Адаптированная программа по музыке для 7 класса | Попова Светлана Николаевна. Работа №240308
Автор: Попова Светлана Николаевна
Программа по музыке для обучения учеников с ОВЗ в 7 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 81
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № __ от
«__» декабря 2018 г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
от __.01.2018г. №____
Директор МБОУ СОШ № 81
*************
______________________
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
Класс: 7
Ученик: ________
Учитель: Попова С. Н.
2018
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________________
****************
«___» января 2018 г
Рассмотрено «Согласовано»
на заседании ШМО ______________
Протокол № _ от *************
«__» января 2018г «__» января 2018 г
Руководитель ШМО
_____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Музыка» для ученика 7 класса ******* составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»), на основе Программы по музыке и учебника (УМК) Алеева В. В., Науменко Т. И., рекомендованного к использованию в образовательном процессе (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Цели изучения предмета: формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Коррекционные: ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция -развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция -развитие памяти; коррекция -развитие внимания
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучающихся с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
У ученика будут сформированы:
- развивать музыкально эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально –ценностном, заинтересованном отношении к музыке.
- совершенствовать художественный вкус.
- овладевать художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- Ученик получит возможность для формирования:
- навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательноймузыкально-учебной деятельности;
- навыков сотрудничества в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач;
- навыков достижения личностных результатов,
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека.
В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем основного общего образования.
Метапредметные результаты– овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
- характеристика личного здоровья как социокультурного феномена, его объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
- планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом индивидуальных возможностей и требования сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей особого ребенкапо их достижению;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
-анализироватьсобственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
–проявлять творческую инициативуи самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
–размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Ученик получит возможность научиться:
–учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–различать способ и результат действия;
–в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
–самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
–осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об искусстве, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–строить сообщения в устной и письменной форме;
–ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
–осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
-применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
–иметь аргументированную точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной кльтуры;
–устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–владеть рядом общих приемов решения задач.
–осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
–создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
–осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
–адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–формулировать собственное мнение и позицию;
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
–строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
–задавать вопросы;
–контролировать действия партнера;
–использовать речь для регуляции своего действия;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
–учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
Ученик получит возможность научиться:
–учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
–задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
–осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Хоровое пение
Ученик научится:
1. Петь Гимн Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знать о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Ученик получит возможность научиться:
1. Иметь представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Уметь исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3.Первоначальным навыкам игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеть основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основам музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся с учетом особенностей с ОВЗ
учащиеся должны знать:
- роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4);
- паузы (долгие, короткие);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные лож-ки, бас-балалайка).
учащиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом пение окружающих;
- применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ученик научится:
понимать главные особенности содержания и формы в музыке, осознавать их органические взаимодействия;
уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражать это умение в размышлениях о музыке;
уметь находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;
уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике);
осмысливать характер развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
Ученик получит возможность научиться:
понимать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма);
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности — исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, уметь вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
О единстве содержания и формы в художественном произведении.
Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ.
Музыку трудно объяснить словами.
В чем состоит сущность музыкального содержания.
Каким бывает музыкальное содержание
Музыка, которую можно объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».
Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ
Лирические образы в музыке.
Драматические образы в музыке.
Эпические образы в музыке.
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
«Память жанра».
Такие разные песни, танцы, марши.
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ
«Сюжеты» и «герои» музыкального произведения.
Что такое музыкальная форма
«Художественная форма — это ставшее зримым содержание».
Виды музыкальных форм
Почему музыкальные формы бывают большими и малыми.
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.
О роли повторов в музыкальной форме.
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь»: двухчастная форма.
«Ночная серенада» Пушкина — Глинки: трехчастная форма.
Многомерность образа: форма рондо.
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича: вариации. Музыкальная драматургия
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Музыкальный порыв.
Развитие образов и персонажей в оперной драматургии.
Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь».
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Формула красоты.