Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Адаптированная рабочая программа для детей с лёгкой умственной отсталостью 8 класс | Гончарова Зинаида Васильевна. Работа №240189

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гончарова Зинаида Васильевна
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающегося с интеллектуальными нарушениями.  Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающегося с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у него наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Ростовская область, Милютинский район, ст. Милютинская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Милютинская средняя общеобразовательная школа

 

 

"Утверждаю"

 

Директор МБОУ Милютинской СОШ приказ от ____________

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

по биологии 8 класс

индивидуальное обучение на дому

 

 

 

Количество часов 64 часа

 

Учитель _________

 

 

ст. Милютинская

Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

Раздел № 1 УМК

Для реализации данной программы используется следующий учебно-методический комплект:

Биология.

Животные

.

8

класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII

вида/

А.И. Никишов, А.В. Теремов

. –

10-е изд. -

Москва: Просвещение, 201

4

.

Пояснительная записка

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающегося с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающегося с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у него наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Естествознание как учебный предмет в специальной (коррекционной)
школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего разви-
тия учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение
естествознания расширяет кругозор детей об
окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и соци-
ально-экономические процессы во взаимосвязи

Цель: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания неживой и живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе.

 Основными задачами изучения биологии являются:

Сообщение учащ

е

м

у

ся знаний об основных элементах неживой природы

(

воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы ( о строении и жизни растений и животных, а также об

организме человека и его здоровье)

Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

Проведение через весь курс экологического воспитания

(

рас

с

мотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

Первона

чальное ознакомление с приемами  выращивания некот

о

рых растени

й(

комнатных и на школьном участке) и  ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

    В 8 классе учащийся знакомится с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получает сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

 

Коррекционно-развивающие задачи по биологии:

1. Корректирование и развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе между животными.

2. Корректирование познавательной возможности и интересов.

3. Развитие познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

4. Развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти.

5. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности учащихся.

6. Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе через экскурсии, беседы.

Коррекционная направленность обучения осуществляется за счет использования коррекционно-развивающих упражнений, игр, увеличение количества тренировочных упражнений, преподавания материала небольшими дозами с постепенным его усложнением за счет использования занимательных форм, увеличения количества иллюстрируемого материала.

. Основные виды организации учебного процесса.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие

;

игровые;

Личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Раздел №2 Планируемые результаты

Личностные:

- осознание себя как члена общества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, животным, необходимости их сохранения ;

-бережное отношение к животному миру нашей планеты;

- уважение к миру природы.

Предметные:

Минимальный уровень:

- единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;

- осознавать основные принципы объединения объектов в различные группы;

- понимать элементарную иерархию изучаемых объектов и явлений;

- знать правила поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы; - знать правила здорового образа жизни в объеме программы;

- взаимодействовать с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;

- находить информацию в дополнительных источниках (по заданию педагога);

- владеть полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях; - использовать знания и умения для получения новой информации по заданию педагога.

Достаточный уровень:

- обобщенные представления об объектах неживой и живой природы;

- осознавать основные взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

- объяснять происходящие явления и описывать состояние объекта и его изменение в неживой и живой природе;

- пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ЭОР (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);

- самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействовать с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;

- владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях, переносить сформированные знания и умения в новые ситуации, ориентироваться на имеющиеся знания и умения с целью личной предпрофессиональной ориентировки.

Учащийся должен знать:

• основные отличия животных от растений;

• признаки сходства и различия между изученными группами животных;

• общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

• места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

•названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

• кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

• устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

• проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

• рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Базовый уровень

Минимально-необходимый уровень

Учащийся должен знать:

- основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащийся должен уметь:

- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

Учащийся должен знать:

- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

 

 

 

 

 

 

 

Учащийся должен уметь:

- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

 

 

Раздел №3 «Содержание учебного предмета»

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви-паразиты(глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Общие признаки насекомые. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.I

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

Живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;

Фильмов о насекомых.

Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные

Общие признаки земноводных Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Внутренне строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки.

Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы.

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спиной мозг, нервы. Значение. Внутреннее строение млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний и вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные

Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Практические работы на животноводческих фермах.

Экскурсии

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-нибудь питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных за их кормлением и уходом.

Практическая работа

На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю

Раздел №4 Тематическое планирование»

 

п/п

Наименование темы.

Кол-во часов

Дата

Введение (2 часа)

 

 

Многообразие животного мира.

1

 

Значение животных и их охрана

1

 

 

Раздел 1. Беспозвоночные животные – 12 часов

 

 

Общие признаки беспозвоночных животных

1

 

 

Глава 1. Черви -2 часа

 

 

Черви. Общие признаки червей. Дождевой червь

1

 

Круглые черви – паразиты человека

1

 

 

Глава 2. Насекомые -9 часов

 

 

Насекомые. Общие признаки насекомых

1

 

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

 

Бабочка-капустница. Яблонная плодоножка

1

 

Майский жук

1

 

Комнатная муха. Медоносная пчела

1

 

Тутовый шелкопряд

1

 

Опасный пришелец из Колорадо.

1

 

Экскурсия «Неутомимые санитары леса».

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Черви», «Насекомые»

1

 

 

Раздел 2.Позвоночные животные – 53 часа

 

 

Общие признаки позвоночных животных

1

 

 

Глава 3. Рыбы – 8 часов

 

 

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб

1

 

Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения. Нервная система. Размножение рыб

1

 

Речные рыбы

1

 

Морские рыбы

Демонстрация фильма «Жизнь морских животных»

1

 

Рыболовство и рыбоводство.

1

 

Рациональное использование и охрана рыб

 

 

Многообразие рыб

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Рыбы»

1

 

 

Глава 4. Земноводные – 3 часа

 

 

Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки

1

 

Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки

1

 

Хвостатые родственники лягушки. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

1

 

 

Глава 5. Пресмыкающиеся – 4 часа

 

 

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

1

 

Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся.

1

 

Многообразие пресмыкающихся.

Демонстрация влажного препарата.

1

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Земноводные», «Пресмыкающиеся»

1

 

 

Глава 6. Птицы - 12 часов

 

 

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

1

 

Особенности скелета птиц

1

 

Особенности внутреннего строение птиц

1

 

Размножение и развитие птиц

1

 

Птицы, кормящиеся в воздухе

1

 

Птицы леса.

1

 

Хищные птицы.

Демонстрация фильма о хищных птицах.

1

 

Птицы пресных водоёмов и болот

1

 

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

1

 

Нелетающие птицы. Презентация.

1

 

Домашние куры, утки и гуси. Птицеводство.

1

 

 

Глава 7. Млекопитающие - 14 часов

 

 

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих

1

 

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

Демонстрация скелета.

1

 

Внутренние органы млекопитающих.

1

 

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека.

1

 

Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов

1

 

Хищные звери.

1

 

Дикие пушные хищные звери

1

 

Домашние хищные звери

1

 

Ластоногие

1

 

Китообразные

1

 

Парнокопытные

1

 

Непарнокопытные

1

 

Приматы

1

 

 

Глава 8. Сельскохозяйственные млекопитающие – 10 часов

 

 

Корова

1

 

Содержание коров на фермах. Выращивание телят.

1

 

Овцы

1

 

Содержание овец и выращивание ягнят

1

 

Верблюды

1

 

Северные олени

1

 

Домашние свиньи

1

 

Итоговая контрольная работа

1

 

Домашние лошади

1

 

Содержание лошадей и выращивание жеребят

1

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ Милютинской СОШ

 

______________

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по организации

индивидуального обучения

____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×