

По данным обследованиям составляется заключение, и разрабатываются рекомендации, обязательные для выполнения всеми специалистами, работающими с ребенком. На основании полученных данных коллегиально составляются заключение консилиума и рекомендации по обучению, развитию и воспитанию ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.

Для осуществления квалифицированной коррекции отклонений в развитии воспитанников в детском саду комбинированного вида в штате работают инструктор по физической культуре, учитель - логопед, педагог -психолог, музыкальный руководитель.

Педагоги, работая в тесном контакте со специалистами, консультируют родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, ведут необходимую документацию.

Учитель - логопед в тесной взаимосвязи со специалистами комплексно использует систему мер, направленных на реализацию задач преодоления выявленных нарушений речевой функциональной системы. Логопед разрабатывает программу фронтальной коррекционно-развивающей работы и составляет индивидуальный план речевого развития на каждого ребенка, ведет журнал комплексного наблюдения за ребенком, учет динамики развития речи и знакомит с достижениями детей специалистов и родителей.

Психологическая служба ДОУ обеспечивает комплексную подготовку и успешную адаптацию детей подготовительных к школе групп к дальнейшему обучению в школе, проводит социопсихологический мониторинг состояния образовательной среды, психологического здоровья воспитанников (наибольшую практическую значимость представляют особенности интеллектуального развития, особенности эмоциональной и личностной сфер, а именно уровень тревожности и уровень мотивации учения).

 

 

Условия эффективности взаимодействия всех специалистов ДОУ в преодолении речевых нарушений у дошкольников

 

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, которая позволяет ему максимально быстро преодолеть нарушения развития. Ребенок должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования в ДОУ вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только воспитатели групп, но и в равной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья.

Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы, мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:

1.      Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии (или какие-либо другие нарушения), а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.

2.      Каждый из участников процесса формирования коррекционно-образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть этому пространству, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.

3.      Очень важно, чтобы педагогический персонал ДОУ и родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы. Основную часть этого инструментария составляют специальные психолого-педагогические знания, необходимые взрослым для понимания важности и механизмов влияния их на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития (в том числе речевого развития).

4.      Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства ДОУ на развитие ребенка, строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному; от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы.

Само формирование общего, единого развивающего пространства
происходит поэтапно. Сначала осуществляется два параллельных процесса:
становление                   психолого-медико-педагогического                      консилиума,

взаимодействие узких специалистов детского сада и логопеда - с одной стороны, и установление взаимодействия логопеда и родителей - с другой. Затем осуществляется многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап.

 

 

Функции воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей

 

Воспитатель участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых познавательных психических процессов. Кроме того, воспитатель должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

У большинства таких детей есть отклонения и в других компонентах языковой системы: дети испытывают лексические затруднения, имеют характерные грамматические и фонетические ошибки, что отражается в связной речи и сказывается на ее качестве. Для многих детей характерна недостаточная сформированность внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики. Поэтому коррекционно-логопедическая работа не ограничивается только упражнениями в плановой речи. В связи с этим основными задачами в работе воспитателя в преодолении речевых нарушений являются всесторонняя коррекция не только речи, но и тесно связанных с нею неречевых процессов и формирование личности ребенка в целом.

 

Функции воспитателя:

-                     Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

-                     Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

-                     Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

-                     Включение отработанных грамматических конструкций в ситуации естественного общения детей.

-                     Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов; знакомство с художественной литературой; работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).

-                     Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях с ребенком.

-                     Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Перед началом коррекционных занятий проводится диагностическое обследование детей: (в сентябре). Воспитатель осуществляет целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляет структуру речевого нарушения, особенности поведения, личностные характеристики детей.

 

Основные средства и способы организации в группе индивидуальной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые

нарушения:

 

1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой): выполняется в течение дня 3-5 раз.

2.      Пальчиковая     гимнастика     выполняется     в     комплексе     с артикуляционной 3-5 раз в день.

3.      Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы: выполняется ежедневно после сна.

 

Требования к проведению индивидуальной коррекционной работы

с детьми:

1.      работа проводится по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных и технических средств обучения;

2.      работа согласовывается с требованиями образовательной программы;

3.      во время индивидуальной работы происходит тренировка правильной речи;

4.      индивидуальная работа поддерживает у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;

5.      работа проводится на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания.

Воспитатель проводит ежедневные занятия с детьми группы, имеющими речевые нарушения. На фронтальных занятиях, предусмотренных образовательной программой, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью. В них включены и используются:

1.      дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижные игры с правилами.

2.      упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

3.      упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

4.      упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

5.      работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

6.      лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Воспитатель регулярно отслеживает динамику звукопроизношения у всех детей группы или у какого-то конкретного ребенка. Опираясь на результаты своих наблюдений, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику. Возникает меньше проблем в совместной образовательной деятельности: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремится требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым у ребенка не провоцируется боязнь отвечать на занятиях; не происходит закрепление неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.

 

Воспитатель при подборе речевого материала призван помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе над правильным закреплением речевого материала.

Речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время совместной образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка). Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.

Продолжительность индивидуального коррекционной работы воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

 

Воспитатель не должен:

1.      Торопить ребенка с ответом.

2.      Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку образец правильной речи.

3.      Заставлять   ребенка   произносить   фразу,   насыщенную   еще   не поставленными у него звуками.

4.      Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

 

Воспитателю необходимо:

Постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к своей речи. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только правильных ответов, добиваться правильной артикуляции.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

 

 Основной формой обучения в  Учреждениии для групп компенсирующей направленности для детей с ОНР (III уровня) являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.
      Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

      В итоге комплексной работы педагогов дети должны научиться: 
      • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
      • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
      • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
      • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
      • владеть элементарными навыками пересказа;
      • владеть навыками диалогической речи;
      • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
      • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
      • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
      • владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
      В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x