1. Методическое сопровождение педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС

Автор: Петухова Ольга Валерьевна

1.     Методическое сопровождение педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.

 

  1. В детском саду «Берёзка» функционирует 10 групп, численностью 219 детей.
  2. Развитие детей осуществляется на базе музыкального, спортивного зала, кабинета логопеда и кабинета предметно-практической деятельности, которые оснащены достаточным количеством современного оборудования.
  3. В настоящее время мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования мы говорим об обновлении дошкольного образования, об обеспечении качества образования, где роль взрослого состоит  в поддержке детской инициативы, создания среды для её проявления, в сотрудничестве, в оказании помощи, в осуществлении с ним партнёрской деятельности, в анализе с ребёнком его развития.

5.      На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первом плане было формирование набора знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

6.      Поэтому образовательный процесс в детском саду строится на следующих образовательных технологиях, которые отражены на слайде:

§  Здоровьесберегающие технологии;

§  Технология проектной деятельности;

§  Технология исследовательской деятельности;

§  ИКТ технология;

§  Личностно-ориентированные технологии;

§  Игровая технология В.В. Воскобовича;

§  Технология «ТРИЗ» и «РТВ»;

§  Технология сотрудничества;

§  «Музейная педагогика»;

§  Технология «Портфолио дошкольника»

7.  Особое внимание мы уделяем личностно-ориентированным технологиям, которые в первую очередь реализуется в развивающей  среде, отвечающей требованиям новых образовательных стандартов. Поэтому предметом особого внимания в нашем детском саду уже не первый год является поиск новых форм и инновационных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды в группах.

  1. При построении среды учитывается ряд условий. На сегодняшний день групповое пространство организовано в соответствии с принципами насыщенности, вариативности, трансформируемости, доступности, безопасности и разделено на центры, используются маркеры игрового пространства, ширмы, игровые домики, алгоритмы, схемы и т.д. Среда обеспечивает выбор каждым ребёнком деятельности по интересам, позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.
  2. В ходе реализации задачи по организации развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей современным требованиям ФГОС, использовались такие  формы работы с педагогами, которые представлены на слайде: 

- обучающие семинары;

- семинары-практикумы;

     - круглый стол;

     - мастер-классы;

           - методический час;

           -деловая игра;

     - анкетирование;

     - тематические проверки.

10.  С целью овладения педагогами новыми образовательными методами работы с детьми с использованием предметно-пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности были организованы взаимопосещения занятий. В ходе просмотра открытых занятий педагоги показали новые формы организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми, такие как «Игры в развивающих центрах» и «Технология трёх «И» («Известно», «Интересно», «Изучили») 

11. Очень интересно прошло занятие «Подарок Хозяйки Медной горы», где дети работали в развивающих центрах. По интересам они разделились на три мини-группы. Основной группой были «учёные» - они проводили исследования вместе с воспитателем, изучая свойства и особенности камней.

12. вторая группа были «строителями» - они упражнялись в «выстраивании» дома из разных по размеру и форме  камней, третья группа были «художниками» - они познавали свойства камня с помощью росписи.

13. В ходе занятия «Собаки – наши верные друзья» использовалась технология «трех И», первое «И» - Известно (дети рассказывали что они уже знают о собаках),

      Второе «И» - Интересно (рассуждали о том, что ещё хотели бы узнать),

      Третье «И» - Изучили (в конце занятия подвели итог, что они узнали)

Данные формы работы с детьми  успешно сочетаются с комплексно-тематическим            планированием, так как предполагают интеграцию нескольких образовательных областей. Эффективны для решения дидактических задач, поскольку дают возможность детям выполнять задания по интересам, повышают самостоятельность, активность детей в ходе разных видов деятельности.

  1. С целью индивидуализации предметно-пространственной среды педагогами оформлены компоненты индивидуализации: уголок

«Здравствуй, я пришёл!» Находя утром свою фотографию, ребёнок начинает чувствовать себя неотъемлемой частью детского коллектива.

  1. Очень интересно используется «Карта-путеводитель», ребёнок с помощью игрового кубика выбирает себе вид деятельности или центр, в котором он будет работать.

     «Деловые хлопоты». Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребёнок исполняет: «воспитатель», «главный строитель», «дежурный» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

  1. «Звёздочка дня»  На самом видном месте вывешивается фотография дошкольника, избранного "Звездой дня" за какие-либо успехи и достижения. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.

     «Ладошка успеха». Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения.

  1. Постоянно функционирует «Уголок именинника» с фотографией ребёнка-именинника, дополненный знаком зодиака.
  2. «Ангелы сна». У воспитанников есть свой собственный оберег «Ангел сна», изготовленный родителями совместно с детьми. «Ангелы сна» находятся в спальной комнате на видном месте или в кроватке каждого ребёнка. Способствуют формированию благоприятного настроя на сон, созданию домашней обстановки.
  3. С целью мотивации детей на музыкальных занятиях, используется компонент индивидуализации «Нотки успеха» и «Волшебный цветок».
  4. Так же используются временные компоненты: макеты, пирамиды,
  5. газеты,      коллекции, мини-музеи,  и т.д.
  6. Вывод: индивидуализация является условием развития самостоятельности, активности и творческих способностей детей во всех возрастных группах. Эффективность использования компонентов индивидуализации в образовательном процессе  с детьми высокая.
  7. – 28. Осваивая технологию сотрудничества в течение года педагоги знакомились  с условиями и основными требованиями к организации занятий в форме совместной деятельности взрослого с детьми, с особенностями партнёрской деятельности, показателями и критериями технологичности совместной деятельности педагога с детьми в разных видах деятельности. Как мы видим на слайде, организация пространства приближена к ситуации «круглого стола». Партнёр-взрослый всегда вместе, рядом, наравне с детьми. Идёт добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности. Дети создают общий продукт, который состоит из отдельных продуктов работы каждого участника процесса. При такой организации каждый ребёнок чувствует атмосферу сотрудничества, он проявляет инициативу, творчество, самостоятельность, происходит конструктивно-деловое участие детей в общем деле. В результате совместных усилий получается общий продукт – момент особой гордости детей за результат своего труда.

29. Таким образом, можно сказать, что  в детском саду ведётся большая работа по созданию условий для реализации образовательных стандартов. Требуется лишь время, желание, творчество и ответственность педагогов по их практическому применению.

      В заключении хочется сказать, что каждый педагог – творец технологии. Зачастую     педагоги используют те или иные технологии, даже не подозревая об этом. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Всё в наших руках, поэтому их нельзя опускать. Творческих Вам успехов!

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x