Название статьи:
" Формирование у детей позитивного отношения к труду взрослых" | Ушкова Татьяна Григорьевна. Работа №206229
Дата публикации:
10.03.2019
Автор:
Ушкова Татьяна Григорьевна
Описание:
Автор: Ушкова Татьяна Григорьевна
Доклад на тему: " Формирование у детей позитивного отношения к труду взрослых"
Д О К Л А Д
на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ
Составила:
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Ушкова Т.Г.
Ульяновск, 2019 г.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является содействие гармоничному развитию личности ребёнка, которое невозможно без формирования знаний о социальной действительности. Эти знания составляют основу человеческого сознания, выступают как важнейший компонент в структуре личности, влияют на её отношение к миру.
Трудовая деятельность способствует развитию умственных и физических возможностей детей, эстетическому и нравственному развитию. В труде воспитываются такие значимые качества как чувство взаимопомощи, ответственность, трудолюбие и т.д.
В п. 2.6 Федерального государственного стандарта дошкольного образования в числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается как труд собственный, так и труд других людей.
Трудности формирования положительного отношения к труду взрослых обусловлены тем, что мир профессий взрослых усложняется, возрастает количество профессий, более сложными для понимания детей становятся сами виды деятельности, гораздо меньше у детей опыта соприкосновения с миром профессий, редко дети бывают на экскурсиях на разных предприятиях, не обогащается в должной мере трудовой опыт детей в детском саду, в семье уделяется не достаточное внимание трудовому воспитанию детей. Поэтому возникает необходимость в организации целенаправленной педагогической работы по формированию осознанного отношения к труду взрослых.
С. А. Козлова считает, что применительно к дошкольному возрасту отношение к труду взрослых можно рассматривать как устойчивое положительное отношение к труду взрослых, основанных на знании различных видов труда взрослых, понимание значения труда взрослых и готовности по мере взросления осваивать данные виды деятельности.
Структура отношения к труду включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент отношения к труду взрослых включает в себя знания и представления детей о профессиях, о видах деятельности, о их значении в жизни человека и общества.
Аффективный компонент характеризуется тем, что включает в себя эмоциональное отношение, располагающееся между полюсами симпатии и антипатии к тому или иному виду труда.
Поведенческий компонент отражает стремление ребёнка знакомиться с какой-то конкретной профессией и видом деятельности, наличие интереса к ней, желание знать как можно больше и стремление освоить эту профессию в будущем.
Очень важно формировать у детей представление о труде взрослых, о разных профессиях, об их отличительных признаках, об их значениях, о том, какую роль они играют в жизни каждого человека.
В. И. Логинова отмечает, что важный аспект отношения к труду взрослых заключается в воспитании целого ряда положительных качеств личности, таких как трудолюбие, уважение к труду других людей, аккуратность, внимательность, дисциплинированность. Повышение осведомленности детей в вопросах труда взрослых, знакомство детей с процессом трудовой деятельности, производственным процессом, элементарными трудовыми действиями – всё это играет немаловажную роль в формировании у них стремления осваивать какие-либо трудовые действия, развивать собственные умения и навыки.
Р. С. Буре и другие авторы выделяют три основных направления формирования положительного отношения к труду взрослых: наблюдение за трудом взрослых, частичная помощь взрослым, организация совместной деятельности взрослых и детей.
Как указывает Т. А. Маркова, формирование осознанного положительного отношения к труду взрослых взаимосвязано с расширением представлений старших дошкольников об окружающей действительности с развитием у них способности к обобщению их собственного опыта участия в посильном труде, которые помогают осознавать общественную значимость труда и взаимосвязь людей в различных видах деятельности.
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Она выступает одним из наиболее распространенных и эффективных средств формирования положительного отношения к труду взрослых. Одним из средств формирования осознанного положительного отношения к труду рассматривается коллективный труд детей. Организация различных дежурств, регулярные поручения, труд в природе, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей способствуют достижению высокого результата в плане воспитания отношения к труду.
Еще одним немаловажным аспектом формирования осознанного отношения к труду является взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания. Совместная деятельность ребёнка и взрослого является оптимальной формой для формирования осознанного отношения к труду и развития собственной трудовой деятельности дошкольников.
Осознание значимости труда способствует возникновению желания помогать взрослым, а опыт совместной деятельности формирует отношение к труду взрослых.
Таким образом, организация педагогической работы по трудовому воспитанию включает в себя формирование осознанного положительного отношения к труду у старших дошкольников и осуществляется на основе расширения представлений о труде взрослых, его значимости, формировании у детей трудовых умений и навыков, взаимодействии со взрослыми. Для этого используются разные средства: наблюдения, экскурсии, игры, трудовые поручения, изучение художественной литературы, проектная деятельность.
Также нашей задачей является привлечь внимание детей к значимости творческого начала в каждой профессии.
Воспитывать у детей интерес и стремление к преобразующей деятельности. Дать детям понять, что есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было на Земле. Таких людей называют изобретателями, учёными. Если бы не было на земле таких людей, мы бы не развивались, не было бы никакой техники, машин, телевизоров, компьютеров, телефонов. Всё это придумал человек - очень умный человек - творец. К таким людям мы относимся с большим уважением. В каждой профессии встречаются такие люди, которые работают творчески, улучшают своё рабочее место, придумывают механизмы, новые орудия труда. И поэтому им интересно работать. Вот это мы должны донести до детей, чтобы развивать у них профессиональный интерес.
Для этого в группе созданы условия, которые помогают это осуществить.
В группе имеется много художественной литературы, которая используется для развития интереса к различным профессиям:
Т. В. Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях.
И. А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.
В. В. Артемов. Великие имена России. Полководцы и флотоводцы. Деятели искусства и литературы. Первопроходцы и первооткрыватели.
В группе имеется много дидактических игр, настольно-печатных игр:
Магазин игрушек
Магазин одежды
Подбери карточки
Знаю все профессии
Кому что нужно для работы?
Игра с пазлами Профессии.
В таких играх дети знакомятся с названием профессий, с предметами и инструментами необходимыми для той или иной профессии.
Славянская семья. Родство и занятия.
Дети узнают, чем люди занимались раньше, с профессиями прошлого (кузнецы, гончары, ткачихи, купцы и т.д.). Такие игры помогают в доступной для детей форме расширить и конкретизировать представления детей о различных профессиях.
В группе много книжек-раскрасок на тему профессии:
- Такая разная работа
- Наши профессии
- Кем быть?
В образовательной деятельности и в ходе режимных моментов я также затрагиваю вопросы о тружениках села, какие там есть профессии, чем занимаются люди. Знакомлю с профессиями агронома, хлебороба, животновода, овощевода, чтобы дети имели представление о том, откуда в магазинах овощи и фрукты, хлеб. Провожу тематические занятия: Откуда хлеб пришел, Как рубашка в поле выросла. Знакомлю детей с сельхозтехникой, и вообще с техникой, которая помогает людям в их профессии.
В группе имеется много сюжетно-ролевых игр, которые являются ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте и выступают одним из наиболее распространенных и эффективных средств формирования положительного отношения к труду взрослых.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград.
Поэтому в группе ведётся большая работа с родителями по этому вопросу.
Организуются совместные субботники, беседы и консультации о воспитании у детей интереса к труду, к профессиям.
Организуются презентации проектов: Мир профессий, Как я помогаю родителям.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду, построенное на основных принципах воспитания у детей позитивного отношения к труду.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств.
Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога.
Скачать работу
на тему:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ
Составила:
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Ушкова Т.Г.
Ульяновск, 2019 г.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является содействие гармоничному развитию личности ребёнка, которое невозможно без формирования знаний о социальной действительности. Эти знания составляют основу человеческого сознания, выступают как важнейший компонент в структуре личности, влияют на её отношение к миру.
Трудовая деятельность способствует развитию умственных и физических возможностей детей, эстетическому и нравственному развитию. В труде воспитываются такие значимые качества как чувство взаимопомощи, ответственность, трудолюбие и т.д.
В п. 2.6 Федерального государственного стандарта дошкольного образования в числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается как труд собственный, так и труд других людей.
Трудности формирования положительного отношения к труду взрослых обусловлены тем, что мир профессий взрослых усложняется, возрастает количество профессий, более сложными для понимания детей становятся сами виды деятельности, гораздо меньше у детей опыта соприкосновения с миром профессий, редко дети бывают на экскурсиях на разных предприятиях, не обогащается в должной мере трудовой опыт детей в детском саду, в семье уделяется не достаточное внимание трудовому воспитанию детей. Поэтому возникает необходимость в организации целенаправленной педагогической работы по формированию осознанного отношения к труду взрослых.
С. А. Козлова считает, что применительно к дошкольному возрасту отношение к труду взрослых можно рассматривать как устойчивое положительное отношение к труду взрослых, основанных на знании различных видов труда взрослых, понимание значения труда взрослых и готовности по мере взросления осваивать данные виды деятельности.
Структура отношения к труду включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.
Когнитивный компонент отношения к труду взрослых включает в себя знания и представления детей о профессиях, о видах деятельности, о их значении в жизни человека и общества.
Аффективный компонент характеризуется тем, что включает в себя эмоциональное отношение, располагающееся между полюсами симпатии и антипатии к тому или иному виду труда.
Поведенческий компонент отражает стремление ребёнка знакомиться с какой-то конкретной профессией и видом деятельности, наличие интереса к ней, желание знать как можно больше и стремление освоить эту профессию в будущем.
Очень важно формировать у детей представление о труде взрослых, о разных профессиях, об их отличительных признаках, об их значениях, о том, какую роль они играют в жизни каждого человека.
В. И. Логинова отмечает, что важный аспект отношения к труду взрослых заключается в воспитании целого ряда положительных качеств личности, таких как трудолюбие, уважение к труду других людей, аккуратность, внимательность, дисциплинированность. Повышение осведомленности детей в вопросах труда взрослых, знакомство детей с процессом трудовой деятельности, производственным процессом, элементарными трудовыми действиями – всё это играет немаловажную роль в формировании у них стремления осваивать какие-либо трудовые действия, развивать собственные умения и навыки.
Р. С. Буре и другие авторы выделяют три основных направления формирования положительного отношения к труду взрослых: наблюдение за трудом взрослых, частичная помощь взрослым, организация совместной деятельности взрослых и детей.
Как указывает Т. А. Маркова, формирование осознанного положительного отношения к труду взрослых взаимосвязано с расширением представлений старших дошкольников об окружающей действительности с развитием у них способности к обобщению их собственного опыта участия в посильном труде, которые помогают осознавать общественную значимость труда и взаимосвязь людей в различных видах деятельности.
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте. Она выступает одним из наиболее распространенных и эффективных средств формирования положительного отношения к труду взрослых. Одним из средств формирования осознанного положительного отношения к труду рассматривается коллективный труд детей. Организация различных дежурств, регулярные поручения, труд в природе, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей способствуют достижению высокого результата в плане воспитания отношения к труду.
Еще одним немаловажным аспектом формирования осознанного отношения к труду является взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания. Совместная деятельность ребёнка и взрослого является оптимальной формой для формирования осознанного отношения к труду и развития собственной трудовой деятельности дошкольников.
Осознание значимости труда способствует возникновению желания помогать взрослым, а опыт совместной деятельности формирует отношение к труду взрослых.
Таким образом, организация педагогической работы по трудовому воспитанию включает в себя формирование осознанного положительного отношения к труду у старших дошкольников и осуществляется на основе расширения представлений о труде взрослых, его значимости, формировании у детей трудовых умений и навыков, взаимодействии со взрослыми. Для этого используются разные средства: наблюдения, экскурсии, игры, трудовые поручения, изучение художественной литературы, проектная деятельность.
Также нашей задачей является привлечь внимание детей к значимости творческого начала в каждой профессии.
Воспитывать у детей интерес и стремление к преобразующей деятельности. Дать детям понять, что есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было на Земле. Таких людей называют изобретателями, учёными. Если бы не было на земле таких людей, мы бы не развивались, не было бы никакой техники, машин, телевизоров, компьютеров, телефонов. Всё это придумал человек - очень умный человек - творец. К таким людям мы относимся с большим уважением. В каждой профессии встречаются такие люди, которые работают творчески, улучшают своё рабочее место, придумывают механизмы, новые орудия труда. И поэтому им интересно работать. Вот это мы должны донести до детей, чтобы развивать у них профессиональный интерес.
Для этого в группе созданы условия, которые помогают это осуществить.
В группе имеется много художественной литературы, которая используется для развития интереса к различным профессиям:
Т. В. Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях.
И. А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках.
В. В. Артемов. Великие имена России. Полководцы и флотоводцы. Деятели искусства и литературы. Первопроходцы и первооткрыватели.
В группе имеется много дидактических игр, настольно-печатных игр:
Магазин игрушек
Магазин одежды
Подбери карточки
Знаю все профессии
Кому что нужно для работы?
Игра с пазлами Профессии.
В таких играх дети знакомятся с названием профессий, с предметами и инструментами необходимыми для той или иной профессии.
Славянская семья. Родство и занятия.
Дети узнают, чем люди занимались раньше, с профессиями прошлого (кузнецы, гончары, ткачихи, купцы и т.д.). Такие игры помогают в доступной для детей форме расширить и конкретизировать представления детей о различных профессиях.
В группе много книжек-раскрасок на тему профессии:
- Такая разная работа
- Наши профессии
- Кем быть?
В образовательной деятельности и в ходе режимных моментов я также затрагиваю вопросы о тружениках села, какие там есть профессии, чем занимаются люди. Знакомлю с профессиями агронома, хлебороба, животновода, овощевода, чтобы дети имели представление о том, откуда в магазинах овощи и фрукты, хлеб. Провожу тематические занятия: Откуда хлеб пришел, Как рубашка в поле выросла. Знакомлю детей с сельхозтехникой, и вообще с техникой, которая помогает людям в их профессии.
В группе имеется много сюжетно-ролевых игр, которые являются ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте и выступают одним из наиболее распространенных и эффективных средств формирования положительного отношения к труду взрослых.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград.
Поэтому в группе ведётся большая работа с родителями по этому вопросу.
Организуются совместные субботники, беседы и консультации о воспитании у детей интереса к труду, к профессиям.
Организуются презентации проектов: Мир профессий, Как я помогаю родителям.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду, построенное на основных принципах воспитания у детей позитивного отношения к труду.
Радость труда – одно из высоких человеческих чувств.
Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога.