Опубликованные материалы

Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни

Автор: Шелепина Марина Борисовна

Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях, ведь воспитатели сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Главная идея опыта работы по формированию  у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о здоровье с детства, ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни.

      Для решения вопросов сохранения здоровья детей детского сада  и формирования у них навыков и привычек ЗОЖ определили ряд задач:

– формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью и привычек полезных для здоровья, эстетические чувства от вида здорового человека, здоровой среды и упражнений в здоровом образе жизни при активной поддержке семьи;

– способствовать развитию речи воспитанников путем обогащения словаря через работу по темам о здоровом образе жизни;

 

– развивать физические качества (уверенность, настойчивость, волю) и формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников, обеспечивая психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка, повышая его сенсорную чувствительность, развивая мелкую моторику пальцев рук и познавательные психические процессы.

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе

Автор: Хомякова Лариса Анатольевна

Хомякова Л.А.

учитель начальных классов

МАОУ " Начальная школа «Мультипарк" г. Перми

 

 

 

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе

                                         

  Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего, выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.

    Учителя начальных классов сталкиваются в своей деятельности с проблемами со следующими проблемами:

- низкий уровень усвоения учебного материала при изучении нового материала и выполнении проверочных работах на первичное закрепление;

- большое количество вычислительных ошибок при решении задач;

- неумение учащимися выполнять задания «устного счета».

            Причинами, повлекшими к появлению вышеперечисленных проблем, являются:

1.      Возрастные особенности младших школьников – недостаточно сформировано умение абстрактно мыслить, анализировать и быстро обобщать учебный материал.

2.      Разноуровневый по подготовке состав учащихся в классе.

3.      Низкая мотивация к обучению.

4.       Отсутствие  ситуации успеха для обучающихся в школе и дома.

Включая устные упражнения в уроки математики, нужно обязательно их логически связывать не только с темой урока, но и с жизненными ситуациями, с которыми обучающиеся сталкиваются в окружающем мире. Это позволит им лучше понять учебный материал, а в жизни научиться находить новые взаимосвязи и закономерности.

Анализируя различную литературу по УМК «Планета Знаний», мы не нашли конкретных рекомендаций по построению структуры урока и целесообразности его этапов и их соотношении по времени. Следовательно, учитель сам включает задания устного счёта в урок, исходя из своего опыта, творчества, руководствуясь только требованиями программы – в вычислительном плане особое внимание уделять способам и технике устных вычислений.  

 На наш взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования  различных видов устного счета, привлечения обучающихся к подготовке и проведению данного этапа, и урока в целом. Учитель должен создать такие условия на уроке, при которых обучающиеся овладеют системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали их достоянием на всю жизнь.

Обучая  математике, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести обучающихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

     Овладение навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решением арифметических задач, ориентацией во времени и пространстве, распознаванию геометрических фигур позволит обучающимся более успешно решать различные практические задачи.

     Среди данных видов работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех  четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений, предусмотренных программой каждого класса. 

       В методической литературе выделяют следующие  цели устного счета как этапа  урока:

1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3)  развитие математической культуры, речи;
4)  умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на  новые задания.

       В тоже время  с помощью устных упражнений реализуются следующие педагогические задачи: 

1.      Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке, осознанного восприятия объяснения учителя.

2.      Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3.      Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

4.      Повышение познавательного интереса.

При  отборе материала  к уроку мы придерживаемся следующих требований:

1.     Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

2.     Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

3.     Тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее.

4.     К устному счету должны привлекаться все ученики.

5.     При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

          Выделяются следующие слуховые формы восприятия устного счета:

1. Беглый слуховой (читается учителем, учеником, слушается аудиозапись). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2. Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере).  Запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3. Комбинированный:

  • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point);
  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);
  • упражнения в форме игры  (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”).         Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики” .  

    В устном счете могут  быть  использованы задания: 

- на развитие и совершенствование внимания (найти закономерность и решить пример, продолжить ряд);

- на развитие восприятия, пространственного воображения (нарисовать орнамент, узор; посчитать сколько линий);

- на развитие наблюдательности (найти закономерность, определить лишнее).

 

Устные упражнения с использованием дидактических игр    

Для повышения познавательной активности и качества знаний обучающихся мы используем ИКТ и элементы интеграции на уроках математики на этапе устного счёта.  Таким образом, использование нестандартного проведения устного счета на уроках математики способствует развитию важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности: 

·         формированию прочных вычислительных навыков и умений, 

·         играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, 

·         развитию логического мышления, 

·         развитию личностных качеств ребенка, 

·         пробуждает у учащихся стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала.

     Навыки устных вычислений также формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные виды:   

1)      Нахождение значений математических выражений         

    Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.   

        Например, упражнение «Незадачливый математик». Оно проводится с целью закрепления вычислительных приемов сложения и вычитания, умножения и деления  в пределах ста.

На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

        52 + 7=...                            11 .... 8=19                        48 : … = 8

        . . . - 2 = 38                         27 - ...... = 5                       5 … 7 = 35

        18 .. . 1 3 = 5                       48 + 1 = ...                         … х … = 0

  

           Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей,  активизирует
их мыслительную деятельность.

Приведем пример устного счета в 3 классе по теме «Свойства сложения и вычитания».

1.Используя при необходимости законы сложения, вычисли:

35+18+25                                                  6+52+28                                  520+340+80

47+24+13                                                  64+17+6                                  1500+700+500

2.Используя при необходимости законы вычитания, вычисли:

(200+67)-100                                            (382+8)-80                              (340+89)-40         

(696+129)-96                                            584-(70+284)                          764-(264+40)

 

2.      Сравнение математических выражений

   Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:

6+4*4+6                 

20+7*20+5  

20·8*18·10                   

 8·9*8·10  

8·(10+2)=8·10+…

   Они могут проговариваться или даваться в таблице. Например:

- найти разность чисел 100 и 9;

- найти значение выражения a и b, если a = 100, b = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

 из 100 - 9;

100 минус 9;

 уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность;
 найти разность чисел 100 и 9;
 уменьшить 100 на 9.

      Выражения таких упражнений могут включать различный  числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.     

  Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

В результате такой деятельности учитель может сразу проанализировать уровень знаний обучающихся и по ходу работы попытаться устранить пробелы в знаниях.

3) Решение уравнений        

   Прежде всего простейшие уравнения: х + 2 = 10 и более сложные:

 15 · х – 9 = 51

Уравнение можно предлагать в разных формах:

§  из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?

§  решение уравнения х · 8 = 72;

§  найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25

§  Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125.

Какое число задумал Николай?

     Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий. 

4) Решение задач

    Для устной работы предлагаются  простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

Например, Вини-Пух, Пятачок, Кролик и Кенга присели отдохнуть:

Кролик и Кенга – под высокими деревьями,

Пятачок и Кролик – не под хвойными деревьями.

Где отдыхал каждый персонаж?

5)Решение и составление задач на сложение и вычитание

В этой таблице указано, сколько может прожить дерево, если к нему бережно относиться.

Сосна

600 лет

Ель

1200 лет

Рябина

80 лет

Береза

250 лет

                                         

 Вопросы  по  таблице:

  1. Какое дерево дольше всех живет?
  2. Какое дерево живет меньше всех?
  3. На сколько лет дольше живет сосна, чем береза?
  4. На сколько лет меньше живет рябина, чем береза?
  5. Во сколько раз больше проживет ель, чем сосна?
  6. Во сколько раз меньше проживет сосна, чем ель?

         Затем можно продолжить по табличке, оперируя только числами

         (600, 1200, 80, 250).

  1. Разделите каждое из чисел на 10.
  2. Назовите числа, которые можно разделить на 100 без остатка.
  3. Посчитайте по 100 от первого числа до второго.
  4. Посчитайте по 10 от третьего числа, до четвертого.
  5. Посчитайте по 10 от четвертого числа, до третьего числа.
  6. Посчитайте по 50 от четвертого числа, до первого.
  7. Посчитайте по 50 от второго числа, до первого.
  8. Увеличьте первое число на 50.
  9. Уменьшите первое число на 100
  10. Увеличьте второе число на 1,10,100.

6) Работаю по таблицам

Устный счет №1

1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?

3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.

Какое число я задумала?

4.На сколько 18 меньше 36?

5.Сколько будет, если 9 разделить на 3?

6. - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.

Какое число я задумала?

8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25

9. Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см .

10. Мальчик прошел по дороге 7 км, а на велосипеде проехал 27 км.

Сколько всего километров прошел и проехал мальчик?

Устный счет №3

1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.

2.Переведи в см 2дм1см

3.Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?

4. От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?

5. На сколько 100 больше 25?

6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

7. Запиши число, в котором 9 десятков и 2 единицы;

8. Запиши число, которое при счете следует за числом 80.

9.Найди периметр квадрата со стороной 15 см.

10. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок?

Устный счет №2

1. На сколько 59 больше 32?

2. Назови самое большее двузначное число.

3. Найди произведение чисел 2 и 4.

4. Какое число надо увеличить на 58, чтобы получить 80?

5. Сколько ушей у трёх мышей?

6. Первое слагаемое 39, а второе на 17 больше. Чему равно второе слагаемое?

7. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

8. Если от 99 отнять задуманное мною число, то получится 37. Какое число я задумала?

9. Для школы привезли сначала 37 парт, потом еще 23 и еще осталось привезти 20 парт. Сколько парт должны были привезти для школы?

10. На лугу было 36 лошадей, коров на 27 больше. Сколько коров и лошадей было на лугу

Устный счет №4

1.Делимое 6, делитель 3. Найди частное

2. 9м2дм переведи в дм.

3. Первое число 15, а другое на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел?

4. Первое слагаемое 27, второе 19. Чему равна сумма?

5.Любит рыбку кот Василий,

Может съесть он в день 4.

Сколько съест он за 5 дней?

Посчитай-ка поскорей.

6. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

7.Из числа 40 вычти разность чисел 23 и 15.

8.Сколько будет 100 без 72?

9. Фермер посеял 39 гряд лука, а моркови на 17 гряд больше, огурцами засеял столько, сколько луком и морковью вместе. Сколько гряд было засеяно огурцами?

10.Найдите периметр четырехугольника со сторонами 12 и 13 см.

 

Второй вид задания можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “да” или “нет”.

Устный счет (Да или нет)

1. 18 больше 9 на 9?

2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4?

3. 69 меньше 96?

4. За числом 74 следует число 73?

5. 97 меньше 60 на 37?

6. Если к 51 прибавить 9, получится 60?

7. Разность чисел 78 и 30 равна 40?

8. 52 больше 30 на 22?

9.Если 24 разделить на 3, получиться 6?

10.В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является лишним?

Устный счет (да или нет)

1.Если число 27 разделить на 3, получится 8?

2.Если из 57 вычесть 29, получится 29?

3.Произведение чисел 6 и 9 равно 54?

4.Значение выражения 6х7 равно значению выражения 16+7?

5.Число 24 делится на 6?

6.Если к 57 прибавить 34, получится 92?

7.Числа 3,5,7,9 все нечетные?

8.Число18 делится на 2, но не делится на 4?

9.Частное чисел 36 и 9 равно 4?

10.Разность чисел 45 и 26 равна 18?

 

Третий тип заданий “Заполнение пропусковпроводится письменно.

Устный счет. Тест “Заполнение пропусков”

1. Значение произведения чисел 9 и 7 рано___

2. Число 9 меньше 54 в___ раз.

3.Если число 6 увеличить в 8 раз, получится ___.

4.Если число 24 разделить на ___, получится 8.

5.Частное чисел 81 и 9 равно ___.

6.Число 24 больше 6 в ___ раз

7.Число 45 больше 5 в ____ раз.

8.Число 56 больше 8 в ____ раз.

9. Произведение чисел 7 и 6 равно ___.

10.Если число 49 разделить на 7, получится ___.

Устный счет. Тест “Заполнение пропусков”

1.Произведение чисел 3 и 6 равно ______.

2.Если разность чисел 23 и 19 увеличит в 8 раз, получится _____.

3.Если число_____ умножить на 8, получится 40.

4.Если из 56 вычесть 37, получится ______.

5. 75 больше 25 на ______.

6.Частное чисел 42 и 6 равно ____.

7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68.

8.Если число _____ умножить на 7, получится 21.

9.Число _____ делится и на 3, и на 5.

10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____.

 

Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
а)…5,7,9,…;
б)…5,6,9,10,…;
 Даны ряды чисел. Необходимо заметить особенность составления каждого ряда и записать в нём 4 следующих числа:
а)6,9,12,15,18,21,…;
б)5,10,15,20,25,30,…;
 Обобщение. Назови  группу чисел одним словом.
 а)2,4,7,9,6;
б)12,18,25,33,48,57;
в)231,564,872,954.
4. Назвать группу предметов одним словом:
а) треугольник, квадрат, круг;
б) квадрат, прямоугольник, ромб.

7) Занимательные задачи в стихах

Решая задачи в стихах, учащиеся тренируют память, развивают логическое мышление, сопоставляют, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует формированию прочных вычислительных навыков. А также, что немало важно, поднимают ученикам настроение.

 Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
 

  Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Три  большие клеточки
В каждой по  четыре веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?


К трем зайчатам в час обеда

Прискакали два соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»

 

8) Задачи на смекалку

1. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?

2. В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире?

3. Мой приятель домой шел и 5 рублей нашел. Вдвоем пойдем сколько найдем?

 

9) Интерактивные  формы – тренажёры

     Предлагаемые игры серии «Устный счёт» являются отличным тренажёром для выработки навыков устного счёта у детей начальной школы, которые хотят научиться считать в уме быстро и без ошибок. Интерактивная форма подачи примеров, красочные и интересные задания понравятся ребёнку и превратят уроки устного счёта в увлекательную игру.    

        Насыщение уроков разнообразными  занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить  возможность самостоятельно решать возникающие задачи.
       Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.
 

Список литературы

1. Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990. – 3  – С.39-44

2. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //1992. –  №9. – С.15

3.Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001. –  № 1. –

4.Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //, 2001. – №1.  –  

5. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990. – №6. – С.44-46.

6. Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш., 1999. – №8. –

7.Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.,1999. – С.11-14.

8. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: Академия, 1998.

9. В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

10.  Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 1995.

11. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш., 1998. – №2. – С.34-38.

12. Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы 3кл.(1-3), 4кл.(1-4). М.: Просвещение, 2001.

 

 

 



«Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Автор: OLGA KLUSHKINA

Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В состав основных  видов УУД входят  познавательные универсальные действия, включающие  общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки. К познавательным УУД относятся:

ü   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

ü   формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

ü   использование различных способов поиска информации;

ü   использование знаково-символических средств;

ü   овладение навыками смыслового чтения;

ü   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и пр.;

ü   готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

Решение данной задачи можно успешно реализовать, используя интерактивные методы и приёмы обучения. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. 

Проектная деятельность как средство для развития исследовательских и творческих способностей учащихся

Автор: Алексеева Лариса Александровна

Проектная деятельность как средство для развития исследовательских и творческих способностей учащихся

Одной из целей ФГОС  является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно.

Перефразировав известное выражение, хочется сказать: «Школа – это праздник, который всегда с тобой». Но всегда ли школа-праздник и чего не хватает современной школе для праздника?

Конечно, проблемы есть, и они близки и понятны всем нашим педагогам. А основные из них следующие:

- невостребованность школьных знаний (согласно проведённому в России исследованию только 5% школьных знаний используются в дальнейшей практической взрослой жизни населения).

Возникает вопрос:

или мы не тому учим, или наши выпускники не могут применить знания на практике.

- возрастающая тенденция нежелания учиться,

-синдром профессионального сгорания учителя, когда педагог работает на грани своих возможностей, постоянно находясь в стрессовой ситуации, но в конечном итоге не получает желаемого результата и, наконец, разочаровывается в профессии.

-проблема сохранения и укрепления здоровья школьников.

Тогда

-как организовать обучение через желание?

-как активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний,

-как сделать так, чтобы учитель был удовлетворён результатами своего труда, получая радость от совместной деятельности с учениками, заряжался энергией для успешной работы?

Как сохранить и укрепить здоровье школьников?

Как найти ответы на эти непростые вопросы?

Всё это не может не волновать меня как учителя и заставляет искать выход из создавшейся ситуации. И я нашла для себя и своих учеников выход в проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920 году американским психологом и философом Дьюи, где он предполагал строить обучение на активной основе.

В России идеи проектного метода обучения возникли в 1905 году под руководством педагога Шацкого, который с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. Они были недостаточно продуманы, и в 1931 году метод проектов был запрещён.

Но шло время, и сейчас возникла реальная необходимость создать такие условия для обучения школьников, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности и подготовиться к жизни в конкурентном мире. Об этом сказано и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», на это нацеливают нас и новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, где в основу положен принцип системно-деятельностного подхода и где проектной деятельности, начиная уже с 1 класса, отводится большое внимание.

Метод проектов уже прочно вошёл в мою педагогическую деятельность. Чисто интуитивно я почувствовала значимость и перспективу этого метода, а в ходе работы над проектами убедилась, что я на правильном пути. А за методом проектов – будущее…

Сейчас у меня 3 класс, и мы с моими ребятами уже совместно работали над такими учебными проектами, как «Слово и его значение», «Сказки», «Сколько весит здоровье?» и другие. Ребята учились находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, работать со справочной литературой, работать в группах и индивидуально, знать и понимать научную терминологию

И я вижу привлекательность проектной деятельности в учебном процессе. У ребят развиваются новые учебные умения и навыки (конструирование, ориентация в информационном пространстве, любознательность, умение работать в коллективе) и, таким образом, решается проблема, о которой я говорила раньше: проблема невостребованности школьных знаний и применении их в жизни.

Проектная деятельность позволяет мне, как учителю, преодолеть тенденцию нежелания учиться. Наблюдая за деятельностью учеников на уроках, я вижу, что по-настоящему прочными становятся лишь знания, добытые ценой собственных усилий.

Я с удовольствием и радостью наблюдаю за тем, как постепенно, от проекта к проекту, развиваются и творческие способности учеников, развивается эрудиция и расширяется кругозор, и они могут свои знания применить при решении нестандартных ситуаций. Повышается их мотивация, они стремятся к познанию нового.

Я вижу, как у моих учеников появляется стремление и желание не просто учиться, а учиться лучше, чем раньше.

И мне снова здесь помогла совместная проектная деятельность с учащимися.

Так получилось, что большая часть учеников класса - лидеры.

С одной стороны это хорошо, а с другой стороны, я столкнулась с проблемой, когда эти ребята неохотно подчинялись другим, не могли смириться с тем, что нужно быть терпимым к мнению других, нужно учиться слушать и слышать. Как можно решить такую проблему?

И решению этой проблемы мне помогла проектная деятельность, ведь дети учились работать в группах, распределять роли, меняться обязанностями, учились договариваться. Я думаю, что организовать работу в группах проблематично даже с ребятами более старшего возраста, не говоря о начальных классах. Это трудно, а подчас даже очень трудно, но такая кропотливая работа даёт свои плоды, и от проекта к проекту ребята учатся работать в команде, что пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности.

А как же меняется позиция учителя?

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учеников. Изменилась и я как учитель, изменяется психологический климат в классном коллективе, так как мне приходится переориентировать свою деятельность на характер поиска, исследования, творчества. Появляется желание учить по-новому!

Возрастающий поток информации, усложнение учебных программ, широкое использование новых форм обучения, увеличивающих объём учебной нагрузки, создают ощутимое воздействие на организм ребёнка.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений является сохранение и укрепление здоровья школьников.

Здоровый ученик - хороший ученик.

Как же я, как учитель, могу сохранить и укрепить здоровье моих учеников? Я нашла выход в использовании проектного метода для здоровьесбережения учащихся.

Сначала это была серия уроков по проектной деятельности, затем, увидев первые положительные результаты, я решила не останавливаться на достигнутом, а идти дальше и создала образовательную программу по проектной деятельности «На страже здоровья!»

Когда я ознакомилась с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, то очень обрадовалась, поняв, что я на правильном пути, а за методом проектов – будущее.

Постепенно, шаг за шагом, используя проектный метод в работе, я думаю, что все вместе мы сможем решить проблемы, стоящие перед российской школой, и тогда школа действительно станет праздником, который всегда с тобой.

Закончить свои размышления я хочу словами великого Конфуция: «Три пути ведут к знанию:

путь размышлений - самый благородный,

путь подражания - самый лёгкий.

путь опыта - это самый горький!»

 

А у нас только один путь - идти по всем трём дорогам сразу. И всё-таки главным для себя я выбрала самый нелёгкий и горький путь-путь опыта!!!

Современный урок в начальной школе

Автор: Хомякова Лариса Анатольевна

Хомякова Лариса Анатольевна

Учитель начальных классов высшей категории, МАОУ «Начальная школа «Мультипарк»

город Пермь

                                «Современный урок в начальной школе».

 

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

 

На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество и взаимопонимание, атмосферу радости. 

Успех современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и тяжелый материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке.

Как я считаю, то современный урок должен быть, прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером и пользоваться Интернетом. Заниматься самообразованием. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных качеств учителя. Учитель и ученик - это единое целое.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

В нынешнее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности . Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог ;

-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. .

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.

В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Самое полное и верное по-нашему мнению определение предложенное В.А. Сластёниным: Урок - это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный .

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Выделяет три постулата современного урока:

«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

«Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

«Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

Урок - это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов [3]:

Требования к структуре говорят о необходимости:

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

Выбрать тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

Данный урок связать с предыдущими и последующими уроками;

Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

Обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;

Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;

Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;

Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Урок должен быть воспитывающим;

Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;

На уроке следует воспитывать любовь к природе;

Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;

В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д. .

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

 соблюдены нормы педагогической этики;

 темп урока оптимален для данного коллектива детей;

в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

соблюдены гигиенические условия учебного труда;

созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

 дидактическая задача урока решена.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

Виды УУД:

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Урок применения предметных ЗУНов и УУД.

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.

Контрольный урок.

Коррекционный урок.

Комбинированный урок.

Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

    Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Уже в первом классе мы начали выполнять простейшие проекты. Такие, например,« Осенний листопад», « Моя школа» ,« Моя семья», и другие.

Нетрадиционные виды уроков

1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»

2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»

3. Кино, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

6. Модульный урок

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI - век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Список литературы:

1.Н.Ю.Пахомова. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Москва,2003год.

2. Н.И.Запрудский. «Современные школьные технологии». Минск. «Сэр-Вит» 2003г.

3.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.

 

4.Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП». М. НИИ школьных технологий. 2005г.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Автор: Клочко Марина Николаевна

 «Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование», президентской инициативы «Новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.[6]

Современные технологии воспитания ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании положительных чувств успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:

-организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии;

-выполнение требований СанПиН;

-игровые оздоровительные технологии;

-веселые физминутки на уроках в начальной школе;

-работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках;

-дыхательная гимнастика;

-игровой массаж;

-формирование навыков здорового образа жизни;

-роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни;

- взаимосвязь показателей заболеваемости обучающихся с организацией их учебной деятельности; [3]

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

    Стиль общения учителя с обучающимися  также влияет на состояние здоровья. Учителям должен быть свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и  защищенности,  с удовольствием работает на уроке.

   Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, учителя классов, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

     Продумывают приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих обучающихся, стараются прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.[8]

    Думаю, что перегрузка обучающихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у обучающихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

    Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.  Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости обучающихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.[7]

     Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье.  Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

     Также  использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. Уроки     – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие. При  таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

    Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это,  не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

   Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

        В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

·                     упражнения по формированию осанки;

·                     укреплению зрения;

·                     укрепления мышц рук;

·                     отдых позвоночника;

·                     упражнения для ног;

·                     упражнения на ковре;

·                     релаксационные упражнения для мимики лица;

·                     потягивание;

·                     массаж области груди, лица, рук, ног;

·                     психогимнастика;

.  Можно проводить следующие физ. минутки:

- танцевально-ритмические. Проводят под популярную детскую мелодию с ритмическим стихотворением. Повышают эмоциональный настрой и способствуют развитию выразительности в движениях уч-ся.

-  Физкультурно-спортивные. Представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц.

-  Двигательно-речевые. Предполагают речевое сопровождение выполнения упр. Развивают творческие способности, способствуют развитию интереса того или иного учебного предмета.

-  Когнитивные. (Познавательные). Способствуют развитию познавательных процессов. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы  за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.  Очень важно проводить со школьниками зрительную гимнастику, т.к. существенно увеличивается нагрузка на глаза не только при чтении и письме, но и при работе с компьютером. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Предлагаемая гимнастика для глаз  улучшает кровоснабжение, повышает эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, корректирует дефекты зрения

Упражнение 1.Крепко закрыть глаза на 3 – 5 секунд. Потом открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторит 6—8 раз.

Упражнение 2. Быстрое моргание 1 – 2 минуты.

Упражнение 3. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 4. Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону. Отвести взгляд в левую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение 5.Смотреть прямо вдаль 1 минуту.[3]

    Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят: зарядка,  динамические паузы, прогулки и игры  на свежем воздухе.

Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.     Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

    Например, для уроков русского языка я тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе. Таким  образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни

         Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. На родительских собраниях, я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей.  Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.   Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

       Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволила по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. Но, несмотря на это, необходимо ежегодно проводить диагностику состояния здоровья обучающихся и прослеживать динамику изменений, систематически осуществлять мониторинг.  

   Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциальногоповедения[9].

Список литературы:

1.                Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

2.                Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

3.                Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

4.                Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5.                Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

6.                Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

7.                Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

8.                Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

9.                http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

 

 

 

 

 

Проектная работа

Автор: Басирова Фидалия Агелиевна

Проектная работа 

Развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников

Автор: Низамутдинова Гульсина Габдулкадировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к  сложному.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

       В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики и сенсорики.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма, и формируется художественный вкус

 

Хотелось бы остановиться на каждом возрастном  этапе  поподробнее, итак

1-2 года

Возраст 1-2 года – один из важнейших этапов развития.

В этот период ребенку важно не только слышать речь других людей, но и развивать мелкую моторику руки. Ведь мозговые центры, отвечающие за речевые и двигательные навыки, расположены рядом. Поэтому так важны пальчиковые игры и игрушки, стимулирующие выполнение мелких и точных движений, дающие богатые сенсорные ощущения.

При правильном сенсорном развитии в этом возрасте  ребенок сможет:

  • нанизывать на стержень пирамидки в 4-5 колец (от большого к маленькому);
  • соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с отверстиями подобной формы.
  • Игры: «Подбери по цвету», «Прокати шарик»

2 – 3 года

важный и сложный период в развитии ребенка. Развитие мелкой моторики остается наиболее важной задачей. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует от него использования точных, скоординированных движений его пальчиков. Это связано с тем, что малыш учится выполнять множество ранее не доступных ему действий: одеваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Поэтому в возрасте 2 - 3 года сенсорное воспитание ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах разных предметов. Накапливая знания об их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве, ребенок получает не только полезные навыки, но и бесценные знания об окружающем мире. Так сенсорное развитие становится основой развития интеллекта.

При правильном сенсорном развитии в этом возрасте ребенок сможет:

  • выполнять руками самые разнообразные действия (открывать и закрывать, класть и вынимать, заворачивать и разворачивать, складывать и разбирать на части и т.д.);
  • подбирать предметы по форме, цвету, размеру.
  • знать и правильно использовать разнообразные строительные детали (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр и др.);
  • подбирать для этих игр дополнительные сюжетные игрушки в соответствии с размерами построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.д.);
  • обращаться с самыми простыми пластмассовыми и мягкими конструкторами.

3 – 4 года период очень сложный и интересный

Мелкая моторика рук остается одним из важнейших направлений в развитии малыша. Она активно воздействует на такие свойства сознания, как внимание, мышление, координация движений, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В возрасте 3 - 4 лет ведущая задача в сенсорном воспитании детей - закрепить знания об общепринятых сенсорных эталонах (цвет, форма, размер) и научиться точным и скоординированным движениям.

При правильном сенсорном развитии   ребенок сможет:

  • распределять самые разные предметы по группам на основании их сенсорного изучения и по образцу сенсорного эталона (цвет, форма, размер и т.д.);
  • строить логические цепочки предметов от большего к меньшему и наоборот, от короткого до самого длинного и т.д.

В возрасте 3 - 4 лет   ребенок готов в полной мере знакомиться с миром конструкторов и мозаики.  В процессе игры с конструкторами у ребенка совершенствуются конструктивные умения. Кроме этого работа с небольшими деталями благотворно влияет на мелкую моторику и координацию, сборка различных деталей в единое целое развивает у детей пространственное мышление, креативность, фантазию, воображение. А также завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам, задания на развитие мускулатуры пальцев рук: подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на шнурок по величине и цвету.

4 – 5 лет

Возраст 4 - 5 лет - наиболее важный этап в формировании систематических знаний. 

В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать связь «глаз-рука». Сенсомоторное воспитание в этот период подразумевает совершенствование органов чувств, восприятия, систематизацию представлений об окружающем мире. 

В средним возрасте идёт усложнение, добавляются игры с крупами, пуговицами, цветными скрепками, счетными палочками, семенами, закручивание и раскручивание крышек по цвету,  аппликация из мелко нарезанных ниток,  сминание бумаги в мелкие комочки, раскрашивание.  Используется пальчиковая гимнастика сопровождающаяся песенками, потешками, стишками. Широко используется экспериментальная деятельность: переливание воды разными способами: с помощью ложки, губки.   Игры с песком сырым и сухим. Аппликация из мелко оборванной бумаги.     

 Ребенок может:

  • соотносить и подбирать предметы по форме, цвету, размеру;
  •   работать обеими руками несинхронно;
  • укрепить пальцы и всю кисть руки, что очень важно для последующего формирования навыка письма;
  • выполнять сложносогласованные движения - попадать в цель, набрасывать и т.д.

Старший дошкольный возраст

5 – 7 лет

В этом возрасте для ребенка важно развивать и совершенствовать умение играть, придумывая, обсуждая и соблюдая правила. Кроме того, это отличный способ для развития творческих способностей ребенка. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).

Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

Теневой, пальчиковый театр.

Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой»и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).

Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

Конструирование и работа с мозаикой, пазлами, смешивание просеивание и разбор круп, игры с водой и песком, игры с прищепками, массаж кистей рук, работа на магнитных досках с буквами и цифрами, тестопластика.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Мышление, внимание, связная речь.

В этом возрасте:

  • У ребёнка развит сенсомоторный интеллект, он умеет выполнять сложносогласованные движения, устанавливать равновесие;
  • Укрепляются  пальцы и   кисть руки;

 

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 

 

 

 

 

 

 

Медико-социальные проблемы заболеваемости

Автор: Оленина Татьяна Анатольевна

Медико-социальные проблемы заболеваемости населения.

Заболеваемость населения является важной составляющей комплексной оценки состояния здоровья населения. Анализ заболеваемости необходим для правильного планирования и прогнозирования развития сети учреждений здравоохранения, оценки потребности населения в различных видах медицинской помощи.

Учет заболеваемости ведётся практически всеми медицинскими учреждениями. Основными источниками получения информации о заболеваемости населения являются : данные, полученные в результате обращений пациентов за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения, данные медицинских осмотров и данные о причинах смертности населения.

Основными первичными учетными документами для регистрации заболеваний по обращаемости являются: «Медицинская карта амбулаторного больного» ф. 025/у-04, «Талон амбулаторного пациента» ф. 025-12/у-04, «Статистическая карта выбывшего из стационара» ф. 066/у-02, «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку»  ф.058/у, «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитиии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания»   ф. 089/у, «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования» ф. 090/у.

Для объективной оценки здоровья населения недостаточно использовать только данные по обращаемости за медицинской помощью. Это связано, во-первых, с субъективным отношением пациента к своему заболеванию (часть населения, имея какие-то жалобы, не обращается в учреждение здравоохранения); во-вторых, с разным уровнем качества и доступности медицинской помощи; в-третьих, с ошибками статистического учета заболеваемости (как недостаточный учет заболеваемости, так и излишний учёт, когда один и тот же диагноз шифруется специалистами по-разному и пациент дважды учитывается по одному и тому же диагнозу. Поэтому для более полной характеристики общественного здоровья показатели заболеваемости по данным обращаемости нужно уточнять и дополнять.  Для этого используют данные о заболеваемости населения, полученные при медицинских осмотрах. Для регистрации этого вида заболеваемости служат «Медицинская карта амбулаторного больного» ф. 025/у-04, «Контрольная карта диспансерного наблюдения» ф. 030/у.  

Кроме того, должны регистрироваться заболевания, которые привели к гибели больного, но не явились причиной обращения в лечебно-профилактические учреждения при жизни. Эти случаи регистрируются при патолого-анатомических исследованиях, данные отражаются в «Медицинском свидетельстве о смерти», ф. 106/у-08.

Заболеваемость по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров и по данным о причинах смерти составляет полную картину о заболеваемости населения и отражается в показателе исчерпанной (истинной) заболеваемости. Этот показатель отсутствует в государственной статистике, его рассчитывают, проводя специальные исследования.

На практике для статистического анализа заболеваемости населения применяют такие показатели, как:

- показатель первичной заболеваемости,

- показатель общей заболеваемости (болезненность, распространенность),

- показатель структуры заболеваемости.

В последнее десятилетие в  целом по Российской Федерации отмечается рост заболеваемости, с 2003 по 2013 г. темп прироста составил 15%. Рост заболеваемости не должен однозначно рассматриваться как отрицательное явление, поскольку отчасти объясняется доступностью медицинской помощи, диспансеризацией, улучшением диагностики.

В структуре общей заболеваемости всего населения в 2013 году на первом месте стоят болезни органов дыхания (24,2 %), на втором – болезни системы кровообращения (14,2%), на третьем – болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,3%)

 

У взрослого населения (18 лет и старше) на первом месте – болезни системы кровообращения (19,1%), на втором – болезни органов дыхания (14,2%), на третьем - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (9,8%).

конспект НОД

Автор: Савушкина Светлана Геннадьевна

Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Пожалуйста, подождите.
x