АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ☼
Автор: Коваленко Наталья Владимировна
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Н.В. Коваленко
МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка
Движущей силой и источником профессионального саморазвития учителя является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Наиболее существенными объективными причинами, порождающими эту потребность, являются объективные и разумные требования, предъявляемые руководителями учебного заведения, школьниками их родителями. Субъективным фактором достижения вершин служит мотивация профессиональной деятельности.
В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности специалиста. В реализации обозначенных задач ведущую роль играет новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке - акмеология. Предмет данной науки - закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к профессиональной деятельности [1].
Истоками педагогической акмеологии являются труды Н.В. Кузьминой и представителей ее научной школы. Глубокие, содержательные исследования известных педагогических психологов А.А. Бодалева (1993), А.А. Деркача (2000), М.Т. Громковой (2003), Е.А. Климова (1996), Н.Н. Никитиной (2002), Л.М. Митиной (2004) и др. посвящены изучению характерных особенностей педагогического мастерства, психологии труда и профессионального развития учителя. Эти исследования привели к пониманию педагогического труда как целостной и развивающейся реальности [2].
Важным этапом в развитии профессионального мастерства специалиста является система повышения квалификации. С учетом данного обстоятельства в Институте повышения квалификации г. Новокузнецка на кафедре теории и методики общего образования ведется большая работа по совершенствованию учебного процесса, а также научные исследования по разработке новых подходов к системе повышения квалификации учителя, способствующие поэтапному становлению личности учителя-профессионала.
Ответственность учителя, связанная с формированием духовного, психического, социального и физического здоровья подрастающего поколения требует не только знания профессиональной деятельности, но и особого отношения к педагогическому процессу, проявляющегося в позиции педагога. Установленные новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно ФГОС ООО, вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования [3]. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося и, следовательно, проявления гуманистической педагогической позиции.
Гуманистическая педагогическая позиция рассматривается нами как интегральная характеристика педагогической деятельности. Сущность педагогической позиции обусловлена единством трех компонентов: ненасилие, основанное на принятии нравственных ценностей; субъектность и личностное взаимодействие. Высшее проявление сформированной гуманистической позиции - устойчивая ориентация на личностное взаимодействие, базирующаяся на субъектной реализации нравственных ценностей. Акмеологический профессионализм проявляется не только в высокой результативности деятельности, но и в гуманистической направленности на развитие личности обучающихся средствами отдельных учебных предметов.
Учитывая, что основополагающими категориями акмеологии на данном этапе ее развития являются «профессионализм» и «компетентность», мы выделяем профессионализм деятельности – как качественную характеристику субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Профессионализм личности рассматривается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие [2].
В ходе эксперимента исследовался уровень реализации рефлективной компетентности педагогов. Рефлексивная компетентность это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности. Это определение указывает на прямую связь рефлексивной компетентности с достижениями высших результатов в личностном и профессиональном развитии, т.е. на ее акмеологический характер.
В процессе повышения квалификации учителей мы определили, что, наиболее эффективное развитие рефлексивной компетентности достигается при использовании рефлексивных методик обучения и создании акмеологических условий, а именно: наличие одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной деятельности, организация рефлексивной среды. Кроме этого, требуется личностная включенность участников рефлексивных практикумов в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения. В результате достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение личностного опыта - того, что способствует достижению высоких результатов в деятельности.
Акмеологическое значение рефлексивной компетентности состоит в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности. Рефлексивная компетентность - акмеологический феномен, способствующий достижению наивысших результатов в профессиональной деятельности, поскольку специалисты данного направления несут ответственность и за интеллектуальное, и за физическое, и за духовное развитие личности.
Литература
1. Акмеология / Учебник. Под общ. ред. А.А. Деркача. РАГС, М., 2002.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия. / И.А Зимняя // М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 269 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М - во образования и науки РФ. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2013. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-030326-2.