Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

« Модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации на современном этапе». | Оразақ Нұрбол Темірболатұлы. Работа №234695

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Оразақ Нұрбол Темірболатұлы
Здоровья детей, уровень физического развития и физической подготовленности детей ДОУ во многом зависят от профессиональной компетентности специалистов по физическому воспитанию

Оразақ Нұрбол Темірболатұлы

ГККП «Ясли-сад №16 акимата города Костаная отдела

образования акимата города Костаная»

Казахстан, Костанай

 

 

« Модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации на современном этапе».

 

Аннотация: статья посвящена проблеме профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. В статье представлена модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре дошкольной образовательной организации. Подробно описаны структурные блоки модели.

Abstract: the article is devoted the problem of professional competence of teacher of preschool education. In the article the model of professional competence of instructor is presented on the physical culture of preschool educational organization. The structural blocks of model are in detail described.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, модель профессиональной компетентности, инструктор по физической культуре, дошкольная образовательная организация

Keywords: jurisdiction, professional competence, model of professional competence, instructor on a physical culture, preschool educational organization.

Исследователи в области физического воспитания детей отмечают, что состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности детей ДОУ во многом зависят от профессиональной компетентности специалистов по физическому воспитанию. Низкий уровень профессионализма инструктора по физической культуре в сочетании с недостаточной профессиональной активностью препятствует продуктивному и компетентному решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому, чтобы успешно решать задачи физического развития и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования, инструктору по физической культуре необходимо постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Что же понимается под термином «профессиональная компетентность»?

В словаре «Профессиональное образование» понятие «компетентность» (от лат. competens – надлежащий, способный) трактуется как мера соответствия знаний, умений, опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», оно включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться Справедливо отмечает В.Н. Введенский, что «часты случаи отождествления понятия «компетентность» с другими, например, понятием «компетенция» . Одним из первых отечественных исследователей, который развел понятия «компетенция» и «компетентность», является Д.И. Ушаков. В толковом словаре русского языка понятие «компетенция» означает круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, а понятие «компетентность» - осведомленность, авторитетность [1].

По мнению Н.Л. Сластенина (1997 г.) педагогическая компетентность учителя – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности .Характеристика структурных элементов профессиональной компетентности педагога отражена в работах С.Г. Вершловского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Т.А. Каплуновича, В.А. Сластенина, Р.М. Шерайзиной. В сфере дошкольного образования вопросы, посвященные профессиональной компетентности руководителя и педагога ДОО рассматривали Г.В. Есауленко. Лукьянова, А.А. Майер, О.А. Соломенникова, Г.В. Яковлева. Не смотря на большое количество исследований, единого определения понятия профессиональная компетентность пока не дано. Какими профессиональными компетенциями должен обладать инструктор по физической культуре дошкольной образовательной организации?

Взяв за основу модель профессиональной компетентности педагога в рамках системы повышения квалификации, разработанную В.Н. Введенским, мы представляем модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре ДОУ. Структурные блоки модели представлены в виде ключевых и операциональных компетентностей.

Модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре в ДОУ:

- Операциональные компетентности

- Интеллектуально-педагогическая

- Коммуникативная.

- Информационная.

- Регулятивная.

- Предметно-методическая

- Проектно-технологическая.

- Прогностическая.

- Организаторская.

- Импровизационная.

- Экспертная.

Далее в статье мы подробно раскроем содержание каждого блока данной модели. Ключевыми компетентностями являются: интеллектуально-педагогическая компетентность, коммуникативная, информационная и регулятивная компетентность.

Интеллектуально-педагогическую компетентность является базовой, ее характеризуют применение имеющихся знаний у специалиста для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, в выработке способов инновационной деятельности [2].

Интеллектуально-педагогическая компетентность включает в себя:

1) общетеоретические и методические знания; 2) умение педагогически мыслить.

Общетеоретические знания:

-знания теоретических основ физического развития и воспитания детей дошкольного возраста; нания по дошкольной педагогики и возрастной психологии, физиологии, педиатрии;

-знание медико-биологических основ физкультурноспортивной деятельности и оказания первой медицинской помощи;

-знание основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования.

Методические знания: одержание физического развития и воспитания детей в соответствии (образовательные область «Физическое развитие»); -содержание современных образовательных программ (примерных, комплексных – раздел «Физическое развитие», парциальных программ по физическому развитию дошкольников; -особенности сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; -здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста; -педагогические методы и приемы формирования двигательных умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста; етодика организации и проведения современных физкультурно-оздоровительных форм работы с детьми (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность при проведении режимных моментов, самостоятельная деятельность детей); -содержание, методика проведения диагностики физической подготовленности детей; -основные причины травматизма детей в детском саду и обеспечение безопасности при организации двигательной активности детей; -методы и приемы развития двигательного творчества у детей дошкольного возраста; -эффективные формы работы с родителями с целью оказания педагогической поддержки родителям в вопросах физического развития детей раннего и дошкольного возраста; сновы педагогического проектирования [3].

Аналитические умения состоят из ряда частных умений:

- умение анализировать содержание различных образовательновоспитательных программ, сопоставлять их между собой; - умение анализировать педагогическую и методическую литературу, связанную с разными программами, методические рекомендации в соответствии с конкретными требованиями данной программы;

- умение наблюдать, анализировать и оценивать профессиональную деятельность специалиста (умение осуществить хронометрирование и педагогический анализ физкультурного занятия и др.).

Прогностические умения означают:

- умение осуществлять психолого-педагогическое тестирование двигательных умений, анализировать и интерпретировать результаты, - навыки использования результатов диагностики как основы для педагогического целеполагания и проектирования,

- владение методами самоанализа и самооценки.

К проектировочным умениям относятся:

- способность к проектной деятельности в сфере физической культуры, к разработке инновационных проектов и управлению ими, - умение интегрировать образовательные области в процессе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию;

- умения анализировать, проектировать развивающую среду в соответствии с требованиями образовательных программ и вида дошкольного образовательного учреждения.

Рефлексивные умения осуществляются в виде контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.

Коммуникативная компетентность педагога – профессионально-значимое, интегративное качество личности педагога, результат личностного роста в процессе профессионализации [3]. Основными составляющими компонентами данной компетенции у инструктора физической культуры являются: умение ясно и логично выражать свои мысли, наличие хорошей дикции, владение профессиональной терминологией, умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с родителями детей и коллегами. Информационная компетентность – включает объем информации и способность к ее приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте других педагогов, в научно-методической плоскости. Регулятивная компетентность направлена на управление собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и достижение результатов деятельности.

Операциональными компетентностями модели являются: предметно-методическая, проектно-технологическая, прогностическая, организаторская, импровизационная, экспертная.

Таким образом, выше описанная модель профессиональной компетентности инструктора по физической культуре ДОО, его теоретическая и практическая готовность позволят обновить основные критерии анализа и оценки деятельности специалиста в период аттестации, а также совершенствовать содержание учебных программ курсов повышения квалификации педагогических работников.

Список использованных источников:

1. Введенский В.Н. Профессиональные компетентности педагога: Пособие для учителя. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 159с.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 340с.

3. Прищепа С.С., Попкова Н.В. Содержание профессиональной компетентности инструктора по физической культуре дошкольного образовательного учреждения на современном этапе // Традиции и инновации в современном дошкольном образовании: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (20-21 ноября). М.: АРС-принт, 2011. – С. 363-368.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×