«Адаптация ребенка в детском саду»

Автор: Можарова Елена Ивановна

 «Адаптация ребенка в детском саду»


Проблема адаптации ребёнка к условиям детского сада.

         Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято считать процесс вхожденения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении, занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях в условиях дошкольного учреждения, нужно рассматривать, как процесс, или приспособление функцией организма ребёнка к условиям существования в группе.

Значение адаптации для здоровья ребёнка.

          Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении - 6 месяцев, пока у ребёнка ещё не выработался стереотип на домашние условия, а самая критическая ситуация для адаптации это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние, у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряжённое состояние, ребёнок попадет под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации. Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях.

Как помочь ребёнку в период адаптации.

         Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду!? Как его будут поить, кормить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого всё происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребёнка в детском саду!? Это волнение усугубляется, если ребёнок не хочет расставаться с привычками и близкими, отказывается идти порой в группу. Мамы проникаются ещё большим сочувствием к ребёнку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слёзы ребёнка, молча, ведут их в детский сад. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад. Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие, делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи, проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, бояться не только, расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей!? Причины могут быть разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек; неумение занять себя игрушкой. Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и многое другое.

         Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослыми и со сверстниками. Особенно при вхождении в группу страдают те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама-ребёнок, бабушка-ребёнок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта, весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателями. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми, определят характер поведения.

          Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться ото всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними людьми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. Чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее. Общение ребёнка связано с игрой, учёбой, трудом, оно воспринимается, как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребёнка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться. Научить, ребёнка вступать в общение с взрослыми и детьми - важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение. Особое значение в период адаптации и привыкания ребёнка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и так далее. Очень трудно даётся детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям ДОУ, успешно развиваются умственно и нравственно, растут здоровыми детьми.

Рекомендации родителям.

         Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребёнка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять форму поведения. Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в распорядок дня дома. Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих вас проблем, связанных с детским садом. Планируйте своё время так, что бы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Как можно раньше познакомьте ребёнка с детьми и педагогами группы, в которую он в скором времени придёт. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Подчёркивайте, что ваш ребёнок, как и прежде дорог вам и любим.

Для родителей:

         Когда вы, приходите в детский сад, попросите познакомить вас с группой, куда будет ходить ребёнок, с сотрудниками работающие там. В адаптационный период не желательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные. Для детского сада потребуются определённые вещи. Пусть ребёнок пойдёт покупать вместе с ВАМИ. Позаботьтесь о том, что бы все вещи были максимально удобны и просты без лишних застёжек и пуговиц. Обувь должна быть на застежке. Накануне первого посещения детского сада, необходимо напомнить малышу, что завтра он идёт в группу, и ответить на все вопросы малыша. Рекомендуется укороченный день. Ваше вежливое и приветливое отношение к сотрудникам детского сада расположит к общению с ними.

Факторы, влияющие на адаптацию.

         В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы: Состояние здоровья и уровень развития. Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку с близкими людьми. Изменение условий жизни дети до полутора лет.

         Биологические и социальные факторы. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенные значения. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребёнка, правильного режима, соответствующего возраста. Уровень тренированности адаптационных возможностей. Формирование этого навыка должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики. Все эти факторы важно знать, что бы облегчить адаптацию ребёнка в ДОУ.

Исход адаптации.

 

         Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест; быстро засыпает, вовремя просыпается; играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребёнка: если с ребёнком систематически занимаются дома, то ребёнок растёт общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за 10-12 дней. Если у ребёнка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяцы и более.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x