« Дифференциация графически сходных букв Б – Д» | Федотова Юлия Андреевна. Работа №234921
Автор: Федотова Юлия Андреевна
Конспект открытого логопедического занятия
с группой уч-ся 2-х классов, имеющих логопедическое заключение «Нарушение письма и чтения, обусловленное НВОНР»
Тема: « Дифференциация графически сходных букв Б – Д» 2 час.
Цель: дифференциация графически сходных букв Б – Д в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Конспект открытого логопедического занятия
с группой уч-ся 2-х классов, имеющих логопедическое заключение «Нарушение письма и чтения, обусловленное НВОНР»
Учитель-логопед: Федотова Ю.А.
10.12.2019 уч.г.
Тема: « Дифференциация графически сходных букв Б – Д» 2 час.
Цель: дифференциация графически сходных букв Б – Д в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Задачи:
Развитие пространственных представлений;
Развитие моторной памяти;
Развитие зрительного и тактильного внимания.
Развитие
анализа и синтеза
на уровне слог
ов,
словосочетани
й.
Совершенствование грамматического строя речи;
Совершенствование
навыка
чтения на уровне слога, слова, предложения, текста;
Оборудование:
Доска, картинки белочки и дятла, мешочек с вырезанными прописными буквами Б-Д, индивидуальные карточки с заданиями, карточки с образцами написания рукописных строчных букв Б и Д.
I Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте! (кивают головой).
Логопед: Сейчас сядет тот, у кого есть сосед впереди и слева. Потом сядет тот, у кого есть сосед впереди, затем сядет учащийся, у которого есть сосед слева, и последним сядет тот, у кого сосед справа уже сидит. Отлично, приступаем к нашему занятию.
II Ход занятия:
Задание №1 «Угадай-ка!» (Формулирование темы занятия, загадки)
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем заниматься не одни, к нам пожалуют дорогие гости. А чтобы узнать, кто к нам сегодня придет, вам нужно будет отгадать мои загадки.
Итак, первая загадка:
Кто в беретке (Головной убор, без козырька и полей, круглой и другой формы) ярко-красной
В черной курточке атласной (плотная шелковая, полу ткань с гладкой блестящей поверхностью) ?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Дети: дятел!
Логопед: Да, правильно, молодцы, это дятел! ( На доску вывешивается картинка с изображенным дятлом и прорисованной буквой Д).
- дятлу раскрасить «беретку»
Логопед: Ребята, а скажите, какой первый звук в слове «дятел»?
Дети: [Дь]
Логопед: правильно! Мягкий звук [Дь]. А какая буква обозначает звук [Дь]?
Дети: буква Д.
Логопед: Верно! А какой еще звук обозначает буква Д?
Дети: Звук [Д]
Логопед: Правильно! Твердый звук [Д]. Давайте с вами произнесем еще раз все вместе звук [Д].
Давайте мы с вами обратим внимание и запомним, что когда мы произносим звук [Д] или [Дь] у нас работает кончик языка, он упирается в десны верхних резцов и выступает в качестве преграды. А если есть преграда, значит звук Д какой?
Дети: согласный!
Логопед: Да, правильно ребята! Теперь давайте посмотрим и запомним, как пишется буква Д. Она действительно похожа на дятла. У буквы Д, так же, как и у дятла хвостик направлен вниз! (рисую возле дятла стрелку вниз). Запомните это! Давайте попробуем вместе в воздухе прорисовать букву Д. (Я поворачиваюсь к детям спиной, чтобы в одном направлении нам всем рисовать).
А теперь слушайте внимательно вторую загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам,
Он в шубке серенькой зимой
И в шубке рыжей летом.
Дети: Белка!
Логопед: Правильно, молодцы! Какой первый звук в слове «белка»?
Дети: [Бь]
Логопед: Да, правильно это белка! (на доску вывешивается картинка с белкой и прорисованной буквой Б).
А какая буква обозначает звук [Бь]?
Дети: буква Б!
Логопед: Верно! А какой еще звук обозначает буква Б?
Дети: звук [Б].
Логопед: Правильно! Твердый звук [Б]. Давайте с вами произнесем еще раз все вместе звук [Б].
Логопед: Правильно! Давайте мы с вами обратим внимание и запомним, что когда мы произносим звук [Б] или [Бь] у нас работают губы. Они выступают в качестве преграды, находятся в сомкнутом состоянии. Из этого сделаем вывод, что если есть преграда, то эти звуки – согласные.
Логопед: Отлично! Теперь давайте посмотрим и запомним, как пишется буква Б. Она действительно похожа на белочку. У буквы Б, так же, как и у белки хвостик направлен вверх! (рисую возле белки стрелку вниз). Теперь давайте попробуем вместе в воздухе прорисовать букву Б. Запомните это!
Логопед: И для того, чтобы вам лучше запомнить написание букв Б и Д, белка с дятлом приготовили для вас много разных и интересных заданий! Вот одно из них. Гости передали мне волшебный мешочек, в котором спрятаны их буквы (Б и Д).
№ 2 «Угадай какая буква»
Логопед: Сейчас я с мешочком буду подходить к каждому из вас, Вам нужно будет опустить руку в мешок взять одну букву и, не доставая руку из мешка, на ощупь угадать какую букву вы взяли (Б или Д).
(Дети по очереди засовывают руку в мешок, и пытаются угадать какую букву они хотят достать. К каждому ребенку подхожу 2 раза).
Логопед: Молодцы ребята, вы смогли, не видя буквы, отгадать её название! И за то, что вы такие молодцы, наши гости передают каждому из вас по вкусному орешку, за правильно выполненное задание. А вот теперь давайте мы с вами откроем тетрадочки и запишем сегодняшнее число. Отступаем от последней работы 2 строчки и пишем сегодняшнее число - «Десятое декабря».
№3 «Чьи следы?»
Логопед: Посмотрите, у каждого из вас в тетради вклеен листок. На нем чьи-то следы! Это изрядно натоптали наши гости. Но белка с дятлом очень хитрые, следы оставили, а хвостики свои забыли дорисовать. Это придется сделать нам. Нужно дорисовать хвосты наших гостей. Сейчас я буду вам говорить разные слова, а вы, если услышите в слове звук [Б] или [БЬ],то добавляете у следа хвостик вверх, как у белки, а если в слове услышали звук [Д] или [Дь], то добавляете у следа хвост вниз, как у буквы Д. Самого смелого из вас я хочу вызвать к доске, кто готов?
Дети: Я! Я! Я!
Логопед: как много желающих, отлично! У нас с вами еще много заданий будет и каждый сможет отличиться, а сейчас к доске пойдет Алена.
Логопед: Готовы? Приступаем!
Слова ( Белка, дятел, арбуз, ягода, дорога, автобус, дуга, следы, дом, ребята).
о о о о о о о о о о
Логопед: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием! Еще раз сверьте свои записи с доской и посмотрите, все ли хвосты у вас правильно дописаны? А Алена за правильно сделанное задание получает вот такой вкусный орешек от белочки и дятла. Присаживайся!
Логопед: А мы с вами идем дальше.
№4 «Занимательное чтение»
Логопед: Наши гости приготовили для вас интересные карточки, на которых написаны слоги с буквами Б и Д. Сейчас каждому из вас по очереди нужно будет правильно прочитать строки слогов на ваших карточках. Сначала каждый по очереди прочитает строку под цифрой 1, а затем под цифрой 2.
1. Ады-абы-ады
2. Аба – ада – аба
1. Уды – убы – уды
2. Эба – эда – эба
1. Оба – ода – оба
2. Уда – уба – уда
1. Оду – обу – оду
2. Абы – ады – абы
(Дети по очереди читают слоги на карточках).
Логопед: Ребята, молодцы! Вы отлично справились с этим заданием и белка с дятлом каждому из вас передают по вкусному орешку.
№5 «Перепутанные слоги»
Логопед: И вот мы с вами подобрались к следующему заданию. У вас на партах лежат карточки со словами, но слоги у этих слов перепутались. Сейчас каждому из вас нужно будет прочитать, что у вас написано на карточке, понять, есть такое слово или нет. Если такого слова не существует, то подумать, как можно переставить слоги так, чтобы получилось слово, которое мы все с вами знаем. Это задание мы будем с Вами выполнять по очереди, а после того, как все слова будут составлены, мы запишем их в тетрадь.
Логопед: Итак, первым свои слоги будет смотреть Ильяс. Ильяс, разложи свои слоги на парте, прочти их.
Ильяс: бус – то – ав
Логопед: Хорошо! Скажи, существует такое слово?
Ильяс: Нет:
Логопед: Правильно. А теперь подумай, как можно переставить эти слоги местами, чтобы получилось слово, которое мы все знаем?
Ильяс: Понял! Это будет слово «автобус»!
Логопед: да, молодец, правильно! Какая буква у нас пишется в слове «автобус»?
Ильяс: буква Б.
Логопед: правильно! Куда направлен хвост у буквы Б?
Ильяс: вверх.
Логопед: правильно. Теперь переходим к Диме.
Логопед: Дима, посмотри на свои слоги, разложи их и прочти.
Дима: ду – по – шка.
Логопед: хорошо. Скажи, есть такое слово?
Дима: нет.
Логопед: Тогда подумай, как можно переставить слоги, чтобы получилось слово?
Дима: «Подушка»!
Логопед: Да, правильно! Скажи, какая буква пишется в слове «подушка»? и куда направлен ее хвост?
Дима: В слове «подушка» пишется буква Д. Хвост у нее направлен вниз.
Логопед: правильно. Теперь Алена. Расположи слоги перед собой, прочти их.
Алена: нок – мед – ве – жо
Логопед: есть такое слово?
Алена: нет.
Логопед: тогда попробуй в правильном порядке расставить эти слоги. Что за слово получилось?
Алена: Медвежонок!
Логопед: правильно! Скажи, какая буква пишется в этом слове? Куда направлен ее хвостик?
Алена: В этом слове пишется бука Д. Хвостик у нее направлен вниз.
Логопед: верно! И остался у нас Никита. Никит, расположи на парте свои слоги, прочти их.
Никита: диль – хо – ло – ник. Такого слова нет.
Логопед: правильно. Тогда попробуй как-то переставить слоги, чтобы получилось слово, которое мы все знаем.
Никита: «Холодильник»!
Логопед: правильно! Какая буква пишется в этом слове? Куда направлен ее хвостик?
Никита: в этом слове пишется буква Д. Ее хвост направлен вниз.
Логопед: правильно. Молодцы, ребята. Вы практически справились с этим заданием. Теперь нам осталось только записать все эти слова в тетрадь. Берем ручки и с красной строки начинаем писать все слова по очереди. Ильяс, какое было у тебя первое слово?
Ильяс: Автобус.
Логопед: Записываем, ребята, первое слово «автобус». С какой буквы будет писаться это слово?
Дети: с заглавной.
(Каждый ребенок диктует правильно свое слово и все дети записывают его).
Логопед: записываем, ребята. Не забываем обозначать буквы, которые мы проходим. Если в слове есть буква Б, то мы рисуем точку вверху, а если есть буква Д, то точка внизу. Теперь Дима диктует свое слово.
Дима: Подушка.
Логопед: хорошо, записываем. Не забываем обозначать буквы. Теперь Алена диктует свое слово.
Алена: Медвежонок.
Логопед: так, записываем, обозначаем наши буквы. И Никита сейчас продиктует свое слово.
Никита: Холодильник.
Логопед: Правильно. Записываем и обозначаем наши буквы. А теперь давайте поменяемся тетрадями с соседом и проверим, правильно ли написаны слова и обозначены буквы в тетради (в то время, как ребята записывают слова, я хожу между партами и тоже проверяю правильное написание слов).
Логопеда: ребята, ну что, все верно?
Дети: да!
Логопед: отлично, если у всех все правильно, тогда каждый получает от белочки и дятла вкусный орешек. Идем дальше.
№6 Физминутка
Логопед: Чтобы к концу занятия вы не устали а были так же бодры и веселы, предлагаю вам выполнить физ.минутку. Сейчас вы встанете около своих парт, руки на пояс. Я буду по очереди называть вам наших гостей (белка и дятел), а вы, если услышите слово белка, то должны поднять руки вверх, потому что хвост у белки куда направлен?
Дети: Вверх!
Логопед: правильно! А если я назову слово дятел, то вы должны опустить руки вниз. Потому что хвост у дятла куда направлен?
Дети: Вниз!
Логопед: верно! Ну что, приступим, будьте внимательны!
(белка, белка, дятел, белка, дятел, дятел, белка, дятел, белка).
Логопед: Молодцы! Никто не ошибся даже. Снова белка и дятел передают каждому из вас по орешку.
№7 «Словосочетания»
Логопед: Молодцы! Тихонечко садимся и для выполнения следующего задания нам нужно будет обратить внимание на доску. Смотрите, у нас на доске написаны 2 столбика слов. Из них нам нужно будет составить словосочетания. Но чтобы это задание немного усложнить, наши гости забрали из этих слов себе свои буквы. Белка забрала из слов букву Б, а дятел из слов забрал букву Д.
- Для начала нам нужно будет с вами восстановить слова сначала из левого столбика, затем из правого. Как только мы восстановим все слова, нам нужно будет провести дорожки от каждого слова из левого столбика к каждому слову из правого столбика, чтобы получились правильные словосочетания.
_елка
_о _ерега
_о_рался
_а_ушка
лю_имая
в _упле
тру_ная
_ушно
в поез_е
ра_ота
Логопед: Сейчас каждый ребенок по очереди будет выходить к доске и восстанавливать сразу несколько слов, путем вписывания букв Б и Д. После того как вы все побываете у доски и восстановите все слова, мы с места будем составлять словосочетания. Выбирать слова по порядку из левого столбика и к ним подбирать слова из правого столбика. Как только мы составим словосочетание, повторим его все вместе хором. Я у доски буду проводить дорожки от слов из левого столбика к словам из правого столбика. И так с каждым словом.
Итак, с первым словом идет к доске Ильяс.
Ильяс: я думаю, что в первое слово нужно вписать букву Б и получится слово «белка».
Логопед: правильно! Вписывай нужную букву и обозначай ее. Хорошо. Садись. Над следующим словом поработать у доски идет Дима. Дим, смори, тут нам уже 2 буквы нужно вставить, подумай, в какой последовательности они будут?
Дима: Сначала буква Д, а потом буква Д. Получится слово «добрался».
Логопед: правильно, молодец. Вписывай буквы и правильно их обозначай. Следующий к доске пойдет Никита. Никит, посмотри, какую букву нужно добавить?
Никита: нужно букву Б добавить и получится слово «любимая».
Логопед: Правильно. Вписывай букву и обозначай ее. И у нас осталась Алена, выходи к доске. Посмотри, какую букву нужно вставить?
Алена: нужно вставить букву Д и получится слово «трудная».
Логопед: Правильно! Вписывай нужную букву и обозначай ее. Дальше к доске идет снова Ильяс.
Ильяс: сюда нужно вставить букву Д. И получится «в поезде».
Логопед: правильно! молодцы, ребята! Вот мы с вами и справились с первым столбиком. Теперь нам нужно то же самое проделать со вторым столбиком.
(Происходит тоже самое, каждый ребенок по очереди выходит к доске и вставляет нужные буквы в слова 2 столбика).
Логопед: отлично! Вот мы с вами и вставили все недостающие буквы в слова. Теперь нам нужно провести дорожки от слов первого столбика к словам второго столбика, чтобы получились словосочетания.
Сейчас снова каждый из вас выходит к доске, и мы будем с вами составлять словосочетания, прочитывать их, затем все вместе проговаривать будем. Итак, первым к доске пойдет Никита. Никита, посмотри, какое слово 2 столбика подходит к первому слову из 1 столбика?
Никита: К слову белка подходит словосочетание « в дупле». Получится «белка в дупле».
Логопед: Правильно, молодец. Ребята, давайте еще раз хором повторим «белка в дупле».
Обязательно акцент на предлоги! Маленькие слова, пишем раздельно!
Следующий к доске пойдет Дима. Дим, выходи к доске и подумай на счет второго слова, какое слово к нему подойдет?
Дима: К слову «добрался» подходит словосочетание «до берега». И получится «добрался до берега».
Логопед: Правильно. Давайте это словосочетание повторим хором. «добрался до берега». Обязательно акцент на предлоги! Маленькие слова, пишем раздельно!
Молодцы! Следующим к доске пойдет Ильяс. Выходи к доске и подумай над следующим словосочетанием.
Ильяс: К слову «любимая» подходит слово «бабушка». Получится словосочетание «любимая бабушка».
Логопед: Правильно! давайте с вами хором повторим «любимая бабушка». Молодцы. И к доске у нас идет Алена. Посмотри, какое словосочетание можно составить?
Алена: К слову «трудная» подходит слово «задача». И получится «трудная задача».
Логопед: Правильно! давайте хором повторим «трудная задача». И последнее словосочетание я выполню сама, а хором мы его повторим. Итак, к словосочетанию 2 в поезде» подходит слово «душно». И получилось у нас «в поезде душно». Давайте хором повторим это словосочетание. Обязательно акцент на предлоги! Маленькие слова, пишем раздельно!
- А теперь, после того, как мы нашли все словосочетания, я предлагаю вам каждое списать в тетрадь и выделить в словах буквы Б и Д. Обязательно акцент на предлоги! Маленькие слова, пишем раздельно!
После того, как вы все напишите, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли все написано и выделено.
Логопед: молодцы, ребята. Вижу, все переписывали внимательно, без ошибок. За это каждый из вас получает орешек. У вас хорошо получается. Следующее задание, которое нам приготовили наши гости, связано с предложением. Нам с вами нужно будет исправить ошибки в предложениях.
№8 Работа с текстом
Логопед: вот так незаметно мы и подошли к нашему последнему заданию от белочки и дятла. Наши гости очень просят вас о помощи. Дело в том, что после нас, наши животные отправятся обратно в лес, к своим друзьям, наша белочка составила интересный рассказ, чтобы рассказать его своим друзьям, но пока прыгала к нам, все предложения в ее рассказе перепутались, осталось только название «Белкины сказки». Давайте мы с вами поможем белке и восстановим правильно текст.
Белочка передала мне конверт, в котором лежал ее рассказ. Сейчас я каждому из вас раздам по предложению, из которых состоял текст и мы с вами попробуем восстановить порядок этих предложений в тексте. Предложений здесь получилось целых 4, по этому, я тоже вместе с вами буду восстанавливать этот рассказ.
Текст:
«Однажды в зимние каникулы дети пошли гулять в лес. На дереве они увидели белку и дятла. Белка быстро прыгала по веткам. Дятел бодро долбил дерево. Очень понравились ребятам белка и дятел.»
Сначала я и каждый ребенок зачитываем свое предложение, потом мы понимаем, что мое предложение будет первым, я прикрепляю его на доску. Затем выходят к доске дети с каждыми последующими предложениями, в правильном порядке прикрепляют их на доску и потом один самый активный ребенок читает с доски весь текст.
Логопед: ребята, а теперь давайте назовем, какие слова нам встретились с буквой Б? С буквой Д? С буквами Б и Д одновременно?
Логопед: молодцы, ребята! Белочка с дятлом прощаются с вами и передают вам большое спасибо за такой хороший рассказ и каждому из вас орешек за помощь. Вы большие молодцы, справились с каждым заданием!
III ИТОГ занятия:
Логопед: а теперь давайте с вами еще раз повторим, какую мы с вами тему сегодня изучали?
Дети: разность написания прописных букв Б и Д.
Логопед: правильно. А чем же отличаются эти буквы?
Дети: Отличаются тем, что при написании, у буквы Б хвост направлен вверх, а у буквы Д хвост направлен вниз.
Логопед: правильно! Молодцы, ребята! Теперь вам все это нужно запомнить, чтобы на письме у вас больше не было этих ошибок. А сейчас давайте посчитаем, у кого, сколько орешков оказалось? Кто был самым активным?
А наше занятие подошло к концу. Мне и нашим гостям настолько понравилось с вами заниматься, что они через меня попросили передать каждому из вас сладкий подарочек. (раздаю детям конфеты\шоколадки).
Приложение
Текст:
Однажды в зимние каникулы дети пошли гулять в лес.
На дереве они увидели белку и дятла.
Белка быстро прыгала по веткам, а дятел бодро долбил дерево.
Очень понравились ребятам белка и дятел.
Предложения:
«Дети в лесу собрали много грибы».
«Дятел громко долбил по дерево».
«Белка позвала в гости заяц и лиса».
«Медведь очень любит малина».
Словосочетания:
бус – то – ав
ду – по – шка.
нок – мед – ве – жо
диль – хо – ло – ник.
Следы:
о о о о о о о о о о
о о о о о о о о о о
о о о о о о о о о о
о о о о о о о о о о