Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

« Формирование общих профессиональных компетенций студентов» | Ольга Владимировна Павлюченко. Работа №240208

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ольга Владимировна Павлюченко
Данная работа  по формированию общих профессиональных компетенций студентов   направлена на диагностику и оценку уровня сформированности профессиональных  компетенций. Разработана на основе ФГОС     и в соответствии с существующей нормативной базой в области среднего профессионального образования.

Работа рекомендуется для  преподавателей , ее основными задачами являются:

1.Диагностика сформированности общих компетенций студентов .

2. Разработка диагностического инструментария, с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности общих  компетенций.

3 Выявление уровня профессионального мастерства преподавателя, обобщение и распространение педагогического опыта.

Работу  можно использовать в средних профессиональных учебных заведениях для диагностики уровня сформированности общих компетенций студентов в процессе обучения  дисциплине «Русский язык».

 

 

бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМЦЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Формирование общих профессиональных компетенций студентов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: преподаватель русского языка и литературы Павлюченко Ольга Владимировна

 

 

 

 

Муромцево-2020

Краткая аннотация

 

Данная работа по формированию общих профессиональных компетенций студентов   направлена на диагностику и оценку уровня сформированности профессиональных компетенций. Разработана на основе ФГОС     и в соответствии с существующей нормативной базой в области среднего профессионального образования.

Работа рекомендуется для преподавателей , ее основными задачами являются:

1.Диагностика сформированности общих компетенций студентов .

2. Разработка диагностического инструментария, с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности общих  компетенций.

3 Выявление уровня профессионального мастерства преподавателя, обобщение и распространение педагогического опыта.

Работу можно использовать в средних профессиональных учебных заведениях для диагностики уровня сформированности общих компетенций студентов в процессе обучения  дисциплине «Русский язык».

 

 Введение

В условиях динамичного развития нашей страны происходят кардинальные изменения в экономической, социальной, политической и образовательной сферах. В производстве все больше становятся востребованными специалисты, владеющие в совершенстве профессиональным мастерством, общей и профессиональной культурой, творческим отношением к профессиональной деятельности, готовые к постоянному самосовершенствованию. На фоне рыночных отношений, они дополнительно должны владеть политехническим и экономическим мышлением, адаптированными к изменяющимся условиям качествами. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой интегрированную систему универсальных и профессиональных качеств, обладающих сложными внутренними связями, зависимостью от времени, характеризующуюся различными уровнями. Профессиональная компетентность студента среднего профессионального учебного заведения определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально-экономических условий.

Работа по формированию общих профессиональных компетенций студентов

в процессе обучения  дисциплине «Русский язык» представляет собой процесс систематического слежения за результатами образовательного процесса, данные которого необходимы для его коррекции.

 

Нормативная база

Рекомендаций мониторинга общих компетенций студентов  

1. Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г.  в редакции от 28.09.2010г.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (п.3.3.Развитие образования) от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

3. Федеральная Целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации 11.11.2010г.

 

                                                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи данной работы

Цель: диагностика и оценка уровня сформированности общих компетенций у студентов по дисциплине «Русский язык».

Основой данной работы являются:

- перечень общих компетенций студентов в соответствии с ФГОС   по специальности  35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

- шкала оценок общих   компетенций с учетом уровней сформированности (низкий, средний и высокий).

Задачи:

- диагностировать сформированность общих компетенций студентов;

- разработать диагностический инструментарий, с помощью которого возможно максимально точно проверить уровень сформированности общих   компетенций;

- выявить уровень профессионального мастерства преподавателя, обобщить и распространить педагогический опыт.

 

Перечень общих профессиональных компетенций

Профессиональные действия составляют основу общей компетентности специалиста в любой области производства, поэтому необходимо в его подготовке ориентироваться на профессиональные стандарты и должностные обязанности. Следовательно, можно говорить о построении модели специалиста в профессиональном образовании, которая приближена к эталону, т.е. к сотруднику определенной производственной квалификации способному выполнять свои производственные функции.

Общие компетенции:

1. Наличие устойчивого интереса к специальности

-  умение ориентироваться в литературных источниках по специальности (журналах, книгах);

- свободное владение профессиональной терминологией.

2. Умение организовывать собственную деятельность

-  целеполагание и планирование;

- использование технологий деятельности;

- оценка продукта и результата своей деятельности.

3. Умение принимать решения в нестандартных ситуациях

- анализ ситуации в соответствии с заданными критериями;

- умение определять проблему на основе самостоятельно проведенного анализа нестандартной ситуации;

- способность делать выбор из существующих технологий для решения задачи.

4. Способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, коммуникативная компетенция:

- поиск источников информации, адекватных задачам;

- извлечение и первичная обработка информации;

- обработка информации и принятие решения на ее основе.

5. Умение общаться, работать в коллективе и команде, языковая компетенция:

- управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий / антипатий;

- умение участвовать в групповом обсуждении, высказываясь в соответствии с заданной процедурой и по заданному вопросу;

- умение представлять свою точку зрения в публичном выступлении, обеспечив обратную связь с аудиторией.

В рамках созданной мною работы под профессиональными компетенциями понимается способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производственных и социальных отношений, содержание которых определяется с одной стороны видами деятельности, с другой – дидактическими единицами дисциплины профессиональной подготовки.

Разработка и определение состава компетенций берет свое начало в модели специалиста, при этом производится выявление уровней формирования компетенций как цели образовательного процесса .

Каждая группа компетенций классифицируется по уровням сформированности, которые зависят от планируемого образовательного результата, вида выполняемой в рамках дисциплины деятельности (репродуктивной, частично-поисковой, поисковой), подготовки студентов и их личностных характеристик.

 

Выявление уровня формирования   компетенций:

В основу каждого из уровней положены понятия познавательной деятельности: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка

 

Низкий уровень показывает не сформированность общих компетенций у студентов.

Средний уровень считается следующей ступенью, на которую приходит студент в процессе развития компетенций– средний показатель.

И как наилучший показатель выступает высокий уровень сформированности профессиональных компетенций.

Уровни сформированности компетенций обуславливаются критериями деятельности. Так, критерием низкого уровня является репродуктивная деятельность по заданному алгоритму, опирающаяся на понимание и воспроизведение профессиональных действий. Критерием среднего уровня будем считать частично-поисковую деятельность, предполагающую применение профессиональных действий при анализе профессиональной задачи. Для высокого уровня критерием выступает поисковая работа, при этом происходит оценка ситуации или профессиональной задачи и синтез возможных вариантов профессиональных действий.

 

 

 

Уровни сформированности профессиональных  компетенций

 

 

№ п/п

Компетенции

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Интерес к специальности

Не наблюдается

Устойчивый интерес к профессии

Стремление к самосовершествованию

2

Организация собственной деятельности

Нет умений по организации собственной деятельности

Слабо развиты навыки организации собственной деятельности

Есть способность самостоятельно организовывать профессиональную деятельность

3

Умение принимать решения в нестандартных ситуациях

Нет умений

Принимаемые решения имеют незначительные ошибки

Умение самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях

4.

Способность осуществлять поиск и использовать информацию и эффективно выполнять профессиональные задачи

Способности не развиты

Навыки хорошо развиты

Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать выводы, обобщать

5

Умение общаться

Не может, не умеет

Владение коммуникативными качествами

Владение коммуникативными организаторскими умениями: проявить свою инициативу, утвердить свою позицию в коллективе, организовать любую коллективную деятельность

 

 

Заключение

При разработке данной работы по сформированности профессиональных компетенций были проведены следующие этапы:

1. Формулировка состава общих  компетенций, которые должны быть освоены в учебном процессе.

2. Конкретизировано учебное содержание данных компетенций, которыми должны овладеть студенты.

3. Выработка критериев, по которым можно судить об уровнях их достижения.

Таким образом, моя разработка по формированию профессиональных компетенций позволяет проверить сформированность компетенций у студентов на различных уровнях (низком, среднем и высоком), разбиение на которые предполагает учет индивидуальных особенностей студента как субъекта учебного процесса. Это позволит использовать полученные данные для повышения качества профессионального образования, внося корректировку в образовательный процесс.

Литература

Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. – М.: Логос, 2009. – 272с.

Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М.: ИЦ Академия, 2008. – 432с.

Никитина И.В. Диагностическая и методическая работа в ОУ. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142с.

Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ, 2009. – 132с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×