Методическая разработка по выполнению исследовательской работы учащимися 6 класса «Семенная продуктивность гвоздичных»

Автор: Маслова Анастасия Викторовна

Методическая разработка по выполнению исследовательской работы учащимися 6 класса «Семенная продуктивность гвоздичных»

Характеристика жанра исследовательской работы

Работа представляет авторскую методическую разработку по выполнению учебного исследования учениками 6 класса на тему: «Семенная продуктивность гвоздичных»

Работа проводилась в ЧОУ СОШ Русская школа Марии Аверьяновой, где овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. В школе проходит неделя естественных наук, где дети представляют свои результаты.

Цель работы

Для учащихся: получить знания о семенной продуктивности, ее роль в жизни растений, определить потенциальную и реализуемую семенную продуктивность, определить процентную всхожесть семян

Для учителя: развитие умений и навыков учащегося, которые формируются в результате работы над исследованием; раскрытие его творческого потенциала.

Методы диагностики достижения образовательного результата

Для определения образовательного результата используются следующие методы:

·         наблюдение;

·         собеседование;

·         анализ задания;

·         контрольный вопрос;

·         рефлексия.

Образовательный результат достигнут, если:

·         ученик достиг цели исследования;

·         освоены навыки выполнения исследования;

·         ученик свободно ориентируется в теоретическом материале, который необходимо знать для работы над исследованием;

·         выполнены все задачи исследования;

·         ученик испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы, у него есть желание  продолжить исследовательскую деятельность.

Материалы и методы

Сбор материала проводился в городе Москва в районе Крылатское в парке «Крылатские холмы» с июня до начала августа 2014 года. Материал собирался учителем, но наглядно показывался учащимся. Было собрано 50 плодов с разных растений, 20 из которых помещались в отдельный бумажный пакетик для сохранности высыпающихся семян, 30 плодов заспиртовывались для определения семязачатков.

Результаты и обсуждение результатов

Нами было выяснено, что потенциальная семенная продуктивность гвоздики Фишера составляет 126 (98 до 154 семязачатков), реализуемая семенная продуктивность - 32 %.

Процент всхожести смолки клейкой составил 91%, гвоздики Фишера – 86%, а звездчатка жестколистная не проросла.

По завершению проекта учителям и учащимся раздавались оценочные листы.

Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора:
Включение проектной работы в урочную и внеурочную деятельность учащихся.

·         Формирование исследовательской культуры учащихся, умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой, материалами сети интернет.

·         Активизация участия обучающихся в различных конкурсах проектных работ, транслируя свой опыт и познавая новое.

 

·         Повышение мотивации в учении.

Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов

Автор: Т.Г. Калайтан, Т.В.Шурыгина, И.В. Тишкевич

Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов

Т.Г. Калайтан, Т.В.Шурыгина, И.В. Тишкевич г. Топки

 

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе СПО. Необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определение своей деятельности.

Уже недостаточно владеть багажом суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально – значимым достижениям. Именно поэтому, личностная направленность образования, сегодня является одной из основных тенденций развития системы СПО, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно – познавательной активности и творческой самостоятельности.

Проектное обучение – это полезная альтернатива обычной аудиторской работы. Проект мы используем как дополнение к другим видам обучения, что дает возможность разнообразить учебную работу, превращает образовательный процесс   в результативную творческую деятельность. Использование методов проектов дает студентам почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью.

Под нашим руководством был осуществлен проект по дисциплинам «математика» и «физика» на тему «Гармонические колебания в реальных процессах и явлениях». Проект выполнили студенты 2 курса техникума по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Работа проводилась  на протяжении всего периода изучения разделов «Дифференциальное исчисление» по дисциплине «математика» и «Колебания» по дисциплине «физика».

Студенты группы были разделены на три проектные группы, каждая из которых занималась исследованием своей части общего алгоритма. Проектные группы проводили исследования самостоятельно, получая консультации с нашей стороны. Для представления результатов исследования  студентами была подготовлена презентация. На защите презентации выступали представители всех групп.

По завершению работы над проектом студентам было предложено написать письмо самому себе, в котором они расскажут о своей работе.( Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите нам, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Мы хотим узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Важно обращаться к себе как к кому-то другому, кому вы очень хотите помочь).( Были получены следующие результаты

        .Научились работать с источниками из которых можно получить необходимую информацию.

Обрабатывать полученные данные.

Строить графики гармонических колебаний, выявленных в реальных явления и процессах.

Установили межпредметную связь областей математики, физики, устройство автомобилей.

Расширили свой кругозор, научились работать в команде.

Учебно - исследовательская  работа по теме «Гармонические колебания в реальных процессах и явлениях»

Цель работы:

1.Формирование навыков исследовательской работы студентов.

2. Наблюдение реальных явлений и процессов.

3. Выявление в реальных явлениях гармонических колебаний.

Задачи:

1. Уметь ориентироваться в информационном пространстве: находить источники из которых можно почерпнуть информацию.

2. Формировать навыки самостоятельной работы в команде.

3. Построение графиков гармонических колебаний, выявленных в реальных процессах.

4. Расширить кругозор студентов и показать межпредметную связь областей математики, физики, устройства автомобилей.

Этапы работы.

1.Подготовительный:

-обсуждение темы, цели, задач работы;

- определение состава группы и количества участников.

Обсуждение происходит совместно с преподавателями(Шкробко Е.Г., Шурыгина Т.В., Калайтан Т.Г.).

2.Планирование работы.

- определение источников информации;

- распределение обязанностей среди членов команды;

- исследование гармонических колебаний на примерах

математического маятника, работы поршня в двигателе внутреннего сгорания, работы часов с маятником.

 

3. Исследовательская деятельность.

- анализ теоретического материала по заданной теме;

- лабораторные работы;

- обработка полученных данных.

4.Результаты.

-представление полученных данных в графиках, сообщениях ,слайдах студентов.

5. Презентация.

-выступление на конференции.

Наблюдение гармонических колебаний на примере  математического маятника

Заключение

 

В результате удается:

- своевременно вовлекать студентов в различные виды исследовательской деятельности, как на уроке, так и во вне урока;

- организовывать продуктивную и групповую работу;

- заинтересовать, увлечь процессом деятельности на уроке и во внеурочной работе;

-  развивать познавательные способности; осуществлять поиск и использовать информацию для поставленной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список использованной литературы

1.     Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская.- Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

2.     Пахомова, Н.Ю.Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / Н.Ю.Пахомова, Н.Ю, Н.В. Дмитриева, И.В.Денисова, И.В.Суволокина -3-е изд., исп. и под. – г. Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2012. — 52

3.     Мякишев, Г.Я. Физика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Бухонцев.- 12изд.- М. Просвещение, 2009.- 337с.

 

4.     Мордкович, А.Г.Алгебра и начало анализа 10-11классы: учебник  для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович.- 5- е изд. – М.:Мнемозина, 2004. – 375с.  

Программа социального партнерства с семьей

Автор: Филюшина Наталья Борисовна

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЕЙ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Сентябрь

1.Анкетирование «Детский сад глазами родителей»

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;

2.Групповое родительское собрание «Организация жизни и воспитания детей 6-7лет»

Цель: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;

3.Консультация по запросу родителей «Что такое ФГОС? »

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

4.Оформление фоторепортажа «Как мы провели лето»

Цель: создание благоприятной атмосферы у детей и положительных эмоций.

Октябрь

1.Консультация «Речевое развитие детей 6-7 лет»

Цель: предоставить родителям информацию по речевому развитию детей

2.Конкурс поделок из природного материала «Короб чудес»

Цель: активизация совместной работы детей и родителей.

3.Осенний праздник «Осень, осень в гости просим»

Цель: создание положительных эмоций у детей и их родителей.

4.Консультация «Влияние народных промыслов на творческие способности детей

Цель: обогащение педагогических знаний родителей.

5.Участие в проекте по художественно-эстетическому развитию «Золотое чудо Хохломы»

Цель: привлечение родителей в работу детского сада, путем участия в проекте

Ноябрь

1.Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОО»

Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросам здоровьесбережения, распространения опыта укрепления здоровья

2.Участие в изготовлении дополнительного нестандартного оборудования для физкультурного центра

Цель: развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей воспитанников.

3.Акция «Поможем птицам перезимовать»

Цель: участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, изготовление кормушек для птиц

4.Концертная программа ко дню Матери

Цель: создание положительных эмоций у детей и их родителей.

5.День Открытых дверей

Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Декабрь

1.Консультация «Как уберечь ребенка  от простудных заболеваний»

Цель: пропагандировать знания по профилактике простудных заболеваний, ознакомить с основными принципами закаливания

2.Папка-передвижка «Зимние дороги»

Цель: реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам поведения на улице, дороге в зимнее время.

3.Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка»

Цель: активизация совместной работы детей и родителей

4.Новогодний праздник «На балу у Золушки»

Цель: создание благоприятных и положительных эмоций

5.Привлечение родителей  к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками

Цель: получение положительных эмоций от совместного труда и установление доверительных отношений

Январь

1.Консультация: «Роль семьи в социально – нравственном воспитании».

Цель: повышение ответственности родителей за воспитание детей.

2.Папка-передвижка «Дыхательная гимнастика для дошколят»

Цель: предложить родителям методические приемы и упражнения для развития дыхательной системы ребенка в домашних условиях.

Февраль

1.Анкетирование «Школа глазами родителей».

Цель: выяснить отношение родителей к школе.

2.Родительское собрание: «Готовимся к школе вместе».

Цель: повышение педагогической грамотности родителей о готовности ребенка к школе.

3.День открытых дверей.

Цель: познакомить с деятельностью группы и сада.

4.Оформление стенгазеты «Папа-лучший друг».

Цель:  создание положительных эмоций от совместной работы педагога и детей

5.Музыкальный досуг «23 февраля»

Цель: создание благоприятных и положительных эмоций.

Март

1.Консультация «Игровая физкультура на воздухе».

Цель: привлечение интереса родителей к вопросу о занятиях физкультуры на свежем воздухе.

2.Консультация: «Развитие логического мышления – залог успешности обучения в школе»

Цель: познакомить с факторами успешности обучения в школе.

3.Выставка детского творчества «Моя мамочка».

Цель: привлечение внимания родителей к детскому творчеству. Формирование уважительного отношения к детским работам.

4.Музыкальный праздник «8 Марта»

Цель: создание положительных эмоций

5.Памятка для родителей: «Весенний лед – место для опасностей».

Цель: реализация единого воспитательного подхода при формировании у ребенка правил поведения на водоемах, речках. Повысить качество работы родителей по вопросу о безопасности детей.

Апрель

1.Консультация: «Компоненты здорового образа жизни

Цель: дать рекомендации, как сохранить и укрепить здоровье детей.

2.Памятка «Советы родителям будущих первоклассников».

Цель: повышение педагогической грамотности родителей о готовности ребенка к школе.

3.Спортивное семейное развлечение «Веселые старты».

Цель: формирование здорового образа жизни, взаимодействие и привлечение родителей к жизни  группы.

4.Акция «Веселый субботник».

Цель: способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.

Май

1.Конкурс рисунков «День Победы»

Цель: привлечение родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ.

2.Поход к площади Победы для торжественного возложения цветов.

Цель: привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания

3.Итоговое родительское собрание

Цель: ознакомление родителей с результатами воспитательно-образовательной работы за учебный год, обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников возрасте в преддверии школы.

4.Праздник «Выпускной вечер».

Цель: вовлечение родителей в подготовку выпускного вечера. Укрепление дружеских взаимоотношений в коллективе группы

 

 

 

Поведение ребёнка в ситуации насильственного поведения незнакомого человека (занятие для детей 5—6 лет).

Автор: Новикова Людмила Васильевна

                   

 

 

Цель: научить ребёнка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого человека, что бы окружающим было понятно, что над ним совершается насилие, что это не детские капризы.

Материал: игрушки или иллюстрации к сказкам: «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Приключения Буратино».

Предварительная работа: чтение данных произведений.

Ход занятий

Воспитатель (В.). Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро, солнцу и птицам!»

«Доброе утро, улыбчивым лицам!»

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длиться до вечера.

Дети собираются в круг.

В. Посмотрите в глаза друзей. Что вы в них видите? (Ответы детей.) А я вижу в ваших глазах доброту, искренность, доверчивость, а это значит, что вы вырастете добрыми, искренними, отзывчивыми людьми. И таких людей на нашей планете больше, чем злых и недобрых, которые совершают плохие поступки, от которых может исходить опасность. Как же нам уберечься от злых людей? Сейчас мы с вами станем участниками знакомых нам сказок, узнаем, чему нас учат сказки?

Звучит музыка П. Чайковского «Времена года». Влетает Снежная королева и уносит с собой мальчика (игрушка).

В. Ребята, кто это был? Куда эта белая женщина унесла мальчика? (Ответы детей.)

Если дети затрудняются с ответами, прочитать им отрывок из сказки Андерсена «Снежная королева» (история вторая «Мальчик и девочка», от слов: «На площади каталось множество детей  до слов «Кай весь дрожал»).

В. Правильно ли поступил Кай, когда привязал свои санки к большим саням, в которых «сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке»? (Ответы детей.)

В. Итак, ребята, запомним первое правило, как обезопасить себя от злых, незнакомых людей: «Не гулять до темноты и не садиться в транспорт к незнакомым людям».

В. Ну что же, путешествуем дальше. Посмотрите, ребята, греет на солнышке свой живот сытая и довольная лиса, а поодаль сидит на пенёчке печальный Буратино.

Дети подходят к персонажам.

В. Из какой сказки эта хитрая плутовка? (Ответы детей.) А где же главный герой, Колобок?

А случилась эта печальная история потому, что Колобок один ушёл из дома, поверил притворщице Лисе, за что и поплатился — лиса его съела. Так вот, ребята, из этой сказки мы выведем такое правило: «Не ходи один в безлюдных местах!»

А почему Буратино такой печальный? (Ответы детей.) Он не послушал папу Карло, пошёл не в школу, а в театр, один, поэтому его украл Карабас-Барабас. Здесь нужно запомнить    такое    правило:    «Слушайся     родителей,     не вступай в разговор с незнакомыми людьми».

Слышится крик. «Несет меня лиса, за тёмные леса, за высокие горы! Котик — братик, выручи меня!»

В. Ребята, откуда этот голос? Кто зовёт на помощь?

Дети подходят к месту, где расположены персонажи к сказке «Кот, петух и лиса». Воспитатель проводит краткую беседу:

В чём опрометчивость Петушка? (Ответы детей.) Как  злоумышленница Лиса ухитрилась украсть Петушка? (Ответы детей.) Правильно ли делал Петушок, что кричал и звал на помощь? (Ответы детей.)

В. Из этой сказки следует такое правило:  «Не  стесняйся громко кричать и просить о помощи».

Вот вы, ребята, и узнали, чему нас ещё учат сказки.

Итог занятия проходит в виде беседы воспитателя с детьми. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель говорит, что не только в сказках, но и в жизни случается, когда злодеи пытаются похитить детей. Если незнакомец хватает ребёнка за руку и тащит его за собой, что нужно делать? (Кричать.) Но как кричать? Окружающие могут подумать, что кричит просто капризный ребёнок. Кричать надо так: «На помощь, помогите! Я этого человека не знаю!» Что делать, если тебя пытаются взять на руки незнакомые люди? (Тоже кричать.) Если тебя хотят затащить в машину, кричи: «Помогите, меня увозят чужие люди!» Если же тебя смогли похитить, то наберись терпения и жди — тебя вызволят.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      Воспитатель : Новикова Л.В.

Особенности осуществления образовательного процесса

Автор: Шуракова Анна Петровна

Особенности осуществления образовательного процесса.    

(выступление на публичном докладе из опыта работы 20.05.2016. старший воспитатель Шуракова Анна Петровна)

Мы  живём во времена больших перемен: как сказано в одном из документов 2013-2018 годы станут « временем перемен». Третий   год (с 01.01.2014г) дошкольное образование внедряет в систему ДО  стандарт  ФГОС ДО. Что  же такое стандарт? Это совокупность требований:

  1. К реализации программы ДО;

  2. К созданию условий в ДОО;   

  3. К результатам  освоения  программы.

   Введение новых форм  педагогической деятельности стало знаком нашего времени неслучайно. Наряду с традиционными в образовательный процесс стали внедряться инновационные  формы деятельности детей.

1.СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ: Деятельностный подход;  ребёнок развивается только в деятельности через игру, в ней ребёнок познаёт мир.  Чтобы осуществить деятельностный подход, необходимо создать условия: во что играть? чем играть? У каждого ребёнка должен быть в руках материал для достижения результата. Мы отошли от прямого обучения «обучения за партами», обучаем детей в зоне познавательного интереса. Образование дошкольника  согласно Стандарту становится развивающим и активным (каждый действует) и исследует.

Исследовательская деятельность – деятельность открытия, предполагает активное экспериментирование, увидеть  необычное в обычном (например: в тепле  распускаются листочки) почему? Дети самостоятельно делают выводы; у дошкольника основной путь развития – эмпирическое общение, т.е. (основанное на собственном  опыте, с помощью  образных средств  и наглядности).

Стандарты дошкольного образования ориентируют педагогов ещё на один путь обучения

  - Проектную деятельность;  именно, в проектной деятельности поставлен акцент  на сотрудничестве детей, педагогов и родителей. Проектная деятельность позволяет  дошкольнику приобщиться к обществу и общественным знаниям. Конечно, метод проектов в своём полном варианте ориентирован на школьника. Но, детский сад является первой ступенью образования, и это введение дошкольника в  практическую творческую  коллективную деятельность в активном взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Одной из прогрессивных  возможностей сочетания обучение и развития дошкольника  являются

 Мультимедиа технологии. Мультимедиа технологии позволяют моделировать ситуации, с которыми ребёнок не может столкнуться  в непосредственном опыте, позволяют  соответствовать современности; позволяют  предъявить информацию в игровой форме в сочетании изображения, звука, динамики и таят в себе большие возможности.

Все перечисленные приёмы обучения и развития дошкольника находят место в арсенале педагогов нашего детского сада, любой родитель мог их наблюдать, участвовать вместе со своими детьми в совместной деятельности.

 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Идеология СТАНДАРТА – детоцентризм. ( Детоцентризм — это стиль воспитания ребенка, где интересы семьи и внимание обращены только на него.), благодаря которому ребёнок  имеет возможность задавать вопросы, удивляться, сомневаться и открывать истину.   Наша с вами задача, взрослых – дать ему возможность жить полной жизнью и радоваться самому неповторимому и уникальному периоду жизни – ДЕТСТВУ! Например, в представленном  вашему вниманию,  сегодняшнее  представление отражает все образовательные области и результат деятельности детей разных возрастных ступеней, но в большей степени  результат детей подготовительной группы, т.к. именно,  они   является портретом выпускника детского сада:

 

·речевое: чтение- драматизация;  выразительное чтение, чистая речь

·художественно-эстетическое:  пение,  музыкально-ритмические  движения, игра на музыкальных инструментах;

·познавательное: знания о Родине,  армии, Дне Победы и др.

· социально-коммуникативное: умение взаимодействовать друг с другом, общаться, играть;

·физическое развитие: спортивные  упражнения,перестроения

Таким образом,   дошкольный ФГОС  – не только «стандарт развития» (как сказано в управленческом документе),  это попытка задать  саморазвитие «как норму жизни»  детей и взрослых в детском саду, с учётом их  индивидуальных особенностей  и  сохранения   здоровья.

   3.РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ                                               2раза в год, в начале учебного  года(сентябрь –октябрь) и в конце(май) мы проводим диагностику освоения детьми образовательной программы); результаты фиксируем  в таблицах, делаем выводы, определяем направления работы.  ИРО Кировской области разработал и предлагает  КАРТУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА. (показ и рассказ)

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека»  Белинский В. Г.

 

 

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста.

Автор: Самойлова Оксана Викторовна

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста.


Многие отечественные педагоги, в том числе Н.А. Добролюбов,

Д.И. Писарев, трактовали патриотизм как любовь к человечеству. По мнению Н.А. Добролюбова, первоначально патриотизму, как и чувству любви, присущ эгоизм, проявляющийся в стремлении ребенка овладеть чужим благосостоянием и получить при этом удовольствие. Но при нормальном развитии ребенок постепенно осознает, что притеснение чужой личности и присвоение ее собственности превращает его в одинокое существо, назначение которого «поедать все окружающее», а значит, отчуждает его от всех остальных. В связи с этим педагог заключал: «Сознание такого положения тяжело, потому что противно природным инстинктам человека».

        Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявлении в деятельности. Ценным является раскрытие перехода от одного состояния в другое, в процессе которого человек отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд на родное

         Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «Люблю я Родину, за что не знаю сам». Принимая во внимание это утверждение, заметим, что речь идет о недостаточной осознанности детьми самого понятия и противопоставлении его сознательному патриотизму. Инстинктивный характер патриотизма как прирожденной наклонности, на которую всегда может рассчитывать воспитание, отражен в идее народности К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Педагог полагал, что народность – единственный источник жизни государства, и всего его члены черпают в любви к Отечеству силы для своей общественной деятельности.

        Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

 Потребность в любви к ближним. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается к ним чувством благодарности, которое в дальнейшем должно объять все человечество. При этом любовь к близким людям переносится ребенком на предметы, привычки, понятия, присущие им. Данный этап Н.М.Карамзин характеризовал как привязанность к социальной среде – окружающим людям  с их менталитетом, обычаям, взаимоотношениям, законами и т.д.

  Привязанность к физической среде с ее горами, долинами, реками, теплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм первых лет жизни, вызывающим приятные воспоминания о детстве у взрослого человека. Д.И. Писарев называл это стремлением «любить и защищать совокупность тех предметов, которые составляют Родину».

 Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный. В связи с этим перед родителями и образовательными учреждениями встает задача превращать воспитанников в здоровых и мыслящих людей. Сущность патриотизма как физической, социальной и духовной привязанности раскрыта в известной песне «С чего начинается Родина?»

Сознательный, глубоко коренящийся в сердце патриотизм К.Д. Ушинский называл отрадной чертой народного характера, подчеркивая, что патриотизм проявляется не только в битвах с внешними врагами, но и в смелом слове истины, высказать которое опаснее, «чем подставить лоб под вражескую пулю, которая, «авось», пролетит мимо» .

Несомненной заслугой К.Д. Ушинского являлось выделение родиноведческого направления, трактуемого как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения. Родиноведение он позаимствовал в швейцарских школах в качестве наглядного изучения того уголка природы, в котором живет ребенок, поскольку обучение сближает с великим наставником – природой. Он считал странным, что воспитательное влияние природы, которое каждый испытывал на себе, так мало оценено в педагогике и настаивал на широком использовании в обучении и воспитании методов наблюдения и экскурсий.

 Объективная оценка родного. Увлечение общими народными или государственными чертами требует их объективного оценивания. Приобретение новых понятий расширяет кругозор ребенка, приводит к различению хорошего и дурного в предмете, ранее казавшемся совершенным. Постепенно он отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд сначала на свое родное семейство, на свое село, свой уезд, потом на свою губернию, наконец, на столицу и т.д. В результате происходит отрешение от предрассудков местности и формирование общих народных или государственных черт.

Для раннего этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка А.Н. Острогорским вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

Е.Н. Водовозова, разделяя его точку зрения, рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних. Подчеркивая необходимость использования каждой возможности для управления ребенка в проявлении альтруистических склонностей и любви к окружающим, она рекомендовала родителям придерживаться с ранних лет трех правил воспитания детей в семье:

Учить ребенка строго выполнять свои обязанности;

Делиться всем своим имуществом с окружающими;

Помогать окружающим и близким.

Выполнение этих правил, по ее мнению, формирует в детях ответственность за поступки и развивает их самостоятельность как необходимое условие жизнедеятельности свободного гражданина.

 Изучение историко-культурного развития других народов и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу. На эту особенность обращал внимание Д.И. Писарев, понимая патриотизм как союз между всеми людьми, исключающий слепое увлечение своим и гонение чужого, работу на благо человечества, но «теми средствами, которые находятся у нас под руками, в той сфере, где мы поставлены» .

 Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. Знание исторических законов развития народов. Понимание общественных нужд и потребностей человечества вызывает у человека желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности.

П.П. Блонский считал, что отсутствие деятельностной, плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных, будничных делах, составляет одно из главных препятствий для прогресса в России. «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для нее? Мы, может быть, необычайно способны к любви, и любим мы сильно и глубоко, но умеем ли мы любить, умеем ли мы воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь так, чтобы она согревала и оживляла тех, кого мы любим?».

Поскольку деятельность человека, его желания и силы не могут простираться одинаково на весь мир, он должен ограничить круг своей деятельности и, скорее всего, выберет Отечество. Ограничение человеком деятельности в пределах своей страны являются следствием осознания, что здесь его настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен.

Важное значение на этом этапе приобретает умение человека трудиться, его трудолюбие. Социальная ценность труда человека состоит в установлении крепкой и надежной связи с обществом, на пользу которого он направлен. Как отмечал Д.И. Писарев, развивая в своих воспитанниках рабочие силы и любовь к труду, образовательные учреждения готовят из них превосходных патриотов.

Патриотическое видение мира детей зависит от личного материального и духовного вклада в процветание родной земли. Приоритетное значение в воспитании детей В.А. Сухомлинский отводил идее, что Родина для человека – самое дорогое и  священное, без чего человек перестает быть личностью. Размышление о судьбе Родины выводит ребенка за пределы удовлетворения собственных потребностей. При этом важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающее его личные интересы.

Краеведение служит средством преодоления беспочвенной индифферентности детей, а экскурсии являются «живой школой», которая стоит всех вместе взятых других форм воспитания. Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают начало патриотического воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем, его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – родного города, страны, всего культурного мира.

Сложность процесса патриотического и гражданского воспитания детей также во многом объясняется его противоречивостью. Знание противоречий и возможных путей их разрешения, поможет педагогам в воспитании подрастающего поколения.

В педагогической теории и практике советского периода проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому – стремление каждого из педагогов того периода осмыслить проблемы патриотического воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России.

Великий русский педагог А.С. Макаренко, первостепенной задачей считал воспитывать у молодежи умения и навыки жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Он указывал на, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть, основным критерием патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде, педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» .

Вопросы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как: А.Ф. Афтонасьева , Н.М. Карамзина , А.П. Куницына , А.Н. Радищева  и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.

Обращаясь, к проблеме патриотического воспитания А.Н. Радищев писал: «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшиться пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, он отмечал: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества». Основной задачей воспитания А.Н. Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. Ученый, придавая большое значение в воспитании «истинного сына Отечества», рекомендовал уделять внимание и процессу овладения знаниями, а так же умственному развитию .

А.П. Куницын в «Наставлении воспитанникам», первостепенными задачами воспитания подрастающего поколения считал: «…водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах». Главной задачей воспитательной работы учебных заведений он считал: «… усилить круг преподавания таких предметов, которые приводили бы к любви, к вере, к добродетели, любви к Отечеству».

Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую. Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания.

Аналогичной точки зрения придерживался и другой русский ученый А.Ф. Афтонасьев, который в своих работах писал о том, что воспитание имеет цель подготовить человека для жизни в обществе «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать». Основными воззрениями ученого были: «чувство религиозного, любви к прекрасному, истинному и любви к отечественному или национальному»

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе. Любовь к детей к Родине носит ярко выраженный эмоциональный характер; их захватывает, прежде всего, то, что воздействует на их чувства. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. В решении этой проблемы немаловажную роль играет предмет «физическая культура” .Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки. Спортивно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Актуальность и важность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. В 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2010–2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие.


Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в бассейне, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы. В нашем детском саду проходят такие мероприятия, как: «Морские эстафеты», «Мы моряки», «День космонавтики», «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может…», «День Победы», «День России», «Моя семья», многие другие. Эти праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.


Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Мещерякова С. В., Логвинова О. Ю., Сорока А. Г., Потапова Г. Я. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 886-888.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Автор: Шевчук Светлана Николаевна

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад «Звёздочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

«Мои первые шаги»

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 Шумаева Галина Александровна

Педагог-психолог:

 Шевук Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

п. Игрим

2016 год

 

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ  ДЕТСКОГО САДА.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский.

 

Участники проекта:

Педагог-психолог – Шевчук Светлана Николаевна

Воспитатель первой младшей группы – Шумаева Галина Александровна

Целевая группа: дети первой младшей групп и их родители.

Сроки реализации: Сентябрь – май

Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за¬дачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность проекта

Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности и прежде всего, позволяет выявить использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям, гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений,  изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются две основные критерии успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.

 «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада:

-предусматривает разработку комплексной системы психолого-педагогического сопровождения;

-позволяет определить роль и задачи педагога-психолога в организации процесса адаптации;

-позволяет определить механизм (алгоритм) деятельности воспитателей в организации системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации;

-позволяет определить механизм (алгоритм) включения родителей в адаптационный  процесс;

-позволяет определить разнообразие организационных форм педагогической работы;

-позволяет определить разнообразие методов и приемов  педагогической работы, их эффективность;

-предусматривает подбор и использование  диагностического инструментария для определения степени адаптации детей к условиям ДОО;

-направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста.

В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатель группы младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 9 месяцев, первый год пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

• пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;

• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;

• подбор анкет для родителей;

• составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

• реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

• анализ проведенной работы;

• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;

• презентация проекта для педагогов и родителей;

• публикация проекта на интернет-сайте.

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:

- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»; 

- «Что нужно знать  родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;

- «Моменты утреннего расставания»;

- «Привитие культурно-гигиенических навыков».

Анкетирование:

- «Сведения о ребенке».

Беседы: 

- «Завтра в детский сад»;

- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»

2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

4. Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами:

1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.

Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные  бытовые  условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д/с.

От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье.

От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. 

Существует 3 степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.

Длительность адаптации: 

 с 1 до 15 дней – лёгкая степень;  

 от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести; 

 более 25 дней – тяжелая степень.

Степень адаптации учитывается по таким параметрам:

1. Эмоциональное состояние ребёнка.

2. Социальные контакты ребёнка.

3. Сон ребёнка.

4. Аппетит ребёнка.

При выявлении степени адаптации на каждого заполняется лист адаптации, например: если ребёнок (с 1 до 15-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то по итогам наблюдения в листе пишем «Адаптация лёгкой степени», но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации с небольшой нестабильностью, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести», далее продолжаем наблюдение и т.д. на каждого ребёнка. Тяжелая степень адаптации требует комплексного подхода по устранению причин дезадаптации. Наблюдение за ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так, например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации.

Итоги адаптации:

Списочный состав: 19 детей

Легкой степени: 15 детей – 79%

Средней степени: 4 детей – 21%

Тяжелой степени: 0 – %

Вывод:

    Комплексная система психолого-педагогического сопровождения была разработана с использованием игровых и здоровье сберегающих  технологий.

Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня».  В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми:  чтение, слушание, обыгрывание.

Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой  деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с  элементами театра.

   В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словесные, практические.  Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Анализ работы ДОО за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.

План работа по  адаптации

период Содержание

  ответственные

Сентябрь

Октябрь

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Организационное родительское собрание;

- Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

- Анкета для родителей (социальная);

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «Первые дни пребывания в детском саду»;

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

7. Релаксация:

«Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

 Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень);

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»

Заведующая ДОУ

 

воспитатели

 

администрация

воспитатели

воспитатели

воспитатели

педагог-психолог, воспитатели

педагог-психолог

 

педагог-психолог

 

  

педагог-психолог

 

педагог-психолог

воспитатели

Ноябрь

Декабрь Консультация «Растим малыша здоровым»;

Занятие: «Листопад»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие: «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают»;

Игровая деятельность: 

- «Зайка серенький сидит»;

- «Солнце и дождик»; 

- массаж БАТ «Считалка для мышки»; 

- пальчиковая игра «Пальчики» педагог-психолог

воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

Январь  февраль

Консультации:

- «Где моя большая ложка?»;

- «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи);

Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;

Занятие: «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь».

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Занятие: «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это - папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают»;

Игровая деятельность: 

- «Ладонь на ладонь»; 

- «Пропавший малыш»;

Мед.работник

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Март апрель

 май Консультации:

- «В царстве упрямства и капризов;

- «Кризис трех лет».

- Тестопластика по подгруппам 

«Цветочная поляна»;

Совместные занятия с родителями: 

- «Дом дружбы»;

- «Радуга».

 Игровая деятельность: 

- «Солнышко»;

- «Колокольчик»;

 Занятие: «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

2. Стихотворение «Ель»

3. Игра «Заморозь»

4. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

5. Потешка «Прыгай, прыгай веселей»

 Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Деду Морозу!»

Диагностика адаптации к ДОУ.

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Ожидаемый результат:

• Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

• Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

4. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

6. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.

8. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист адаптации

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата поступления в ДОУ

Возраст при поступлении

Оценка параметров адаптации

Параметры Для наблюдения / оценка параметров в баллах

1 неделя2 неделя3 неделя4 неделянеделя

Показатели физического здоровья

АппетитВ группе

дома

Сон (дома)

Стул

Мочеиспускание

Показатели

психического 

здоровьяЭмоциональное состояниеВ групп

дома

Социальные контактыС детьми

С взрослыми

Познавательная и игровая деятельность

Реакция на изменение

привычной ситуации

Перенесенные заболевания, количества пропущенных дней:____________

Оценка адаптационного периода: ____________

Педагог-психолог   Шевчук С.Н.  __________      

Воспитатель  _______________

Степень адаптации

Легкая До 15 дней 29-36 баллов

Средняя 15-25 дней 21-28 баллов

Тяжелая Более 25 дней 13-20 баллов

 

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x