Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Адаптация первоклассников к обучению в школе | Фалькина Галина Ивановна. Работа №206696

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Фалькина Галина Ивановна
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в школе.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 3 им. А.С. Макаренко
городского округа город Фролово
Адаптация первоклассников к обучению
в школе
подготовила
учитель начальных классов
Фалькина Галина Ивановна
Фролово 2018 год
Адаптация первоклассников к обучению в школе
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в школе.
Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объема только к концу первого года обучения. Да и облекать их следует в форму просьб или пожеланий учителя, а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицание или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, легкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры. Разумеется, и к их несоблюдению нужно относиться как к несоблюдению правил игры, т. е. просто повторить еще раз.
Примеры использования игр:
Паутина.
Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе весёлого и приятного общения друг с другом и в ходе весёлого и приятного общения занять своё место в коллективе. Поэтому её хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим “Паутина” - прекрасный опыт для прочувствования сплочённости группы.
Материалы. (Клубок ниток.)
Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам своё имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь захочет рассказать о своей игрушке, о том, что лучше всего у него получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе….(Возьмите клубок в руки и начните игру сами.)
Меня зовут Галина Ивановна, и я очень люблю кошек….(Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив)
Таким образом, клубок передаётся дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всём, что может способствовать групповой сплочённости. Спросите их: “ Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?” После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребёнок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернётся к вам обратно.
Здравствуй.
Дети встают в круг. Выбирают водящего. Он выходит из круга, выбирает любого игрока, кладет ему на плечо руку и произносит Здравствуй. После этого водящий и выбранный ребенок должны обежать круг детей, вернуться и постараться занять свободное место в круге. Кто остается – тот становится водящим.
Браво
Эта игра способствует сплочению группы. Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создаётся атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения. Повторяйте эту игру периодически, предлагая всякий раз трём-пяти ученикам насладиться всеобщим восхищением.
Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисменты.
Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.
Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?
В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать ещё сильнее.
Школьники-дошкольникиПредставьте, как сидит школьник. Представьте, как дошкольник. Представьте, как ходит школьник. Представьте, как дошкольник. Походите, как школьник, посидите, как дошкольник. Когда я хлопну один раз, вы должны сидеть как школьники, а когда два раза – как дошкольники. Изобразите школьника или дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно вы изобразили.
Классные прятки.
Игра происходит в классе (в кабинете). Дети выбирают водящего. Он выходит к доске и отворачивается от всего класса, в это время дети пытаются спрятаться – кто, где сможет (под партой, под стулом, за шторкой и т.д.). Водящий, досчитав до 10, поворачивается к классу. И не сходя со своего места, пытается отыскать участников игры. Самое главное: он должен назвать имя любого участника и описать словами, где тот спрятался. (Например: Миша спрятался под третьей партой во втором ряду).
Фоторяд.
С помощью предлагаемой игры вы можете способствовать ещё большему развитию у учеников вашего класса чувства принадлежности к группе. Тем самым вы создаёте в классе атмосферу, близкую к семейной, и показываете детям, что они очень важны для вас.
Делайте раз в четверть или, что ещё лучше, раз в месяц фотоснимок (желательно не парадный, а “живой”) каждого из учеников и приклеивайте все фотографии к листу ватмана. Эта коллекция поможет создать семейную атмосферу в вашем классном кабинете. Для многих детей это будет их единственной фотографией за определённый период времени. Когда вы сделаете новый снимок, старый можно снять с ватмана и подарить ребёнку.
Эстафета. Учащиеся должны вставать друг за другом следующим образом: как только сел предыдущий – встаёт следующий. Порядок вставания можно варьировать – по рядам, от парты к парте, змейкой, по алфавиту и т. п. Главное в игре – не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. В противном случае учитель ост Напёрсток.
Это очень простая игра развивает наблюдательность детей, а также предоставляет всему классу прекрасную возможность прийти в состояние покоя и сосредоточенности. Проведите эту игру два или три раза.
Материалы. Один напёрсток.
В классе спрятан напёрсток, который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы, залезать под парты, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдёт напёрсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намёками. Он просто должен сесть на своё место и наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдёт напёрсток, в следующий раз прячет его.
Вставание можно заменить передачей хлопков в ладоши.
Встать по пальцам. Учитель показывает детям руку (или обе руки), на которой отогнуты несколько пальцев, начинает счет (начинать рекомендуется с пятнадцати). Из детей, находящихся в помещении, в конце счета должны остаться стоять столько детей, сколько учитель показывает пальцев. Основным условием игры – будет полная тишина при решении вопроса, кто из учеников остается стоять. При общении разрешается пользоваться глазами, мимикой, жестами при полной тишине.
Слон – пальма – скунс.Все встают в круг. Водящий – в центре. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого водящий укажет, остановившись и назвав слово (или слон, или пальма, или скунс), будет ведущим игроком, а его сосед справа и слева – помощники. Если будет сказано слово слон- ведущий игрок изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изображают уши. Если буде сказано слово пальма - ведущий игрок изображает ствол, а помощники изображают ветви. Если будет сказано слово скунс - ведущий игрок приседает, изображая маленького зверька, а помощники отворачиваются, зажав носы.
Вариант той же игры – играТри – четыре – пять.Ведущий игрок(тот на кого укажет водящий) делает шаг вперед и поднимает пальцы. Стоящие справа и слева должны показать предыдущее и последующие числа на пальцах.
Спасибо за прекрасный день.
Это дружеский ритуал завершения очередного учебного дня, окончания классной экскурсии, завершения последнего урока перед каникулами. Кроме того, этот ритуал развивает в детях важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей,- умение ярко и выражено благодарить.
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за приятный день!” Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берёт за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает её и говорит: “Спасибо за приятный день!” Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний ребёнок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.
Если представится соответствующая возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.
Ученик дня.
Эта игра может стать одним из важнейших событий учебного дня, потому что "ученик дня" получает признание и дружескую поддержку всего класса. С другой стороны, все остальные ученики имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь. Сильная концентрация на положительных моментах в межчеловеческих отношениях помогает всем участникам игры развить в себе чувство самоуважения. Попробуйте проводить эту игру эту игру ежедневно в течение длительного периода времени, лучше всего в конце каждого учебного дня. Пусть у каждого ребенка появится возможность хотя бы раз побыть "учеником дня". Для этого упражнения важно, чтобы между детьми уже установились хорошие доверительные отношения.
В конце сегодняшнего учебного дня я хочу вас пригласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется "Ученик дня". Пожалуйста, встаньте в круг... Сейчас я объясню вам, как нужно играть в эту игру. Я хотела бы, чтобы сегодня ученицей дня была назначена Маша. (В первый раз выберите ученика или ученицу, которая имеет достаточно бесспорное положение среди одноклассников, чтобы детям было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений.)
Маша, встань, пожалуйста, в центр круга. Остальные пусть обступят Машу как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать Машу с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до Маши будет не меньше 20 сантиметров. А ты, Маша, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая Машу, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом вы можете говорить ей разные приятные вещи, например: "Я рад, что ты учишься со мной в одном классе", "Я люблю с тобой играть", "Ты моя подружка", "Ты мне нравишься" и т.д. Вы можете высказать ей свои пожелания, например: "Я желаю тебе прекрасного и приятного дня", "Я желаю тебе, чтобы твоя мама выздоровела", "Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей" и т.д. А тебе, Маша, возможно, удастся почувствовать, как мы все любим тебя и дарим тебе свои самые лучшие чувства.
А теперь начнем окрашивать Машу золотыми красками и своей любовью...
Всякий раз сами принимайте участие в "окрашивании" и говорите "ученику дня" приятные слова. Через две-три минуты подайте сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки и остановиться. Маша, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар".
Сладкая проблема.
В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра — хороший повод поговорить о справедливости.
Материалы: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью; каждой паре детей — по одной салфетке.
Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...
А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...
Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.
А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.
И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым...
Правда и ложь.
Это очень интересное занятие, в ходе которого дети могут лучше узнать друг друга. Оно особенно хорошо подходит для начала учебного года, когда начинается новый этап жизни, поскольку дает детям возможность узнать друг друга глубже и с разных сторон. Кроме того, эта игра заставляет задуматься об истине, лжи, заблуждении. Каждый ребенок может проверить, насколько реалистично он может оценить других детей.
Сядьте, образуя круг. Представьте себе, что все мы выпили волшебный напиток. Когда кто-нибудь его выпьет, он обязательно должен два раза сказать правду и один раз соврать. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас сказал о себе три вещи, две из которых были бы правдой, а одна ложью. Остальные должны попробовать отличить одно от другого. Сначала буду говорить я...
Покажите детям на своем примере, что речь не должна идти о чем-то поверхностном или формальном. Потом дайте им возможность угадать, какие Ваши утверждения были правдивыми, а какое ложным. Подождите со своим ответом до тех пор, пока все желающие не получат возможность высказать свою догадку. Потом передайте слово своему соседу справа или слева.
Доброе утро.
Используемый в игре микрофон поможет вам начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства детей и единство класса. Каждый ребенок получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.
Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный).
Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.
Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего говорить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей.
Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях: когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное.
Волшебная подушка.
Эта игра дает детям возможность выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие члены группы внимательно эти желания выслушивают и принимают всерьез. В конечном итоге вся группа может еще теснее сплотиться. Здесь Вы, как учитель, имеете возможность открыть для себя какие-то новые, личные стороны внутреннего мира ребенка, а позднее учесть и поддержать те или иные его желания или потребности.
Материалы: Небольшая подушка, на которой может поместиться один ребенок.
Сядьте, образуя круг. Я принесла вам сегодня волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании, может быть, самом важном. Возможно, оно будет связано с кем-то из ребят в классе, или со мной, или со школой в целом. Но это может быть и совсем другое желание, например, чтобы у родителей было больше времени для вас, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас появилась своя комната и т.д. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: "Я хочу..." Все остальные будут внимательно его слушать. Рассказчик сам решает, кому он передаст подушку дальше. После того как мы выслушаем желания всех ребят, мы можем поделиться впечатлениями.
Предлагая детям интерактивные игры, учитель тем самым дарит им совершенно особое время. В ходе игры дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. Учитель помогает детям осознать свои ценности и установить приоритеты, стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.
Список используемой литературы:
1.Безруких М.М.Здоровьесберегающая школа. – Москва: Просвещение, 2004.2.Безруких М.М.Трудности обучения в начальной школе. – Москва: АСТ, 2004.3.Волков Б.С.Младший школьник. Как помочь ему учиться. – Москва: Академический проект, 2004.4.Ефимова С.П.Как помочь первокласснику хорошо учиться. – Москва: АСТ, 2003.5.Мухина В.С.Шестилетний ребенок в школе. – Москва: Просвещение, 1990.6. Ускова С.А.Психологическая готовность ребенка к школе. – Москва: СФЕРА, 1998.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×