Технологии развития критического мышления. Корзина идей

Автор: Иванова Светлана Васильевна

В нашей школе технологии  развития критического мышления осваиваются и реализуются многими учителями  на всех ступенях обучения. Данные технологии дают возможность развивать личность ребёнка, его познавательные, созидательные возможности и обеспечивают компетентностный подход  и предполагают широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

 

Интересен прием “Корзина идей”.

Это прием позволяет организовать  индивидуальную и групповую работу  учеников на начальной стадии урока, позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Я вывешиваю  на доску  изображение корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики  знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующему плану:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Каждый ученик вспоминает и записывает  на листе все, что знает по этой теме                         ( индивидуальная работа).

3. Обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Дети должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, в чём возникли разногласия.

4. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются  в “корзине” идей, даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 

Этот приём применяю на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Его  применение позволяет оживить урок ,делает его более интересным и эмоциональным.

Терапевтическая сказка

Автор: Неверовская Елена Геннадьевна

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

«ЖЕЛУДЬ»

(сказка для детей со встроенной метафорой изменения)

Жил был Желудь. Забавный, маленький Желудь в серой шершавой шляпке. Он рос на большой и сильной ветке Дуба. Жилось ему хорошо и беззаботно, со всех сторон его окружали любовь и радость. Дерево очень любило Желудя и давало ему все необходимое. Когда маленький Желудь хотел есть - ветка кормила его своим сладким соком, когда он хотел спать - ветка нежно покачивала его на ветру и пела ему колыбельные. 
Плотная зеленая листва Дуба укрывала Желудя от ветра и дождя. Каждое утро ветка нежно будила Желудя, поглаживая его коричневые бочка листвой и рассказывала ему, что он ее самый дорогой и любимый малыш на всем белом свете.
 
Как чудесно было быть маленьким Желудем. Он лежал в своей уютной кроватке из листвы и улыбался. Мир вокруг него был огромен, но это его не пугало, всем своим существом он чувствовал силу и надежность Дуба, на котором родился и в его листве он чувствовал себя абсолютно безопасно. Мимо пролетали бабочки и умилялись: «Какой же он хорошенький, этот маленький Желудь, какая у него смешная шляпка... Посмотрите, как он хорошо устроился, вот бы нам так».
 

Малыш смотрел на бабочек и птиц, пролетавших мимо, и думал - как же они обходятся без своего дерева и летают сами по себе? интересно, где их деревья? Кто о них заботится, кормит и укладывает их спать?
 
Однажды одна маленькая Птичка присела на ветку недалеко от Желудя и малыш решился с ней заговорить.
 
- Уважаемая Птичка, как вам удается летать отдельно от ветки, на которой вы растете?
 
Птичка засмеялась:
 
- Крошка Желудь, ты еще так мал, что не знаешь самых простых вещей. Мы, птицы, не растем на деревьях. Мы вылупляемся из яиц, которые лежат в гнездах. Их построили наши родители. Когда-то давно и я тоже вылупилась из яйца. Так же, как ты сейчас уютно растешь на своей ветке в кроватке из дубовой листвы, я сидела в уютном теплом гнездышке, а моя мама заботилась обо мне, кормила и согревала меня, защищала от опасностей и учила всяким полезным вещам. Потом я выросла, научилась летать и сама заботиться о себе...
 
- Выросла? А я что, тоже вырасту и буду летать сам по себе? - удивился маленький Желудь.
 
- Конечно, ты вырастешь и тоже научишься сам о себе заботиться, но летать ты не будешь - желуди не летают, во всяком случае, мне летучие желуди еще не встречались. А сейчас извини, у меня много дел, как нибудь еще поболтаем, - ответила Птичка, попрощалась с маленьким Желудем и улетела.
 
Маленький Желудь стал размышлять над рассказом Птички. «Наверняка она что-то напутала, - думал он. - Не может быть, что я останусь без своей ветки, один одинешенек». Тем временем подул теплый ветерок, ветка дуба стала слегка покачиваться и поглаживать круглые бока Желудя. Малыш устроился поудобнее в листве и, потягивая дубовый сок, заснул легко и безмятежно.
 

Шло время, маленький Желудь рос, вполне довольный своей жизнью. Он по-прежнему пил сок своей ветки и крепко за нее держался. Иногда он пил капельку-другую росы или дождя. Частенько его навещали бабочки-болтушки и рассказывали всякие интересные вещи. Например, что у маленькой Птички вылупились птенцы, очень милые и прожорливые крошки. А на полях отцвели цветы и появились сладкие и сочные ягоды. Желудь не переставал удивляться интересным переменам, которыми был полон мир вокруг него. Но изменялось не только все вокруг, изменялось и его дерево. Дубовая листва пожелтела и стала более жесткой и сухой, а в ветке оставалось все меньше сока и все чаще Желудь питался росой и дождем. И все чаще дерево говорило малышу о предстоящих переменах:
 
- Любимый, дорогой мой малыш, ты уже совсем большой, да и осень уже не за горами, а осень - пора больших перемен для всех нас. Скоро, уже совсем скоро, тебе предстоит спрыгнуть с ветки и стать самостоятельным. Но помни, я всегда буду рядом с тобой, и всегда буду любить тебя. Будь отважным и сильным, и ты справишься.
 

Маленькому Желудю не очень хотелось перемен. Он не хотел покидать свою ветку, да и она пока еще его крепко держала. Желудь надеялся, что перемены придут нескоро. Ну почему именно он должен учиться быть самостоятельным?! Своей досадой Желудь поделился с подружками бабочками.
 
- Ну что ты, Желуденок, перемены - это очень здорово и интересно. Посмотри вниз, на землю. Видишь вон те маленькие дубки? Совсем недавно они тоже были желудями, но они спрыгнули со своих веток и подружились с переменами, они изменились и превратились в маленькие деревца. А мы, бабочки, совсем недавно были гусеницами, но пришло время и мы тоже подружились с переменами и превратились в бабочек.
 
- Как, разве вы не всегда были бабочками? - поразился Желудь. - Вот это да! Оказывается, все меняются и все меняется...
 
- Конечно, перемены повсюду! - хором сказали бабочки.
 
- А как я узнаю, что время пришло и пора меняться? - спросил Желудь бабочек.
 
- Не сомневайся, ты узнаешь и почувствуешь это. Ветка сама тебя отпустит, а ты просто отважно покорись своей судьбе.
 

И Желудь наполнился ожиданием. Перемены перестали пугать его, ему уже очень хотелось узнавать новое. Но когда же оно придет, это время «пора»? Вот уже и птицы улетели в теплые края. И бабочки попрятались от осенних холодов и дождей. И листья с деревьев облетели, и весь лес был выстлан желто-красным ковром... а он все еще сидел на своей ветке. Может быть, перемены забыли про него?.. тут ветер сорвал последние листья с ветки Дуба и закружил их над Желудем. В то же самое время Желудь почувствовал, что ветка его больше не держит, и только тихонько шепчет ему: «Смелее, малыш, у тебя все получится. Я в тебя верю».
 
Гордо и отважно спрыгнул Желудь со своего дерева. Приземлился он на мягкую желтую листву, как раз под своей веткой. Снизу Дуб выглядел совсем по- другому, и Желудь разглядывал его и осматривал все вокруг. Внизу, среди опавших листьев, ему было тепло и уютно, осенний дождик поил его, а ветерок рассказывал забавные истории.
 
Потом пришла зима, и все засыпало снегом. Уснули все деревья в лесу, уснул под снегом и маленький Желудь. Во сне ему снился теплый солнечный день и бабочки-болтушки... (место для дополнительной встроенной метафоры)
 
Весной снег растаял и побежал звонкими ручейками по тропинкам в лесу.
 
После долгого зимнего сна Желудь жадно пил вкусную талую воду и разбухал все больше и больше.
 
Вдруг его коричневая кожура лопнула и у него появилась какая-то маленькая белая штучка. Она была очень маленькая и белая, и что еще более странно - тянулась вниз к земле. Желудь чувствовал себя очень странно, он как будто весь скручивался внутри себя. Его кожура вся сморщилась и полопалась - он больше себя не узнавал. Белая штучка росла все глубже в землю, а сверху его закрывала прошлогодняя листва. Он был совсем один, в темноте. Он очень скучал по своей уютной и заботливой ветке, скучал по бабочкам и мечтал о солнышке. Его белый корешок с трудом пробивал себе дорогу в земле, ему приходилось отодвигать острые тяжелые камни, чтобы добраться до воды. Мир вокруг уже не казался ему прекрасным и дружелюбным. Желудь загрустил... он уже не был уверен в полезности перемен... он так сильно изменился, что не осмеливался сам посмотреть на себя... наверное ему уже никогда не увидеть своего любимого дерева... И вдруг он услышал знакомый голос дерева, точнее, его корней: «Привет, малыш, вот ты где. Чего приуныл?» Желудь никогда раньше не видел корней своего дерева, но все равно узнал их и голос... этот голос снился ему всю зиму. Все печали и невзгоды маленького Желудя испарились в один миг, и он наполнился радостью:
 
- Дерево, дорогое мое дерево, как я рад что ты нашло меня! Я боялся, что уже никогда тебя не увижу, - воскликнул он.
 
- Ну что ты, малыш, я же обещало тебе всегда быть рядом и заботиться о тебе. Давай я помогу тебе укорениться, вместе мы наверняка справимся с этим камнем и доберемся до вкусного родника, - ответило дерево.
 
Маленькие корешки Желудя и сильные корни Дуба быстро отодвинули большой камень, протиснулись между других корней и добрались до воды... И тут малыш вдруг понял, что уже довольно долго пьет сок своих корней, оказывается, он сам себя кормит!
 
Вот и пришли перемены, о которых рассказывали Птичка и бабочки, теперь он сам о себе заботится и добывает себе еду. Иногда еда находилась быстро, иногда маленьким корешкам приходилось потрудиться, что бы добраться до воды, но это уже не пугало Желудя, а скорее подзадоривало его. Ему так нравилось обследовать окрестности и узнавать новое!
 
Однажды утром, когда малыш Желудь еще спал, случилось обычное чудо - он пророс, просто и тихо проклюнулся маленьким зеленым росточком из земли. Когда Желудь проснулся, он не сразу понял, где он и что с ним произошло. Он увидел небо и солнце, теплый ветерок обдувал его, а прямо над ним кружились бабочки-подружки. Огромный Дуб склонился над ним:
 
- Доброе утро, дорогой мой Дубок!
 
Желудь оглянулся по сторонам, но никаких дубков не увидел, и очень удивился.
 
- Да, да - Доброе утро, Дубок. Это я к тебе обращаюсь, любимый мой малыш, - улыбаясь, сказал большой Дуб.
 
- Ты что-то путаешь, ведь я - Желудь... - с сомнением в голосе пролепетал малыш.
 
- Нет, мой дорогой, ты раньше был желудем, а теперь ты маленькое деревце - Дубок.
 
- Я теперь деревце, такое же, как ты? Вот это да! Оказывается все это время я рос и трудился, менялся и скручивался, чтобы стать деревцем, крепким и сильным Дубком!
Как здорово!

 

 

Создание развивающей среды в ОУ

Автор: Фролова Елена Викторовна

Н.П. Орёл, педагог-психолог

                                                                    Л.В. Макарова, воспитатель

                                                                     Е.В. Фролова, воспитатель

                                                                    МОБУСОШ№34 ДО, г. Таганрог.

Создание развивающей среды в ОУ

         Создание развивающей среды в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в связи с выходом в свет ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию ППРС. Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие закономерности формирования предметно - пространственной среды, базирующиеся на осознании того факта, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания» ребенка-дошкольника, способствующая реализации всех основных направлений развития детей, в которой он находится значительную часть времени.

         Организация развивающей среды в дошкольных учреждениях с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих дошкольные группы МОБУ СОШ №34.

        Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки.

        Наш педагогический коллектив считает, очень важным обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей, и соответственно, стремимся создать во всех помещениях дошкольных группах уютную, гармоничную естественную обстановку. Современная мебель и игровое оборудование гармонируют друг с другом, оформлены в едином стиле. Цветовая палитра представлена теплыми голубовато-розовыми  пастельными тонами. Особое внимание уделяется расположению объектов в группах. Они оформлены так, чтобы дети могли свободно двигаться, играть и отдыхать. Каждый компонент единого пространства предназначен для детского коллектива в целом, и при этом предоставляет каждому ребенку возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

        Необходимо помнить, что среда должна выполнять различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную. Но самое главное – она ориентирована на безопасность и должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, поэтому при её создании учитываем закономерности психического развития воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

       Создаваемые развивающие зоны строятся на основе содержания и видов деятельности. При этом предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, мы меняем её в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач образовательной программы в целом и отдельных её периодов. Иначе говоря, наша среда не только образовательная, но и развивающаяся.

Развивающая среда в дошкольных группах МОБУСОШ №34 обусловлена активностью и самих воспитанников, т.к. одним из условий её изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами с воспитанниками и их родителями насыщаем развивающую среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ и т.д.

При создании развивающей среды, мы позаботились и о формировании информационно - коммуникационной культуры воспитанников. По данным опроса родителей половина семей имеет дома персональный компьютер, поэтому дети воспринимают его как обычную игрушку, не испытывают психологического барьера перед техникой. Это связано с тем, что у дошкольников основной тип мышления – наглядно-образный, а компьютер несет образный тип информации, доступный детям.

Педагоги детского сада создали игры-презентации «Домашние животные и птицы», «Дикие животные севера», «Космос» и др. и разработали конспекты познавательных мероприятий с применением данных игр. Использование мультимедийной установки в непосредственной образовательной деятельности позволяют организовать работу с видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению, служат фоном при организации сюжетно-ролевых игр и помогают осуществлять проектную деятельность. Наши педагоги активно используют в своей работе Интернет-ресурсы. Интересные моменты из жизни наших воспитанников дошкольных групп мы отправляем на сайт МОБУ СОШ №34.

Главная деятельность в дошкольном возрасте – игровая, и в каждой группе имеется красивое современное игровое оборудование. Основной задачей в программе российского образования, является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни и способствовать укреплению здоровья воспитанников.

Коллектив дошкольных групп стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе. Наряду с сотрудниками воспитанники и их родители также принимают активное участие в этой работе.

 

 Таким образом правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а главное-это лежит в основе развивающего обучения наших воспитанников.

Консультация для родителей "Дорожная азбука"

Автор: Якунина Виолла Федоровна

Разработка тестовых заданий для контроля знаний учащихся 7 класса

Автор: Майсакова Татьяна Андреевна

Разработка тестовых заданий для контроля знаний учащихся 7 класса, обучающихся по профилю «Строительное дело»

 

Инструкция к тесту

 

          Создание теста начинается с определения целей тестирования:

  -оценка знаний учащихся;

  -оценка знаний терминов;

  -проверка умения давать определения;

  -проверка знания формул;

  -умения находить сходства и различия.

         Этапы разработки тестов для разных целей использования должны быть различны. Тест, созданный учителем для проверки знаний учеников по изученной темы, и тест для  итоговой аттестации учащихся должны отличаться.

          При создании тестов школьных достижений одним из фундаментальных по значимости факторов является время. Время является фактором, который определяет качество всего инструментария и качество получаемых в процессе тестирования результатов.

          Время, которое выделяется учащимся для работы над  тестовыми заданиями, должно быть оптимальным. Слишком большое время тестирования, как и слишком малое, имеет свои негативные и  позитивные стороны.

     

          Целью тестирования учащихся 7 класса является оценка знаний школьников по профилю «Строительное дело».

          Вид контроля – итоговый.

          Время на выполнение каждого задания – 1минута.

Содержание тестовых заданий

 

Дополните предложения.

 

1.     Раствор набрасывают на поверхность …

2.     Шестигранная кисть для окраски … поверхности радиатора.

3.     Ширина настила строительных лесов… метра.

 

Дополните ответы.

 

4.Иструменты для штукатурных работ:

а) _____                             в)_____

б) сокол                             г)_____

 

  5.Операции оштукатуривания поверхности:

        а) очистка от грязи;

        б)_______________

        в) нанесение обрызга;

        г)_______________

        д)_______________

        е) нанесение накрывки;

        ж) затирка накрывочного слоя.

 

          Закончите предложения

 

   6.Правило – инструмент для….

   7.Раствор – это смесь….

   8.Дефект штукатурки – это процесс…

   9.Узкая полоса между панелью и потолком – это…

  10.Выравнивание оштукатуренной поверхности и устранение мелких дефектов – это операция …

     

           Обведите кружком вариант ответа да или нет, который вы считаете правильным.

 

  11.Грунт разравнивают полутерком:

              а) да                  б) нет

  12.Магазин относится к общественным зданиям:

              а) да                  б) нет

  13.Красный цвет относится к основному цвету:

              а) да                  б) нет

  14.Операция шпаклевание выравнивает поверхность:

              а) да                  б) нет

  15.При окраске лестничных ограждений применяют меховой валик:

              а) да                  б) нет

 

          Обведите кружком букву, соответствующую варианту правильного ответа.

    16.Инструмент для расшивки трещин:

              а) сокол

              б) шпатель

              в) кельма

              г) терка

    17.Вызов пожарной охраны:

              а) 02

              б) 03

              в) 01

              г) 04

    18.Материал для приготовления шпаклевки:

              а) известь

              б) олифа

              в) мел

              г) пигмент

 

 

         Выберите правильный ответ и напишите его в квадратике.

 

       19.Второй слой штукатурного намета:

              а) обрызг

Ответ

 

              б) накрывка

              в) намет                                  

              г) грунт

                  

       20.Для перетирания масляной краски используют:

              а) вибросито

Ответ

 

              б) краскотерку

              в) смеситель                            

              г) краскопульт 

               

           

          Запишите в таблицу ответов цифры из столбца 2, которые соответствуют утверждениям из списка, представленного в столбце1.

            21.Соотнесите название ручного малярного инструмента с их назначением:

         столбец 1                            столбец 2

               Название инструмента

Назначение

а) кисть ручник

1. вытягивание филенок

б) кисть макловица

2. окраска радиаторов

в) радиаторная кисть

3. окраска больших поверхностей

г) кисть филенчатая

4. окраска малых площадей

 

Ответ

а

 

б

 

в

 

г

 

  

        22.Соотнесите части краскопульта с их названием:

                  а) насос

                  б) фильтр

                  в) удочка

                  г) баллон

                  д) всасывающий шланг

                  е) форсунка

                  ж) нагнетательный шланг

 

 

Ответ

а

 

б

 

в

 

г

 

д

 

е

 

ж

 

 

 

            23.Соотнесите виды дверных полотен с их названием:

 

                      а) гладкие

 

                      б) диагональные

 

                      в) филенчатые

 

 

Ответ

а

 

б

 

в

 

 

              24.Соотнесите части лесов с их названием:

 

                          а) ригель

                          б) подкладная доска

                          в) стойка

 

 

Ответ

1

 

2

 

3

 

 

 

               25.Соотнесите части малярного инструмента для окраски тыльной стороны труб:

 

                           а) искусственный мех

                           б) ручка

                           в) полумуфта

 

 

Ответ

а

 

б

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

             Запишите в таблицу ответов буквы соответствующие порядковому номеру.

 

                26.Определить правильную последовательность выполнения операций при ремонте дефекта штукатурки «Трещина на всю толщину штукатурного намета»:

 

Ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

                    

        а) нанести обрызг

        б) обеспечить совместимость конструкций

        в) смочить трещину

        г) нанести грунт

        д) затереть трещину

        е) обеспылить трещину

       ж) обеспечить жесткость конструкций

 

 

            27.Определить правильную последовательность операций подготовки поверхности при выполнении малярных работ:

 

Ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

            а) огрунтовка или проолифка

            б) очистка поверхности

            в) сглаживание

            г) удаление пыли

            д) расшивка трещин

 

 

              28.Определить правильную последовательность нанесения краски на поверхность:

 

 

Ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

                     а

 

                     б

 

                      в

 

                       г

 

 

               29.Определите правильную последовательность нанесения обойного клея на полотнища обоев:

 

 

Ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

                      а

                      б

                      в     

                      г

 

 

           30.Определите правильную последовательность разглаживания полотнищ обоев на поверхности:

 

 

Ответ

1

 

2

 

3

 

                    а                  б                  в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ

 

 N       п\п

Ответ

Количество баллов

1

Кельмой

1

2

Внутренней

1

3

1,5метра

1

4

а-кельма, в-терка, г-полутерок

1

5

б-смачивание поверхности, г-нанесение грунта, д)разравнивание грунта

1

6

Контроля вертикальных и горизонтальных поверхностей

1

7

Вяжущее и заполнитель

1

8

Разрушение штукатурного слоя

1

9

Фриз

1

10

Шпатлевание

1

11

а

1

12

а

1

13

а

1

14

а

1

15

б

1

16

б

1

17

в

1

18

В

1

19

г

1

20

б

1

21

4, 3, 2, 1

1

22

1, 7, 4, 2, 6, 5, 3

1

23

2, 3, 1

1

24

3, 2, 1

1

25

2, 3, 1

1

26

ж, б, е, в, а, г, д

1

27

б, в, д, г, а,

1

28

б, г, а, в

1

29

г, а, б, в

1

30

б, а, в

1

                                                           Общее количество баллов -         30

      

            Оценка относительного уровня усвоения:

 

     «5» -100%-90%        соответствует 30-27 баллов

     «4» -  89%-80%        соответствует 26-23 балла

 

     «3» -  79%-70%        соответствует 22-19 баллов

«Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

Автор: Барышева Маргарита Михайловнв

«Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников»

 

«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

 

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.                                                                                                                                                              В современной педагогике существует огромное количество игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Понятие «развитие интеллекта»  включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

С одной стороны хорошо, когда дети играют самостоятельно, а с другой стороны далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру. Взрослый организует и направляет игру - он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение игровых правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение ролей организатора и участника- особенность развивающей игры.

 Развивающая игра - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Выбор игры для воспитателя – дело серьёзное. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то , что ему знакомо, и побуждать к усвоению нового.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.

Все игры можно разделить на группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности .

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу). Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же,  как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.

Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника - наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать.

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и  нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Организуя игры с ребёнком, я стараюсь   оценить  его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями,  я предлагаю  ему более сложные и наоборот, в случае затруднений  подольше задерживаюсь на простых. Ни в коем случае не упрекаю  малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

 Я стараюсь  не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно».  Стараюсь научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

            Играю всегда  вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения , которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще обращайтесь к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

Играем  в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а вы соглашаетесь или нет.

            Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах.

В этом мне  помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…» Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Экспериментирую  вместе с детьми. Знания, добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных .От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»),  стараюсь перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов 

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, начинаю учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, стараюсь  подбодрить  его и поддержать любую инициативу.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

 

Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

 

 Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» г. Карачев

Барышева Маргарита Михайловна

Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР

Автор: Горюнова Валентина Аркадьевна

Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

 

I. Вводная часть.                                                                                                                                                              Ритмическая разминка « Прогулка в лесу» Марш в рассыпную по залу - гуляем, боковой галоп – по кругу – обходим лужи.                                                                                                                                                     II.Основная часть.                                                                                                                                   Ритмическое упражнение: «Дождик».                                                                                                                          Цель: развитие чувства ритма и темпа. Педагог предлагает детям ритмические палочки, в лесу начался дождь и запел свою песенку. Педагог отстукивает определенный ритм – дети должны повторить. На следующих занятиях, дети могут сами придумывать свои ритмические рисунки.                                                                 Упражнение на дыхание «Ветерок»                                                                                                                   Дует легкий ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, выдох спокойный, не напряженный Дует сильный ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, активный выдох.                                                                                                    Упражнение «Осень» Меж еловых мягких лап, дети поочередно поднимают и опускают руки перед дождик тихо кап, кап, кап собой ладошками вверх Где сучок давно засох, медленно приседают с опущенными руками, кисти Вырос серый мох, мох - отведены, ладошки «смотрят» вниз. Где листок к листку прилип, дети медленно поднимаются, держась за голову.  Вырос гриб, гриб! голову, как за шляпку. Кто нашел его, друзья? стоят прямо, пожимая плечами. Это я, это я, это я! дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.                                                                                                                                                                      Этюд на развитие эмоциональной сферы «Хитрая лиса», «Трусливый заяц».                                                   Цель: развитие выразительности жестов, мимики. Педагог предлагает детям погулять в лесу, вдруг из-за дерева выбегает хитрая лиса, а зайка –трусишка испугался и дрожит. Дети при помощи мимики и жестов должны изобразить животных                                                                                                                                 Упражнение «Ветер и ветерок»                                                                                                                                       Цель: развитие плавности и ритмичности движений. Развития умения произвольно расслаблять мышцы плечевого пояса. И.П. Дети свободно располагаются по залу лицом к педагогу. Педагог предлагает вспомнить, как колышутся деревья при легком ветерке и сильном ветре, затем просит их показать. Педагог следит, чтобы руки у детей были все время мягкими и гибкими, «как ветви деревьев», без лишнего напряжения в плечах и локтях. Музыкальное сопровождение Л.Бетховена «Лендер». «ветерок слабо колышет ветви деревьев» - дети слегка переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их вперед и вверх. Движения плавные. Такты 5-8: то же движение с поднятыми вверх руками. Такты 9-12 : « поднялся ветер» - дети сильно бросают руки то вправо, то влево. Такты 13-16: «ветер улегся» - повторяется первое движение, и руки постепенно опускаются вниз.                                                                                                   Игра-миниатюра «Лесные сценки»                                                                                                                             Цель: развивать умение действовать по представлению. И.П. Дети сидят на стульях. Педагог предлагает по очереди изобразить действия лесных животных: белочка собирает грибочки, лисичка крадется за зайцем, медвежата играют на поляне. При этом дети должны показать серию последовательных движений, отражающих определенное действие, изображать действия только при помощи мимики и жестов.                III. Заключительная часть.                                                                                                                       Подвижная игра « Лисонька, где ты?»                                                                                          Релаксационное упражнение под музыку.

Музыкально -ритмическая деятельность с детьми с ОВЗ

Автор: Гаврилова Нина Александровна

Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

 

I. Вводная часть.                                                                                                                                                              Ритмическая разминка « Прогулка в лесу» Марш в рассыпную по залу - гуляем, боковой галоп – по кругу – обходим лужи.                                                                                                                                                     II.Основная часть.                                                                                                                                   Ритмическое упражнение: «Дождик».                                                                                                                          Цель: развитие чувства ритма и темпа. Педагог предлагает детям ритмические палочки, в лесу начался дождь и запел свою песенку. Педагог отстукивает определенный ритм – дети должны повторить. На следующих занятиях, дети могут сами придумывать свои ритмические рисунки.                                                                 Упражнение на дыхание «Ветерок»                                                                                                                   Дует легкий ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, выдох спокойный, не напряженный Дует сильный ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, активный выдох.                                                                                                    Упражнение «Осень» Меж еловых мягких лап, дети поочередно поднимают и опускают руки перед дождик тихо кап, кап, кап собой ладошками вверх Где сучок давно засох, медленно приседают с опущенными руками, кисти Вырос серый мох, мох - отведены, ладошки «смотрят» вниз. Где листок к листку прилип, дети медленно поднимаются, держась за голову.  Вырос гриб, гриб! голову, как за шляпку. Кто нашел его, друзья? стоят прямо, пожимая плечами. Это я, это я, это я! дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.                                                                                                                                                                      Этюд на развитие эмоциональной сферы «Хитрая лиса», «Трусливый заяц».                                                   Цель: развитие выразительности жестов, мимики. Педагог предлагает детям погулять в лесу, вдруг из-за дерева выбегает хитрая лиса, а зайка –трусишка испугался и дрожит. Дети при помощи мимики и жестов должны изобразить животных                                                                                                                                 Упражнение «Ветер и ветерок»                                                                                                                                       Цель: развитие плавности и ритмичности движений. Развития умения произвольно расслаблять мышцы плечевого пояса. И.П. Дети свободно располагаются по залу лицом к педагогу. Педагог предлагает вспомнить, как колышутся деревья при легком ветерке и сильном ветре, затем просит их показать. Педагог следит, чтобы руки у детей были все время мягкими и гибкими, «как ветви деревьев», без лишнего напряжения в плечах и локтях. Музыкальное сопровождение Л.Бетховена «Лендер». «ветерок слабо колышет ветви деревьев» - дети слегка переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их вперед и вверх. Движения плавные. Такты 5-8: то же движение с поднятыми вверх руками. Такты 9-12 : « поднялся ветер» - дети сильно бросают руки то вправо, то влево. Такты 13-16: «ветер улегся» - повторяется первое движение, и руки постепенно опускаются вниз.                                                                                                   Игра-миниатюра «Лесные сценки»                                                                                                                             Цель: развивать умение действовать по представлению. И.П. Дети сидят на стульях. Педагог предлагает по очереди изобразить действия лесных животных: белочка собирает грибочки, лисичка крадется за зайцем, медвежата играют на поляне. При этом дети должны показать серию последовательных движений, отражающих определенное действие, изображать действия только при помощи мимики и жестов.                III. Заключительная часть.                                                                                                                       Подвижная игра « Лисонька, где ты?»                                                                                          Релаксационное упражнение под музыку.

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

Автор: Брагина Алла Владимировна

 «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»                                                    

       Психологов, педагогов, родителей интересует внутренний мир ребенка, причины его плохих поступков, отклонений в поведении, низкой успеваемости. Правильная диагностика – это первый шаг в организации коррекции психических отклонений. Взрослые, окружающие ребенка развивают, обучают, воспитывают, т.е. способствуют развитию ПС и эмоционально - личностной сферы ребенка.

    В основе обучения лежит познавательный процесс. Первым познавательным процессом является восприятие, которое формируется у ребенка до 3 – 4 лет. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь.

Возрастные и психологические особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что - либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

1) нечувствительность к противоречиям,

2) синкретизм (тенденция связывать все со всем),

3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),

4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л. С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления. На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

Мышление - это процесс познания человеком действительности  с помощью  мыслительных  процес­сов - анализа, синтеза, суждений и т.п.

 Выделяют три вида мышления:

1. Наглядно-действенное (познание с помощью ма­нипулирования предметами, игрушками) -  это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

2. Наглядно-образное (познание с помощью пред­ставлений предметов, явлений) – это – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

3. Словесно-логическое (познание с помощью поня­тий, слов, рассуждений) – это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 - 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанав­ливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - на­глядно-образное. Наглядно-образное мышление-это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления формируется у детей в возрасте  4 - 6 лет, оно же является  и образно – логическим. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ре­бенку, например, использовать схематические изображе­ния или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Ребенку становятся доступны простые аналогии.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой про­стой, самой конкретной задачи требует словесных обоб­щений.

Абстрактное мышление, по преимуществу характеризующее школьников и взрослых - это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущее восприятию и представлениям. Абстрактно-логическое мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе.

Также выделяют следующие виды мышления:

Логическое мышление

Панорамное мышление

Комбинаторное мышление

Нестандартное мышление

Латеральное мышление

Концептуальное мышление

Дивергентное мышление

Практическое мышление.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, таких как:

самостоятельность мышления - умения выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к помощи других;

широта ума -  выражается в познавательной деятельности человека, охватывающей различные области широкого кругозора;

глубина ума - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов;

гибкость ума - выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач;

быстрота ума – это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации и принять правильное решение;

критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

       Речь – это форма мышления. Все люди и немые и глухие мыслят при помощи слов, но это или письменная или устная, или мимика и знаки.

При помощи устной и письменной речи ребенку предстоит усвоить систему знаний. Речь – это процесс общения, поэтому готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития, интеллектуального развития и психосоциального развития.

Интеллектуальное развитие

Высокий уровень развития интеллекта – может слушать другого человека, выполняет логические операции в форме словесных понятий. Ребенку доступен анализ и синтез.

Средний уровень -  не умеет слушать другого человека, сравнивает и обобщает, а в абстракции, конкретизации, анализе и синтезе допускает ошибки.

Низкий уровень – не выполняет логические операции в форме словесных понятий.

Речевое развитие

Высокий уровень – речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Средний уровень – затруднения в поиске слов для выражения мыслей.

Низкий уровень – односложные ответы, в речи много ошибок.

Рекомендации педагогам и родителям

1.Применять игры и упражнения, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и речи.

2.В развитии речи следует обратить внимание на правильность произношения звуков, умение различать звуки речи на слух, владение элементарными навыками звукового анализа слов, словарный запас ребенка, связную речь. Словарный запас старшего дошкольника - 2000 слов,

 

3.Старайтесь быть для вашего ребенка положительным образцом для подражания.

 

Ребенок подражает папе, маме, учителю, тренеру, артисту, но при этом он остается собой.

Каждый ребенок уникален!

Конференция "День Земли"

Автор: Козлова Татьяна Александровна

       МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

        

 Конференция

 

 

 

 

          «День Земли»               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 Библиотекарь.

 

   Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы восторгаемся пением птиц, слушаем журчание ручейка, таинственный шепот леса. Любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек и озер величественными громадами гор. Все это нам щедро дает планета Земля. А взамен просит лишь только одного – бережного, доброго отношения к себе.

  Нам небезразлична судьба планеты .  Замечательный писатель и большой любитель природы, М.Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

  Одна из важных сторон экологического воспитания и образования – формирование у учащихся экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости. Во время беседы на экологическую тему с учащимися я всегда пользуюсь художественной, научно-популярной литературой. Чтобы заинтересовать ребят, вести разнообразнее беседу, мы читаем отрывки из газет, журналов, книг которые есть у нас в библиотеке. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. А узнаем мы обо всем, как правило, из литературы.   В подтверждение этому мы проводим заседание пресс-конференции «День Земли», и она проходит в виде ролевой игры по экологии.

 

Ведущий.

 

 Здравствуйте, дорогие участники, журналисты и зрители! Приветствуем вас в нашем конференц-зале. Сегодняшняя пресс-конференция посвящена проблемам охраны природы во всем мире и в России, и приурочена к Международному Дню Земли.

  На встрече присутствуют и примут участи в разговоре:

1-я секция:

доктор исторических наук, преподаватель института, представитель экологической организации ГРИНПИС и организации ГРИНТИМ.

2-я секция:

председатель Всероссийского общества охраны природы; кандидат биологических наук, консультант общества; директор заповедника; член-корреспондент Академии сельскохозяйственных наук; старший научный сотрудник лаборатории по исследованию природы.

3-я секция:

Наши гости из детских экологических клубов.

Вести встречу поручено мне – диктору телевидения. Разрешите представить спонсора нашей передачи и выразить благодарность Российскому экологическому издательству, его генеральному директору и редактору.

  Мы также приветствуем корреспондентов средств массовой информации. Участники конференции с удовольствием ответят на ваши вопросы.

  Итак, начинаем работу первой секции «Деятельность международных организаций по охране природы». Вступительное слово предоставляется доктору исторических наук, преподавателю института.

 

  Участник.

 

- Наша планета существует больше четырех с половиной миллиардов лет. Такой долгий период трудно себе представить.  Давайте вычеркнем в этом числе все нули. Получится 46 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад.

Млекопитающие появились всего лишь восемь месяцев назад. Современный человек родился четыре часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства Земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения. Как остановить их? Только сообща все жители Земли могут спасти планету. К этому призывают экологические организации всего мира.

 

 Ведущий.

 

- К нам поступил вопрос из зала.

Корреспондент.

- Детский экологический журнал. Какие существуют международные экологические организации, и какие мероприятия они проводят? Спасибо.

 

Ведущий.

 

- Слово представителю международных организаций по охране природы ГРИНПИС и ГРИНТИМ.

Участник.

- В мире есть много организаций, занимающихся охраной природы. Одна из наиболее известных среди них – ГРИНПИС. Это самое крупное экологическое объединение. Оно создано в 1971 году и имеет своих представителей и сторонников в 30 странах мира. Активисты ГРИНПИСа:

- устраивают пикеты у химических заводов и атомных электростанций;

- препятствуют продаже ядовитых отходов;

- мешают сливу неочищенных вод в моря и океаны;

- собирают информацию о предприятиях, приносящих вред природе.

В 1990 году при ГРИНПИСе возникла детская экологическая организация ГРИНТИМ. Она объединяет сотни групп, работающих во многих странах мира. В основном они состоят из детей 10-14 лет, которые не только помогают взрослым, но и сами проводят исследования, собирают информацию, устраивают пресс-конференции, выпускают газеты.

 

 Ведущий.

 

- Итак, мы познакомились с основными направлениями работы экологических организаций. Остается надеяться, что их ряды ежегодно будут пополняться новыми сторонниками в деле охраны природы. А теперь слово нашему спонсору.

  Спонсор.

- Для тех, кто любит и ценит природу, кто стремится постичь ее тайны, Российское экологическое издательство предлагает новую серию печатных изданий. Это – журнал о природе для детей «Филя» - журнал для чтения в кругу семьи и в школе. В нем постоянные рубрики: сад на подоконнике, животные рядом и другие, расскажут вам много интересного о жизни животных и растений. «Мурзилка» - ежемесячный журнал для детей. Он дает интересные сведения о растениях и животных, населяющих нашу планету. Детский юмористический журнал «Веселые картинки» на своих страницах разместил много игровых и занимательных заданий на экологическую тему. На страницах детского журнала с пластинками «Колобок» вы найдете увлекательные произведения о природе, услышите звуки птиц, шелест листьев в лесу и многое другое. Рубрики иллюстрированного журнала для мальчиков и девочек «Миша» живой уголок, тебе в коллекцию, узнавай и удивляйся, расскажут и помогут постичь много нового и неизвестного. С атласом «Мир и человек» вы совершите путешествие по природным зонам нашей страны и познакомитесь с растительным и животным  миром, который ее населяет. А подарочное издание книга «Природа России» незаменимый путеводитель по всем природным уголкам нашей родины. Кого заинтересовали наши издания, вы можете оформить подписку в «Роспечать» и получать их ежемесячно.

  

Ведущий.

 

  - Переходим к работе второй секции «Решение экологических проблем в России». Их накопилось так много, что сразу невозможно все перечислить. И с каждым днем их становится все больше: как возродить Аральское море, можно ли сохранить чистыми наши продукты, как остановить резкое сокращение редких видов животных и растений. Об этом и пойдет речь в работе секции.

    А вот и первый звонок. Телезритель спрашивает: есть ли в нашей стране организации, подобные ГРИНПИСу, и как они решают экологические проблемы?

    Предоставим слово для ответа председателю Всероссийского общества  охраны природы.

   

Участник.

 

-Всероссийское общество охраны природы было основано в далеком 1924 году. С того времени оно сделало немало для окружающей среды;

-проводило научно – исследовательскую работу, изучая редкие виды растений и животных;

-участвовало в создании Красной книги, организации заповедников и заказников;

-организовывало посадку леса и лесополос;

-создавало школьные лесничества и зеленые патрули, устраивало субботники и воскресники по озеленению городов и сел;

-проводило операцию «Муравей», разъясняя роль муравьев в экосистеме леса.

   

Ведущий.

 

-Вопросы наших корреспондентов.

   Корреспондент.

-Еженедельная газета «Зеленый мир». Что такое Красная книга? Как она была создана? Спасибо.

 

Ведущий.

 

-Отвечает кандидат биологических наук, научный консультант общества охраны природы.

  

 Участник.

 

-Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более  половины из них – за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях  и животных, которые срочно нуждаются в  опеке и защите человека. В ее первый список было  внесено 52 вида  зверей и 65 видов птиц: розовый фламинго, речной бобр, уссурийский тигр, лебедь и др.

   

Корреспондент.

   

Детский альманах «Глобус». Вопрос к директору заповедника. Какие функции выполняют заповедники и заказники? Спасибо.

 

  Участник.

 

-Для сохранения многих исчезающих видов  растений и животных во всех странах организуются заповедники и заказники. Заповедники – это охраняемые природные участки, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека. Цель создания заповедников – сохранение природы в ее естественном состоянии, во всем многообразии и сложности. Первые заповедники России – Астраханский и Ильинский – были созданы в начале 20-х годов. Сейчас действуют около 200 заповедников – Бургузинский, Пинежский, Алтайский и др. На территории курской области создан центрально-черноземный Государственный биосферный заповедник имени профессора В.В.Алехина.

История заповедника тесно связана с жизнью Алехина. Заповедник был создан в честь 100-летия со дня его  рождения. В.В.Алехин родился в 1882 году в городе Курск. Приказ об образовании заповедника был создан 10 февраля 1935 года. Площадь всего заповедника – свыше 5-ти тысяч га. Заповедник  биосферный с 1979 года, имеет научные труды, сотрудничает со многими городами России. Земля заповедника с 1938 года не подвергалась распашке и не были захвачены ледником. Поэтому  растительность  заповедника  уникальна, такой нет  нигде. В.В.Алехин называл растения Курской растительной аномалией. В заповеднике около 966 видов растений, из них лекарственных- 333 вида, редких -86 видов, редких исчезающих 13 видов, из них 5 занесено в Красную книгу». В заповеднике около 167 видов птиц, большое разнообразие лесных птиц. А теперь несколько слов о заказниках,  где разводят какие – либо виды животных и растений по заказу государства  с разрешением частичной охоты или занимаются акклиматизацией животных, завезенных из других стран или регионов нашей страны.

   

Ведущий.

 

-Вопрос нашего телезрителя. Его  интересует – как решается проблема с целью сохранения урожая,  который подвергается обработке ядохимикатами? Своими размышлениями поделится член - корреспондент Академии сельскохозяйственных наук.

 

Участник.

 

 Много горя приносят увлечения ядохимикатами. Ими обрабатывают поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков. Увы, люди до сих пор не поняли, что природа не выдерживает такого вторжения в ее законы.  Погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. страдают люди, так как яды попадают в нашу пищу и воду. а ведь есть простые природные способы защиты урожая – их называют биологическими. Издавна люди держали кошек для ловли крыс и мышей, а в жарких странах – удавов и питонов. Народный обычай развешивать скворечники и синички тоже помогали сберечь урожай. В последние годы ученые начали разводить насекомых – наездников, борющихся с гусеницами бабочек, и грибы, поражающие сорняки. В некоторых странах разводят жаб и лягушек для борьбы с вредителями полей. Можно найти и других маленьких помощников, которые спасут урожай. Надо только повнимательнее присмотреться к окружающему нас огромному и прекрасному миру – миру Природы.

 

  Ведущий.

- Многие ученые и практические работники в институтах, в лабораториях и на опытных участках пытаются найти выход из сложившегося экологического кризиса. Не случайно у нас в гостях старший научный сотрудник лаборатории по исследованию природы. Ему задают вопросы наши корреспонденты.

 

  Корреспондент.

 

- Журнал «Наука и жизнь». Какие меры принимаются для уменьшения использования горючих пород: нефти и газа? Спасибо.

 

  Участник.

 

- Всем нам хочется, чтобы дома было уютно и тепло, чтобы на машине или поездом можно было добраться до любого места Земли. Но для машины нужен бензин, для поезда – электричество, для самолета – авиационное топливо. Для всего этого используют нефть, газ и каменный уголь. Их запасы с каждым годом скудеют. Кроме того, при сжигании выделяется огромное количество углекислого газа и других вредных примесей. Идут кислотные дожди, меняется климат. Если температура Земли поднимется на несколько градусов, то, возможно, начнется массовое таяние ледников, и множество городов и деревень окажутся под водой. Можно ли спасти окружающий нас мир и нас самих от кислотных дождей, наводнений и вредных выбросов? Можно – говорят специалисты, работающие в лаборатории по исследованию природы. Нужно шире использовать безвредные источники энергии: Солнце, ветер, волны.

 

  Ведущий.

 

- Мы попробовали осветить наиболее интересные вопросы по решению некоторых экологических проблем в России. Переходим к работе третьей секции «Участие детей и подростков в деле охраны природы». Ведь именно от молодежи зависит дальнейшее существование нашей планеты.

  Открываем работу третьей секции вопросом из зала.

 

  Корреспондент.

 

- Детский журнал «Мурзилка». Расскажите, пожалуйста, о работе детских экологических клубов. Спасибо.

 

  Участник.

 

- Я расскажу о работе экологического направления в нашей школе. У нас действует экологический кружок «Цветоводство». Здесь обучающиеся начальных классов изучают великое многообразие растительного мира, делают красивые аппликации, панно, цветы из природного материала. В школе работает детская организация «Радуга». У нее свои законы, среди этих законов есть «Зеленый закон», сущность, которого «мы охраняем и бережем природу». Ведет свою работу «Клуб юные защитники природы». Ребята очищают Наумовский парк от загрязнений, озеленяют территорию школы, разбивают вокруг школы цветники, оказывают посильную помощь лесничеству в посадке молодых саженцев. Ежегодно в школе планируется и проводится неделя, посвященная экологическому воспитанию и образованию учащихся. Это традиционные праздники: «День птиц»,  «День Земли», литературно-экологический ринг «Знатоки леса» и др. В этом учебном году была проведена предметная неделя по природоведению, где обучающиеся познали много интересного и полезного о природе и ее богатствах. Цель этих мероприятий: расширять представление о природном окружении, как среде жизнедеятельности человека; воспитывать нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней; развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

 

 Ведущий.

 

- Приятно осознавать, что наши дети не стоят в стороне, а активно помогают взрослым в решении многих серьезных проблем экологии. Время, отведенное для проведения пресс-конференции, к сожалению, подходит к концу. В ходе нашей пресс-конференции, к сожалению, подходит к концу. В ходе нашей пресс-конференции все убедились, насколько остро стоят перед людьми экологические проблемы и как много вопросов нам предстоит решить и воплощать в жизнь. Люди Земли! Помните, начинается новая минута космического времени. От нас зависит, станет ли она периодом гибели и разрушения или временем созидания и жизни. Благодарим всех участников пресс-конференции, наших гостей и спонсоров. Большое спасибо вам, дорогие зрители, корреспондентам и всем участникам нашей программы.

А сейчас вашему вниманию предлагается инсценировка экологической сказки «Давайте будем беречь Планету!»

Заканчивает нашу встречу песня «Просьба».

 

  Библиотекарь.

   Природа – наш общий дом. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, дарила нам радость и восхищение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Литература

 

 

 

  Жиренко О.Е., Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы.

 

 

  Занозина Е.Г. Земля – наш общий дом. «Начальная школа». Москва, № 10,2007.

 

 

  Новолодская Е.Г. Пресс – конференция «День Земли».  «Начальная школа». Москва,

№ 6, 1998.

 

  Отмахова А.В. Экологическая сказка «Давайте будем беречь Планету!» Педсовет, № 6, 2003.

 

 

  Побединская Л.М. Природа в воспитании учащихся. Начальная школа. Москва «Просвещение», № 12, 1987.

 

 

  Попова Г.П. Классные часы 2 класс. Волгоград «Учитель», 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Оборудование помещения

 

 

 

    Классная комната условно разделена на две части. Столы стоят у доски в виде буквы «П».

 

Во главе сидят ведущий программы и спонсоры.

 

С одной стороны стола сидят участники первой секции и третьей секции, с другой стороны стола сидят участники второй секции. Перед каждым стоит табличка с названием организации, которую он представляет.

 

 Во второй части комнаты сидят представители прессы и зрители. Доска и

 

нижняя часть столов оформлены книжными выставками, журналами, на

 

которые в ходе программы будут обращать внимание ведущий и спонсоры.

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x