Статья " Современный урок". Автор: Новикова Любовь Николаевна

Автор: Новикова Любовь Николаевна
Любой урок - это огромный потенциал для решения новых задач.Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.Современный урок- творчество самого педагога,его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности.


Автор: Новикова Любовь Николаевна
Современный урок: какой он?
В настоящее время идет интенсивное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения. В связи с этим актуальной задачей является эффективное использование новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей. Решение задачи облегчается существованием повышенного интереса ребят к компьютерам. Компьютер уже давно не только объект изучения, но и орудие в учебно-образовательном процессе.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Любой урок – это огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный урок – это творчество самого педагога, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основы для будущего.
Исходя из требования времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.Но учитель, как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний; но все это не облегчает, а осложняет его жизнь.
Поэтому, успешность современного урока зависит от профессионализма преподавателя, индивидуального подхода к обучающимся, умелого использования различных средств ИКТ.
На этапе конструирования урока преподаватель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение. Выбор технических средств обусловлен формой учебного занятия (урок-презентация, урок-исследование, практикум, виртуальная экскурсия, тематический проект и т. п.).
Использование на уроке информационных технологий требует от преподавателя тщательной подготовки. Опираясь на дидактические, психологические, гигиенические требования к уроку, учитель создает программу управления деятельностью учащихся, т. е. проектирует урок.
Конечным результатом проектирования является пакет документов, содержащих схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение.
Таким образом, при конструировании урока учителю следует проектировать:
цели урока;
мотивацию учеников;
содержание занятия;
деятельность учеников;
деятельность преподавателя;
обратную связь с учениками;
рефлексию деятельности.
Применение ИКТ-технологий приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение ИКТ способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.
Эффективность современного урока выражается в следующих критериях:
1. Осознание учеником деятельности; того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
2. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
3. Наличие дискуссий, бесед по различным точкам зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
4. Обязательное развитие личности.
5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
6. Ощущение радости от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Открытие новых знаний и умений в коллективном поиске.
7. Педагог является ведомым на пути субъективного открытия, он управляет проблемно–поисковой или исследовательской деятельностью учащихся.
Безусловно, современный урок начинается с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех!Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x