Статья . Состав населения Земли. Возрастной, половой, национальный состав населения. Религиозный состав населения. Расселение. Урбанизация.. Автор: Хасанова Гульзира Хазигалиевна

Автор: Хасанова Гульзира Хазигалиевна
: выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; сформировать представления об этническом со­ставе населения мира. Cформировать представление о мировых религиях, распростра­нении народов проповедывающих различные религии. Ознакомить учащихся с основными видами расселения; сфор­мировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

Оборудование: карта «Народы мира», политическая карта мира, атла­сы, статистические материалы.

Тип урока: урок — лекция с элементами беседы.


Автор: Хасанова Гульзира Хазигалиевна

Состав населения Земли. Возрастной, половой, национальный состав населения. Религиозный состав населения. Расселение. Урбанизация.

Цели: выявить географические особенности полового и возрастного состава населения мира; сформировать представления об этническом составе населения мира. Cформировать представление о мировых религиях, распространении народов проповедывающих различные религии. Ознакомить учащихся с основными видами расселения; сформировать представление об урбанизации как о всемирном процессе.

Оборудование: карта «Народы мира», политическая карта мира, атласы, статистические материалы.

Тип урока: урок — лекция с элементами беседы.

Ход урока

Изучение нового материала

Состав населения Земли. Возрастной, половой, национальный состав населения.

Половой состав населения мира

Обычно мальчиков рождается примерно на 5% больше, чем девочек, (на 100 девочек рождается примерно 107 мальчиков). Организм мальчиков слабее, смертность в младенческом возрасте больше. Примерно к 20 годам соотношение мужчин и женщин выравнивается. Это объясняется более высокой смертностью среди мужчин, чем среди женщин.

Подобная картина характерна для большинства стран мира. Во всем мире мужчин больше на 20 млн. Самое большое преобладание мужского пола в Китае (на 31 млн больше чем женщин) и в Индии (на 24 млн больше). Однако, если обратить внимание на карту атласа («Половой состав населения мира»), можно заметить, что стран, где преобладают женщины, больше.

 

 

 

 

 

 

 

Национальный состав населения

Этносов (или народов) в мире насчитывается около 4 тыс.

Этнос — это исторически сложившаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории на начальных этапах развития, культуры на основе своего языка, хозяйственно-бытовых особенностей.

В процессе своего развития народы проходят три стадии: племя, народность, нация. Племена возникли на первых стадиях существования человека. Каждое племя состоит только из родственников. В некоторых районах мира до сих пор сохранились существенные племена. Например, в Африке, Океании, Австралии. Нации возникли в средние века в Европе. Народности занимают промежуточное положение между нациями и племенами.

Общее число языков мира от 2.5 до 5 тыс. (точную цифру установить невозможно, так как различие между разными языками и диалектами одного языка условно). Народов в мире около 4 тыс. Это связано с тем, что не все народы имеют свои языки. Наиболее распространенными народами являются китайцы (1100 млн чел.), американцы (190 млн чел.), хиндустанцы (220 млн чел.), бенгальцы (180 млн чел.), русские (150 млн чел.), бразильцы (140 млн чел.), японцы (125 млн чел.), бихарцы (90 млн чел.), пенджабцы (90 млн чел.), мексиканцы (85 млн чел.).

К наиболее распространенным языкам относятся: китайский, английский, хинди, испанский, русский, индонезийский, арабский, бенгальский, португальский.

Наиболее распространенные языки мира (млн чел., данные на 1992 г.)

Дело в том, что языки бывших метрополий являются официальными в странах-колониях. Например, английский язык является официальным в 76 странах мира, французский — в 34, испанский — в 21, португальский — в 8.

Языки межнационального общения и международных организаций: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский (официальные и рабочие языки ООН).

Языки мира по родственным генетическим связям группируются в семьи языков: индоевропейскую, алтайскую, афразийскую и др.

Доля крупнейших языковых семей и групп в мировом населении (в % к итогу).

По особенностям национального состава страны делятся на однонациональные, двунациональные и много национальные. Однонациональными странами называют страны, в которых более 9/10 населения — лица одной национальности, двунациональных стран гораздо меньше. Большинство стран в мире многонациональные. Из них самыми многонациональными являются Индия и Индонезия.

Обратите внимание, что в Африке и Южной Америке трудно определить тип страны по национальному признаку, так как на этих континентах границы стран проводились без учета границ проживания народа. Поэтому в Африке часто возникают межнациональные конфликты. В Америке современные народы — результат смешения европейских народов с коренным населением. Особый характер имеет американская нация, сформировавшаяся в результате слияния многих народов мира из разных частей света.

Религиозный состав населения.

Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов нескольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или среди одного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.

Классификация религий

Далее можно заслушать выступления учащихся с докладами на темы: «Христианство», «Мусульманство», «Буддизм», «Национальные религии», «Местные верования». Ориентировочные тексты докладов см. в «Дополнительных материалах».

Расселение. Урбанизация.

Расселение — процесс распределения и перераспределения населения на определенной территории.

Далее учащиеся под руководством учителя заполняют следующую схему:

Кочевая форма расселения — это отголосок далекого прошлого. Кочевой образ жизни ведут несколько миллионов человек, занимающиеся в основном скотоводством в горных, степных и пустынных районах.

Первые сельские поселения появились в связи с развитием оседлых поселений. Сельских поселений в мире насчитывается около 20 млн, в России 150 тыс. Сельские поселения различаются по функциональным особенностям: сельские, несельские (лесные, промысловые), смешанные.

Существуют две формы сельского расселения: групповое и рассеянное. Примером группового расселения является деревня, а рассеянного — фермы, хутора. Деревни распространены в Европе, Азии, Африке. Фермы распространены в США, Канаде, Австралии (доп. Информация 9).

Городские поселения возникли в результате развития ремесел, задолго до начала нашей эры на Востоке. В истории цивилизации с древнейших времен и до середины XIX века Восток был более «городским» чем Запад. Так с V века до н.э. и до середины XIX века большинство из 25 крупнейших городов мира находились в Африке и Азии. С 1360 г. до н.э. и по 1800 г. титул самого большого города чаще имели африканские и азиатские поселения. При этом Пекин удостаивался его трижды — в 1500 г., 1600 г. и 1800 г. В 1800 г. впервые в истории именно он стал первым городом миллионером.

Самыми древними городами среди столиц мира являются Афины, Дели, Рим. До нашей эры уже существовали Анкара, Белград (Сингиди- ум), Дамаск, Лондон (Лондониум), Париж (Лютеция), Лиссабон (Олип- со).

Города возникли в связи с отделением ремесла и торговли от земледелия. Но большинство городов возникло в XIX-XX вв. — в связи с развитием промышленности.

Отличие городов от сел учащиеся могут сами рассказать, так как это материал 9 класса:

1.высокая людность и плотность населения;

2.занятость в промышленности;

3.наличие административных функций;

4.этажность застройки;

5.динамичность населения;

6.развитая инфраструктура;

7.городской образ жизни;

8.уровень благоустройства.

Уровень городской численности сильно варьируется в разных странах. Например, в Дании, Швеции, Финляндии городским считается поселение с численностью свыше 200 чел., в Канаде, Австралии — свыше 1 тыс. чел., в ФРГ, Франции — свыше 2 тыс. чел., в США, Мексике — свыше 2,5 тыс. чел., в Индии, Иране — свыше 5 тыс. чел., в Швейцарии, Малайзии — свыше 10 тыс. чел., в Нигерии — свыше 20 тыс. чел., в Японии - свыше 30 тыс. чел., в Южной Корее - свыше 40 тыс. чел., в России — свыше 12 тыс. чел.

Урбанизация - рост городов и численности городского населения, распространение городского образа жизни.

Данные о крупнейших агломерациях учащиеся берут из карты учебника и отмечают крупнейшие из них в контурных картах. О более точном количестве населения агломераций информацию можно взять из таблицы.

 

В некоторых городах-государствах уровень урбанизации достигает 100% - Сингапур, Ватикан, Сан-Марино.

К настоящему времени все страны по показателям темпов роста городского населения можно разделить на две группы: страны, с высокими темами роста городского населения и страны с низкими темпами роста городского населения.

Далее учитель предлагает проанализировать страны с разными темпами роста городского населения.

 

Преподаватель обращает внимание на то что, страны с высокими темпами прироста городского населения являются развивающимися или с низким уровнем экономического развития. В настоящее время в развивающихся странах находится и больше городов-миллионеров. Особенно велика их доля в Азии. Это явление получило название «городского взрыва» (см. схему, пункт — «Трущобы»). Рост городов опережает развитее инфраструктуры, бытового обслуживания, строительства, промышленности. При этом неимущее население обычно селится на окраинах, где возникают пояса нищеты. Подобная урбанизация называется трущобная, ложная.

IV. Домашнее задание

1.Приготовить доклады на темы: «Христианство», «Буддизм», «Мусульманство».

2.Подготовиться к семинару по теме «Религии мира».

3.Подготовьте доклады на тему «Городской взрыв в развивающихся странах». «Небоскребы в США», «Сравнительная характеристика городов в США и Европы».

4.Подготовка к уроку-зачету по теме «Население».

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x