Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

100 летие образование ЧУвашской автономной области | Михайлова Екатерина Владимировна. Работа №234705

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Михайлова Екатерина Владимировна
Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа)

Екатерина ВладимировнаНепосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа)

Образовательные задачи: Образовательная область «Познание»:

- продолжать знакомить с изделиями чувашского декоративно -прикладного искусства;

- подвести детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображены представления древних людей о красоте чувашского края (солнце, дерево, животные, колосок, вода).

Образовательная область «Художественное творчество»:

- способствовать самостоятельному созданию узора, устанавливая параллель между декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством;

- повышать у детей творческую активность при создании художественного образа «масмака».

Образовательная область «Коммуникация»:

- закрепить существительные: собака - йыта, овес - селе, солнце - хевел, дерево - йвас, вода-шыв.

Образовательная область «Социализация»:

- воспитывать любовь к родному краю проявляя патриотические чувства при создании образа «масмак»;

- воспитывать уважение к труду людей, мастерам своего дела. Предшествующая работа:

- Чтение легенд: «Девочка Масмак», «О первых масмаках»,

- Дидактические игры: «Назови узор», «Выложи узор».

- Рассматривание изделий с чувашским орнаментом.

 

- Рисование чувашских узоров.

Материал:

- ИКТ (презентация головных уборов, табло для учёта результатов ответов команд с фишками, эмблемы команд, карточки с изображением символов чувашских узоров, подлинники масмаков, кубики с изображениями чувашских узоров, аудиозапись чувашских песен. Непосредственная образовательная деятельность:

- Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо, вы хотите его прочитать? (Читает)

- «Здравствуйте ребята группы «Радуга», я хочу вас спросить вы любите играть? (Ответы детей) В детстве я тоже любила играть в куклы, а сейчас украшаю наряд кукол, вы догадались, кто я, посмотрите мои куклы.

- Воспитатель: Мы живём в Чувашской республике. И не зря наш край называют краем ста тысяч слов, песен, вышивок, и такое название может получить край, где живут замечательные люди, мастера своего дела. (Показ слайдов национальных кукол — сувениров Чувашии) Вопросы:

- Кто мастер костюмов, национальных украшений и головных уборов кукол -сувениров Чувашии, которая нам прислала письмо? (Ответ детей) (Показ слайда, заслуженного работника культуры Чувашской Республики мастера народных художественных промыслов, Зинаиды Вороновой).

- Воспитатель: Зинаида Воронова была у нас в гостях (показ слайда) (Обращает на конверт что в конверте не только письмо, но и интересные задания от Зинаиды Вороновой) Вопросы: Какие чувашские головные уборы вы знаете? (Ответы детей (хушпу, тухья, масмак).

- Из какого материала украшены головные уборы Зинаиды Вороновой? (Бисера, монеты)

- А чем вышивали в старину головные уборы? (Нитками).

- Воспитатель: Екатерина Владимировна предлагает игру - викторину и просит нарисовать образцы узоров, чтобы она могла вышить масмак. Вы согласны? Проводится викторина «Что мы знаем о масмаках»

Детей делю на две команды. Название команд определяют дети с помощью эмблем перевернутых рисунком вниз 1-ая команда - «Солнышко» 2-ая команда «Луна».

Правила игры: За каждый правильный ответ на какой-либо вопрос команда получит жетон. Та команда, которая наберёт большее количество жетонов, будет победителем. Победителя ждёт приз. Какой приз, вы узнаете после окончания игры-викторины.

Воспитатель : А, сейчас мы начинаем нашу викторину.

Первое задание.

Вопросы к команде «Радуга»: - Что такое масмак?

- Кто его носил? Вопросы к команде «Луна» - Куда повязывали масмак?

- Почему именно так «масмак» называют этот красивый головной убор?

(воспитатель за правильные ответы прикрепляет жетоны на табло). Воспитатель: Молодцы. Вспомнили легенду о девочке по имени Масмак, которая, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями красивые чувашские узоры. Правильно отметили, что именно с этого дня, согласно легенде, головную вышитую повязку стали в чувашском народе называть «Масмак». (Слайд масмаки)

Второе задание:

Внимание, начинаем следующее задание.

- Почему на масмаках вышито много солнца?

- Как вы думаете почему, на масмаках много изображений животных?

- Узоры на масмаках размещаются между двумя горизонтальными линиями. Что это за линии?

(За правильные ответы команды жетон) Самое время поиграть в игру чувашских батыров «Луна и Солнце», где мы увидим, чья команда у нас самая сильная и сплоченная. (Игра «перетяни канат»)

Воспитатель: Из вас получились настоящие чувашские батыры можно переходить к следующему - третьему заданию.

Третье задание.

Небо, как считают чуваши, даёт им силы, посылает свет и тепло, освещает земной мир, в котором живут люди. Если всмотреться в любой узор, то можно заметить, что он на что-то похож, что-то изображает. Игра «Отгадай загадку» (Воспитатель читает загадки, у каждой команды карточки с изображением символов чувашских узоров, дети находят и показывают отгадку, и называют отгадку на чувашском языке.

Загадки: Во дворе он сторож, а в избе барин. (Собака - йыта) Кругом кисточки посередине стебелёк. (Овес - селе) (Вода-)

В окно прошло золотое коромысло. (Солнце - Хевел) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево - йвас) Воспитатель: Следующее четвёртое задание такое: Вот здесь на столах для каждой команды лежат кубики, на которых нарисованы отдельные элементы чувашского узора. Вы должны придумать узор, выложить его кубиками и объяснить, что он означает. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием. (Дети выполняют задания на фоне чувашской музыки, команда быстрее справившаяся с заданием получает жетон).

- Замечательно, вы выложили узоры, где на вспаханной земле под солнцем цветут цветы, растут деревья, хлеба. Вы уже знаете, что у каждого узора есть свой секрет. Узоры вышиты нитками разного цвета. Какие главные цвета присутствуют в чувашской вышивке? Молодцы ответили правильно. Пришла пора пятого задания - это снова ответы на вопросы, команды отвечают по очереди.

- Скажите, для изображения чего чуваши в своих вышивках использовали красный цвет?

- Какая тайна заключена в белом цвете?

- А что мастерицы хотели показать зелёным цветом?

- Как вы думаете, в чём секрет жёлтого и синего цвета?

Может, вы, попробуете разгадать тайну жёлтого и синего цветов? Что же они могут обозначать? (Предположения детей, воспитатель за правильные ответы прикрепляет жетоны на табло).

Воспитатель: У нас осталось ещё одно шестое задание. Вы помните о чем нас попросила Екатерина Владимировна? (Ответ детей) Красивые масмаки расшитые узорами могут рассказать о чувашах много интересного; о том, как они жили, о чём думали. Каждая команда рисует образцы масмака. После окончания работы дети рассказывают о содержании масмака.

Воспитатель с детьми отправляют письмо с выполненными работами Екатерине Владимировне.

Прикрепленные файлы:
022bb919572f12e72ca1e030c8e11689.jpg
Пожалуйста, подождите.
x
×