В настоящее время отмечается рост числа детей с речевой патологией. Исследования показывают, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это требует достаточного уровня развития речи. Кроме того, с помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления и так называемая регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Многие исследователи, изучающие вопросы, как раннего развития ребенка, так и развития его речи, обращают внимание на существенную роль мозга в полноценном психическом развитии ребенка. Нормальное функционирование является необходимым условием своевременного речевого развития детей. Именно в нем происходит понимание слышимых слов, формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы.