« Учет особенностей зрительного восприятия на логопедических занятиях детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» | Моргунова Татьяна Сергеевна. Работа №239740
Автор: Моргунова Татьяна Сергеевна
В данной статье представлены особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения на логопедических занятиях,обосновываетя необходимость комплексного подхода.
« Учет особенностей зрительного восприятия на логопедических занятиях детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Восприятие является одним из важнейших психических процессов. Разные ученые по-разному трактуют понятие восприятия.
По мнению Л.А. Венгера, А.В. Петровского, восприятие – это психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов.
Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз.
Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств:
Избирательность
восприятия – выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание.
Предметность
– фундаментальное свойство восприятия, которое
полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира
Целостный
образ
объекта
-
который возникает из отдельных, частных качеств предме
та,
на о
снове знаний о предметном мире.
Апперцепция
– связь восприятия с прошлым опытом, влияние накопительного опыта на процесс восприятия.
Антиципация
– опережающее отражение, которое основано на способности
принимать
решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением.
Константность
восприятия – способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов.
7. Обобщенность – абстрагирование от случайных признаков, элементов, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории.
С помощью зрительного восприятия мы можем воспринимать разные формы восприятия: восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения в процессе сенсорного развития.
Таким образом, зрительное восприятие имеет большое значение для познания окружающего мира, для практической деятельности.
Основной контингент детей дошкольного возраста, посещающих наш ДОУ составляют дошкольники с косоглазием и амблиопией. Среди детей с косоглазием и амблиопией встречаются дети, имеющие диагноз слабовидение. Кроме того, в период окклюзионного лечения выключается из акта зрения лучше видящий глаз, и ребенок попадает в состояние слабовидения.
Слабовидение отрицательно сказывается, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его. Процесс восприятия отличается замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью.
Особенности зрительного восприятия:
- образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные пространственные представления;
- зрительные предметные представления скорее, чем у нормально видящих, теряют дифференцированность, становятся схематичными и фрагментарными;
- быстрый распад зрительных образов;
- схематизм зрительных образов;
- фрагментарность, что обеспечивает неполное и неточное отображение в сознании ребенка внешнего предметного мира;
- затруднения в определении местоположения объекта;
- снижается возможность вычленять в объекте существенные признаки, внимание часто фиксируется на его случайных элементах.
Узнавание слабовидящих отстает по таким показателям, как правильность, специфичность, темп, многосторонность уровня анализа.
Неполнота, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность знаний детей реальных признаков объектов, затрудняют формирование представлений о форме, величине, пространственном положении предметов.
Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:
- Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;
- Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
- Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки; зрительные гимнастики.
- Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;
Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).
При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:
· обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
· развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);
· развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);
стимуляция зрительно-познавательной активности;
· включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
· развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).
Таким образом, работа логопеда с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.
Список литературы:
Волосовец
Т.В.,
Кутеповой
Е.Н.
Организация
коррекционно-логопедической работы в диагностических группах с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. – М.: РУДН, 2007. – 87 с.
Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М.,
Линка
– Пресс,2008.
Жолудева Н.В.,
Цепина
Н.Б. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения //Дошкольная логопедическая служба. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – Режим доступа: [http://www.academy.edu.by/sites/logoped/logook.htm].
Подколзина
Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Дефектология. – 2001. - №2. – С.84 – 88.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 173 с.