Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Адаптация дошкольников | Домарева Светлана Александровна. Работа №239968

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Домарева Светлана Александровна
В статье описан опыт воспитателя. В нем отражены собственные наработки, состоящие из элементов школ классических педагогов (в том числе Марии Монтессори). Материал из стратьи может быть использован в работе начинающих педагогов.

Адаптация дошкольников

Домарева Светлана Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91» (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 91»)

воспитатель

Детский сад, новый период в жизни ребенка: первый опыт коллективного общения, новая обстановка, незнакомые люди.

Не все дети сразу и без проблем принимают изменения и новую ситуацию.

Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а также с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой.

Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травы.

При этом, чувство тревоги испытывают и родители, интуитивно чувствуя дискомфорт ребенка.

Адаптацию к измененным условиям переживают, и сами воспитатели при контактах и общении с вновь поступившими детьми и их родителями, родственниками, опекунами.

Исходя из вышесказанного, работа педагога во время адаптационного периода планируется по нескольким направлениям:

Все это можно объединить в понятие «Создание условий для успешной адаптации».

Работа по адаптации проходит в нескольких направлениях: с детьми, их родителями (опекунами), актуализация собственных знаний, поэтому первоначально я прочитываю вновь методическую литературу, содержащую сведения о возрастных (в т.ч. психических и физических) особенностях детей; формах, методах и приемах работы с детьми.

Что читаю? ФГОС ДО. ОП.

Перед началом работы непосредственно с детьми, обычно знакомимся с их родителями: обзваниваем их, знакомимся, беседуем.

Главная задача: создать уютную атмосферу.

Для этого использую:

1) - спокойная речь

- уверенное и доброжелательное поведение

- спокойно и без раздражения стараюсь их консультировать по организационным вопросам

- при беседах больше стараюсь слушать, при необходимости повторить информацию

- помечаю (фиксирую) полученные сведения.

2) стараюсь дать полную информацию по организации образовательного процесса (чем их ребенок будет занят в первое время, что нужно для организации быта и пребывания малыша), особенностях периода адаптации

3) провожая ребенка домой обязательно рассказываю, как ребеночек себя чувствовал, что кушал, что было ему еще трудно сделать (в рамках установленной образовательной деятельности), с кем контактировал, что получалось сделать хорошо.

4) предлагаю ввести в режим дня ребенка дома дневной сон и питание, приближенное к детсадовскому

5) рассказываю, что лучше не пропускать без весомой причины посещение детского сада

6) необходимо проявлять заботу и терпение к ребенку в этот период, не игнорировать

7) можно принести любимую игрушку

8) можно оставить вещь родителя и сказать, что он обязательно за ней придет.

Это первый обзвон и беседы уже при непосредственной встрече.

На родительских собраниях сначала провожу экскурсию по группе, показываю игрушки, рассказываю, чем будут заняты их дети на протяжении всего дня. Стараюсь дать наиболее полную и подробную информацию об организации жизнедеятельности группы и детского сада (режим, развивающая деятельность, безопасность, питание, сон, одежда, порядок одевания/раздевания; кратко о содержании образовательной деятельности (то есть возрастные особенности и чего ожидаем в конце возрастного периода), ООД, ОД в РМ дополнительная образовательная среда детского сада). Рассказываю где получить интересующую их информацию.

При знакомстве на родительском собрании использую следующие приемы приёмы:

У каждого есть свои страхи и опасения. Их порой очень трудно высказать. Предлагаем в течение нескольких минут записать их на бумаге и сложить в наш волшебный мешочек.

1) Садимся в круг лицом друг к другу. Воспитатель: - Мы все – родители! Мы в ответе за своих детей, поэтому стараемся их воспитывать. Что-то получается, что-то нет. Я предлагаю вам сказать в одном предложении: «Я хороший родитель, потому что …».

2) Далее. Воспитатель: - У нас с …(напарницей) в группе есть помощник – (любая мягкая на ощупь игрушка, ранее используемая в адаптации с детьми). Ему очень интересно чего же мы все ожидаем от детского сада (игрушка передаётся из рук в руки, а родители рассказывают, чего они хотят, воспитатели тоже высказывают свои пожелания).

3) Форма работы: диспут или дискуссии (используется с целью выработки единого мнения в решении спорных вопросов).

Технология: родители делятся на 2 команды. Воспитатель оглашает проблему (участвовать или не участвовать в субботниках, режим дня нужен в детском саду, конкурсы поделок детей в детском саду и школе не нужны, наказывать ребенка нужно). Одна команда подтверждает, а другая опровергает предложенное утверждение (предварительное совещание, выбор выступающего и 3 довода). В процессе высказываний воспитатель пишет на доске мнение в 1 главное слово и в итоге обсуждается на сколько убедителен был тот или иной довод. Итог подводит воспитатель (можно предложить родителю).

Вариант: Можно предложить на втором этапе замену отстаиваемой точки зрения на противоположную (важно, чтобы аргументы не повторялись).

Форма: Круглый стол.

Тема: методы и приёмы семейного воспитания.

Кроме того:

- информационные стенды, организация уголка для родителей по обмену опытом семейного воспитания (уголок для книг, журналов и интересных статей по вопросам и проблемам воспитания и образования детей);

- подсказываю какими словами можно прощаться с ребёнком (н-р, «Мне нужно на работу, поэтому ты должен побыть в детском саду. Это твоя работа, как и у меня. А вечером, я тебя заберу. );

- если есть необходимость помогаю прощаться (говорю, что не следует убегать молча, потому что ребенок может подумать, что его бросили, начать сально тревожиться и отказываться идти в детский сад): «Мама уходит, но обязательно за тобой вернётся».

Работа с родителями – это очень важный этап адаптации и облегчения дальнейшей работы педагога.

В работе с детьми так же использую различные приёмы, на пример:

- предварительно в присутствии ребёнка устанавливаю контакт с родителем, разговариваю, интересуюсь есть ли у ребёнка друзья, прошу самого рассказать;

- использую игрушку для встречи детей;

- элементы телесной терапии (касание руки, погладить по головке – если так делают родители);

- предлагаю прийти пораньше, когда детишек ещё мало и вместе с родителем пройти по группе, ознакомиться с ней, с новыми игрушками, помогаю и учу играть;

- предлагаю детям помочь и показать игрушки в группе и рассказать, как нужно играть вновь прибывшим детям;

- переключаю внимание на новую игрушку или деятельность;

- можно начать знакомство с детским садом во время прогулок в присутствии родителя (в адаптационный период);

- читаю книжки;

- разучиваю песенки;

- веду наблюдение, разговариваю, интересуюсь, предлагаю что-то свое придумать, как хочется ребенку;

- прогулки по участку детского сада и по территории здания (если есть для этого разрешение администрации);

- утром можно использовать круг Монтессори.

Дети садятся на стульчики или на ковер лицом друг к другу. Воспитатель держит игрушку (потом использую в работе с родителями на род. собр.) и говорит: - У меня есть помощник, его зовут () . Как его зовут? () И он очень хочет с вами познакомиться… (дети передают игрушку и называют свои имена). Он ещё маленький и ему трудно сразу запомнить всех, ребята. Давайте для () ещё раз по очереди представимся. (Меня, зовут ()). Мы теперь знаем кого как зовут, давайте поздороваемся друг с другом, но сначала придумаем как мы будет здороваться (варианты, предложения, итог: жест и приветствие). Начинает воспитатель: «Здравствуй, Ваня». (Варианты: передаем друг другу из ладошек в ладошки лёгкое пёрышко, произнося приветствие; либо резиновый релаксационный мячик).

В дальнейшем этот прием можно использовать 1 раз в неделю (в понедельник), где после приветствия друг друга дети поочередно рассказывают где были на выходных? что делали? про свою любимую игрушку, животное, лакомство и прочее.

Важно!!! Мы предлагаем присоединиться, но не заставляем…

- искра дружбы (в кругу, держась за руки)

-больше подвижных игр на улице и мягкий контроль с целью помощи во взаимодействии со сверстниками; упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, отдых на ковре, упражнения тишины (в кругу Монтессори),

- можно подобрать мягкую релаксирующую музыку.

- игры на концентрацию внимания «елочки-пенечки»,

Кроме того, в адаптационный период в индивидуальной работе закладываю навыки единой последовательности одевания (в согласовании с родителями), правильности мытья рук, обще-групповые традиции (мы разуваемся на ковре – ворс массирует ноги, каждый играет только одной игрушкой, и убирает ее сам на прежнее место).

Как себя успокоить:

Дети плачут, потому что эмоционально привязаны к родителям. Примаю это как данность и стараюсь не раздражаться на крик и плачь. Даю и ребенку и маме время успокоится и прийти в себя, после этого использую какой-либо из приемов (объяснение или мама в группе с малышом). Мама радуется, когда при рождении ребёнок заплакал, он живет, а ведь для ребёнка это стресс. Так и в этом случае. Страдания ребенка в разлуке с мамой создают важные условия для развития адаптивных процессов, речи, мышления. Постепенно у него появляются способности справляться с разлукой.

Другое дело, если ребенок плачет постоянно. 15 минут. Дальше уже не жду, а звоню родителям, но только так, чтобы ребенок не слышал.

 

Список использованной литераруры:

Ильгова, С.Н. Передовой педагогический опыт на тему: «Адаптация дошкольника к условиям детского сада» / С.Н.Ильгова. – Симферополь. – 2015. – 60 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×