Адаптация дошкольников | Домарева Светлана Александровна. Работа №239968
Автор: Домарева Светлана Александровна
В статье описан опыт воспитателя. В нем отражены собственные наработки, состоящие из элементов школ классических педагогов (в том числе Марии Монтессори). Материал из стратьи может быть использован в работе начинающих педагогов.
Адаптация дошкольников
Домарева Светлана Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91» (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 91»)
воспитатель
Детский сад, новый период в жизни ребенка: первый опыт коллективного общения, новая обстановка, незнакомые люди.
Не все дети сразу и без проблем принимают изменения и новую ситуацию.
Отрыв от дома и близких людей, встреча с новыми незнакомыми взрослыми, а также с другими детьми, могут стать для ребенка серьезной психической травмой.
Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, без травы.
При этом, чувство тревоги испытывают и родители, интуитивно чувствуя дискомфорт ребенка.
Адаптацию к измененным условиям переживают, и сами воспитатели при контактах и общении с вновь поступившими детьми и их родителями, родственниками, опекунами.
Исходя из вышесказанного, работа педагога во время адаптационного периода планируется по нескольким направлениям:
Все это можно объединить в понятие «Создание условий для успешной адаптации».
Работа по адаптации проходит в нескольких направлениях: с детьми, их родителями (опекунами), актуализация собственных знаний, поэтому первоначально я прочитываю вновь методическую литературу, содержащую сведения о возрастных (в т.ч. психических и физических) особенностях детей; формах, методах и приемах работы с детьми.
Что читаю? ФГОС ДО. ОП.
Перед началом работы непосредственно с детьми, обычно знакомимся с их родителями: обзваниваем их, знакомимся, беседуем.
Главная задача: создать уютную атмосферу.
Для этого использую:
1) - спокойная речь
- уверенное и доброжелательное поведение
- спокойно и без раздражения стараюсь их консультировать по организационным вопросам
- при беседах больше стараюсь слушать, при необходимости повторить информацию
- помечаю (фиксирую) полученные сведения.
2) стараюсь дать полную информацию по организации образовательного процесса (чем их ребенок будет занят в первое время, что нужно для организации быта и пребывания малыша), особенностях периода адаптации
3) провожая ребенка домой обязательно рассказываю, как ребеночек себя чувствовал, что кушал, что было ему еще трудно сделать (в рамках установленной образовательной деятельности), с кем контактировал, что получалось сделать хорошо.
4) предлагаю ввести в режим дня ребенка дома дневной сон и питание, приближенное к детсадовскому
5) рассказываю, что лучше не пропускать без весомой причины посещение детского сада
6) необходимо проявлять заботу и терпение к ребенку в этот период, не игнорировать
7) можно принести любимую игрушку
8) можно оставить вещь родителя и сказать, что он обязательно за ней придет.
Это первый обзвон и беседы уже при непосредственной встрече.
На родительских собраниях сначала провожу экскурсию по группе, показываю игрушки, рассказываю, чем будут заняты их дети на протяжении всего дня. Стараюсь дать наиболее полную и подробную информацию об организации жизнедеятельности группы и детского сада (режим, развивающая деятельность, безопасность, питание, сон, одежда, порядок одевания/раздевания; кратко о содержании образовательной деятельности (то есть возрастные особенности и чего ожидаем в конце возрастного периода), ООД, ОД в РМ дополнительная образовательная среда детского сада). Рассказываю где получить интересующую их информацию.
При знакомстве на родительском собрании использую следующие приемы приёмы:
У каждого есть свои страхи и опасения. Их порой очень трудно высказать. Предлагаем в течение нескольких минут записать их на бумаге и сложить в наш волшебный мешочек.
1) Садимся в круг лицом друг к другу. Воспитатель: - Мы все – родители! Мы в ответе за своих детей, поэтому стараемся их воспитывать. Что-то получается, что-то нет. Я предлагаю вам сказать в одном предложении: «Я хороший родитель, потому что …».
2) Далее. Воспитатель: - У нас с …(напарницей) в группе есть помощник – (любая мягкая на ощупь игрушка, ранее используемая в адаптации с детьми). Ему очень интересно чего же мы все ожидаем от детского сада (игрушка передаётся из рук в руки, а родители рассказывают, чего они хотят, воспитатели тоже высказывают свои пожелания).
3) Форма работы: диспут или дискуссии (используется с целью выработки единого мнения в решении спорных вопросов).
Технология: родители делятся на 2 команды. Воспитатель оглашает проблему (участвовать или не участвовать в субботниках, режим дня нужен в детском саду, конкурсы поделок детей в детском саду и школе не нужны, наказывать ребенка нужно). Одна команда подтверждает, а другая опровергает предложенное утверждение (предварительное совещание, выбор выступающего и 3 довода). В процессе высказываний воспитатель пишет на доске мнение в 1 главное слово и в итоге обсуждается на сколько убедителен был тот или иной довод. Итог подводит воспитатель (можно предложить родителю).
Вариант: Можно предложить на втором этапе замену отстаиваемой точки зрения на противоположную (важно, чтобы аргументы не повторялись).
Форма: Круглый стол.
Тема: методы и приёмы семейного воспитания.
Кроме того:
- информационные стенды, организация уголка для родителей по обмену опытом семейного воспитания (уголок для книг, журналов и интересных статей по вопросам и проблемам воспитания и образования детей);
- подсказываю какими словами можно прощаться с ребёнком (н-р, «Мне нужно на работу, поэтому ты должен побыть в детском саду. Это твоя работа, как и у меня. А вечером, я тебя заберу. );
- если есть необходимость помогаю прощаться (говорю, что не следует убегать молча, потому что ребенок может подумать, что его бросили, начать сально тревожиться и отказываться идти в детский сад): «Мама уходит, но обязательно за тобой вернётся».
Работа с родителями – это очень важный этап адаптации и облегчения дальнейшей работы педагога.
В работе с детьми так же использую различные приёмы, на пример:
- предварительно в присутствии ребёнка устанавливаю контакт с родителем, разговариваю, интересуюсь есть ли у ребёнка друзья, прошу самого рассказать;
- использую игрушку для встречи детей;
- элементы телесной терапии (касание руки, погладить по головке – если так делают родители);
- предлагаю прийти пораньше, когда детишек ещё мало и вместе с родителем пройти по группе, ознакомиться с ней, с новыми игрушками, помогаю и учу играть;
- предлагаю детям помочь и показать игрушки в группе и рассказать, как нужно играть вновь прибывшим детям;
- переключаю внимание на новую игрушку или деятельность;
- можно начать знакомство с детским садом во время прогулок в присутствии родителя (в адаптационный период);
- читаю книжки;
- разучиваю песенки;
- веду наблюдение, разговариваю, интересуюсь, предлагаю что-то свое придумать, как хочется ребенку;
- прогулки по участку детского сада и по территории здания (если есть для этого разрешение администрации);
- утром можно использовать круг Монтессори.
Дети садятся на стульчики или на ковер лицом друг к другу. Воспитатель держит игрушку (потом использую в работе с родителями на род. собр.) и говорит: - У меня есть помощник, его зовут (…) . Как его зовут? (…) И он очень хочет с вами познакомиться… (дети передают игрушку и называют свои имена). Он ещё маленький и ему трудно сразу запомнить всех, ребята. Давайте для (…) ещё раз по очереди представимся. (Меня, зовут (…)). Мы теперь знаем кого как зовут, давайте поздороваемся друг с другом, но сначала придумаем как мы будет здороваться (варианты, предложения, итог: жест и приветствие). Начинает воспитатель: «Здравствуй, Ваня». (Варианты: передаем друг другу из ладошек в ладошки лёгкое пёрышко, произнося приветствие; либо резиновый релаксационный мячик).
В дальнейшем этот прием можно использовать 1 раз в неделю (в понедельник), где после приветствия друг друга дети поочередно рассказывают где были на выходных? что делали? про свою любимую игрушку, животное, лакомство и прочее.
Важно!!! Мы предлагаем присоединиться, но не заставляем…
- искра дружбы (в кругу, держась за руки)
-больше подвижных игр на улице и мягкий контроль с целью помощи во взаимодействии со сверстниками; упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, отдых на ковре, упражнения тишины (в кругу Монтессори),
- можно подобрать мягкую релаксирующую музыку.
- игры на концентрацию внимания «елочки-пенечки»,
Кроме того, в адаптационный период в индивидуальной работе закладываю навыки единой последовательности одевания (в согласовании с родителями), правильности мытья рук, обще-групповые традиции (мы разуваемся на ковре – ворс массирует ноги, каждый играет только одной игрушкой, и убирает ее сам на прежнее место).
Как себя успокоить:
Дети плачут, потому что эмоционально привязаны к родителям. Примаю это как данность и стараюсь не раздражаться на крик и плачь. Даю и ребенку и маме время успокоится и прийти в себя, после этого использую какой-либо из приемов (объяснение или мама в группе с малышом). Мама радуется, когда при рождении ребёнок заплакал, он живет, а ведь для ребёнка это стресс. Так и в этом случае. Страдания ребенка в разлуке с мамой создают важные условия для развития адаптивных процессов, речи, мышления. Постепенно у него появляются способности справляться с разлукой.
Другое дело, если ребенок плачет постоянно. 15 минут. Дальше уже не жду, а звоню родителям, но только так, чтобы ребенок не слышал.
Список использованной литераруры:
Ильгова, С.Н. Передовой педагогический опыт на тему: «Адаптация дошкольника к условиям детского сада» / С.Н.Ильгова. – Симферополь. – 2015. – 60 с.