"Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей " из опыта работы

Автор: Леготина Валентина Викторовна

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей  

/Из опыта работы   Леготиной  Валентины Викторовны/                                                                 

                                                                            Я выбрала профессию такую,

                                                                                    Что лучше мне на свете не найти.

                                                                              
                                                                                   И с каждым годом убеждаюсь,

                                                                                                      Что я иду по верному пути!

Дошкольное
образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно
здесь закладываются основы будущей личности. Современное дошкольное образование
направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения
ребенка, что напрямую связано с профессиональным уровнем педагогов. Введение
новых технологий в систему методической работы педагогов несет за собой смену
парадигм: с научно – технологической на личностно – ориентированную.
Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на
развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Среди
задач дошкольного воспитания – формирование у воспитанников инициативности и
самостоятельности, являющихся составными компонентами созидательности личности.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает на дошкольной
ступени решение следующих задач:

·       
приобщение
детей к ценностям здорового образа жизни;

·       
обеспечение
эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного
самоощущения;

·       
развитие
инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому
самовыражению;

·       
формирование
различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах
деятельности;

·       
включение
детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного
возраста).

Период
детства очень важен в формировании личности и небезразлично, должно быть нам,
что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – в
итоге у ребёнка теряется вера в себя, а богатство скрытое внутри, тускнеет,
чернеет, умирает. Дети прячут свои способности в себя, перестают интересоваться
удивительным разнообразием мира, становятся как все.

Я не просто
воспитатель,  Я – первый «учитель»,
который входит в жизнь ребёнка и его семью. Родители доверяют мне самое
дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного
родителя, которого бы не волновало, какие взаимоотношения сложатся  у ребенка со взрослыми, со сверстниками,
насколько его развитие будет для него радостным и полезным.

И от
меня,  зависит, как сложится жизнь
ребёнка в коллективе, в обществе, от меня зависит, как родители будут
относиться к учреждению, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.

Цель моей педагогической работы – воспитание творческой, гуманной,
социально-активной личности через развитие художественно-эстетического
восприятия окружающего мира и творческих способностей у детей дошкольного
возраста посредством  работы с природным
и бросовым материалом. Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей
очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно
четкие задачи и незаметно передать инициативу в игре детям, умело организовать
совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без
внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов
касающихся лично каждого ребенка: его эмоций, переживаний, реакции на
происходящее, на трудности с которыми дети сталкиваются.

Дошкольный
возраст - уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка, когда
закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение,
активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все эти
важнейшие качества формируются в процессе специальной образовательной и игровой
деятельности. Огромное значение для 
всестороннего развития ребенка является художественный ручной труд,
создающий условия для вовлечения
ребенка в собственное творче­ство с различными материалами, в процессе которого
создается что-то красивое.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество
открытий, добивается личных достижений. Занятия художественным трудом призваны
воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому
самовыражению,

Задачи, которые я перед собой ставлю:

Ø    Работать над созданием предметно –
развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие творческой
активности детей, участвующих в художественно-творческой   деятельности, а также формирование у
воспитанников познавательных интересов.

Ø    Развивать художественно-эстетическое
восприятие, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику
пальцев рук, речь в продуктивной детской деятельности через интеграцию
образовательных областей.

Ø    Способствовать воспитанию у детей
добрых чувств к окружающему, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить
начатое дело до конца.

Для успешного достижения этих задач я применяю различные
подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от
индивидуальных особенностей группы  и
отдельного ребенка.

Сегодня, когда широко и
фундаментально решается проблема  дошкольного образования и воспитания,
когда появился новый Федеральный государственный образовательный стандарт, проблема
развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее
актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Художественный  труд, так же как игра и рисование, особая
форма  детской деятельности. Интерес к
ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда
позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а
именно:

Ø желание практически действовать с
предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как
это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного
результата;

Ø желание чувствовать себя способным
сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение
окружающих.

Тема по самообразованию «Развитие
художественно-эстетического восприятия  у
детей дошкольного возраста в работе с природным 
и бросовым  материалом»

мною была выбрана не зря, ведь художественный 
труд способствует развитию творческих способностей, восприятия,
фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости,
интеллектуальной и творческой активности; 
в процессе изготовления поделок  
у детей  развивается умение видеть
и понимать прекрасное, формируются 
навыки  действия с разными
материалами.

 

Ведущее место в
осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и
роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно
полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей
станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно
воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,
музыкальный слух, элементарные навыки художественного творчества.

 

Вся моя работа строилась
в тесном контакте с родителями и педагогами ДОУ, с использованием разнообразных
форм: от индивидуальных консультаций, до участия в праздничных концертах, постановок
театральных представлений самих родителей.

В работе с родителями я выделила несколько форм работы:

1. Родительские собрания.

2. «Круглый стол» 

 3. Наглядные формы работы – информационные
стенды.

4. «Дни открытых дверей»

5. Консультации, индивидуальные
беседы.

6. Организация праздников и
развлечений, постановка театральных представлений совместно с родителями.

7. Совместная работа по реализации
социально-значимых проектов

 
       В рамках реализации
социально-значимых проектов предполагается организация и проведение ряда
совместных мероприятий. Считаю, что реализация этих проектов позволила создать
эмоционально-комфортные условия для развития позитивных личностных качеств,
расширила представления детей о социальном мире людей.   

Я считаю, что такие формы
работы с родителями дают положительные результаты.

Новое время требует 
и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших
детей. Крайне важно, чтобы основной составной частью работы педагогов
дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Сотрудничество с
родителями строю на принципах диалога, доверия, партнерства; с учётом  структуры, традиций и педагогической
компетентности семьи.

Таким образом, с помощью
традиционных и нетрадиционных форм работы мною достигнуто взаимопонимание,
тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания, развития, обучения
детей. Я ответственно подхожу к организации и участию в конкурсных мероприятий
разного уровня, повышаю уровень своей профессиональной квалификации.

         

         Уделяю огромное внимание проекту
собственного развития: систематически пополняю и совершенствую свои знания,
связанные с особенностями детей дошкольного возраста, в обеспечении для них
индивидуального, дифференцированного и деятельностного подхода, а также в
использовании современных методик, компьютерных и мультимедийных технологий,
методических приемов, идей и педагогических средств в построении
образовательного процесса с воспитанниками ДОУ, систематически принимаю участие
с воспитанниками в конкурсных мероприятий разного уровня.

 

В заключении можно сказать, что на протяжении дошкольного
детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности
ребенка имеет художественно-творческая 
деятельность, которая  развивает у
детей наблюдательность,  познавательную
активность, внимание, логическое мышление, 
речь, мелкую моторику пальцев рук; 
расширяет представление об окружающем
мире
, углубляет знания, приучает
к усидчивости, аккуратности, стремление
доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь.

Дальнейшие перспективы на будущее своей педагогической профессиональной
работы:

- Совершенствоваться в освоении и использовании современных
образовательных технологий;                                                                                                                                                  
-
Продолжать
принимать активное участие в методических мероприятиях города и детского сада,
участвовать в конкурсах, как с воспитанниками, так и  в конкурсах 
педмастерства  различного уровня.

- Продолжать освоение работы с ИКТ – наполнять созданные сайты.

- Внедрять в работу интересные, инновационные формы взаимодействия с
детьми и родителями

- Внедрение ФГОС ДО.

 

 

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x