Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Активизация познавательно-исследовательской деятельности через путешествие по"реке времени" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: olga kuzmenko

В связи с приходом ФГОС вся образовательная деятельность в детском саду стала носить развивающий характер.  Свою работу по развивающей технологии,  я планировала на основе методики Н.В.Коротковой "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Составила план по позновательно-исследовательской деятельности начиная со средней группы. В раннем детстве познавательная деятельность представляет собой простое, бесцельное экспериментирование с вещами (цвет, форма, назначение). К старшему возрасту, познавательная деятельность становится осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Исследовательская активность ребёнка смещается с окружающих вещей к более отвлечённым предметам, не входящим в его непосредственный опыт. Я поставила перед собой цель: сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними. Для достижения поставленной цели я использовала такую форму  исследования, как путешествие по "реке времени". Составила перспективный план с учётом тематических недель. Для каждого занятия нужен был интересный отправной момент, который не оставлял бы детей равнодушными. Это реальные события- "Новый год", истоки празднования Нового года на Руси. Знакомила с обычаями, обрядами, с праздниками "Рождество", "Масленица".Изготавливали маски, наряжались,разучивали песни-колядки. Использовала специально смоделированные события- вносила в группу предметы старины или их изображение. Домовёнок Кузя  рассказывал о том, как в старину пряли шерсть, ткали половики. Составила проект занятия "По горам по долам ходят шуба, да кафтан", знакомила с матрёшкой с ремеслом изготовления матрёшки разными умельцами. Предлагала детям самим расписать матрёшек. Для ознакомления с нашей планетой внесла в группу глобус, разработала интегрированный план по теме недели "Родная страна(Космос)". Путешествовали по "реке времени" - "Первые летательные аппараты и аппараты будущего". Привлекала в свою работу родителей, они вместе с детьми изготовили макеты летательных аппаратов. К Дню Победы провела экскурсию к стене Памяти, на карте страны отметили флажками Города-Герои. На тематической неделе "Времена года"- Кузя рассказал как определяли погоду в старину, а дети рассказали, как мы узнаём о погоде сейчас. На неделе ""Моя семья" - знакомились с историей семьи. Родители вместе с детьми сделали генеалогическое древо, стенгазеты об истории семьи, провели совместное мероприятие о семье. Много вопросов вызвали воображаемые события происходящие в художественных произведениях, которые мы читали. О путешествии Незнайки и его друзей на воздушном шаре, о приключениях девочки Элли по пути в Изумрудный город. И наконец стимулом к исследованию стали события происходящие в жизни группы- Станислав принёс коллекцию динозавров и мы сделали выставку о динозаврах. Дети дополняли выставку другими экспонатами,рассматривали энциклопедии о жизни этих животных.Проводила другие путешествия по темам -транспорт, освещение, защитники Отечества,олимпийские игры и т. п. Во всей работе я использовала "модель трёх вопросов" привлекала родителей к поиску ответов на вопросы детей. Дети с интересом включались в поисковую деятельность, самостоятельно делали маленькие открытия, с интересом слушали истории из жизни старшего поколения. Используя такую форму работы в развитии детей, я не преследовала цели знакомить их с деталями географических, исторических сведений.Главное я постаралась создать в воображении детей живые образы прошлого через яркие "метки"-символы. Для этого я изготовила  карту-панно, на которой полосой синего цвета обозначила "реку времени"Вдоль "реки времени"наметила несколько "остановок- "Древность", "Старина", "Наше время"-отметила их соответствующими иллюстрациями. Для работы подбирала материал- картинки для выстраивания временных рядов. Всю работу разбила на несколько этапов:

Актуальность темы- навести детей на постановку вопросов и проблем. "Как путешествовать по океану, где нет указателей и дорог?", "Какими средствами передвижения пользовался человек  в древности, в старину?".

Обсуждение идей, предложений по поводу возникших вопросов. Здесь использавала предметный и иллюстративный материал.

Опытная проверка На данном этапе проводилась работа в центрах. Дети самостоятельно находили ответы на вопросы, действовали с предметами, затем собирались вместе для сбора общей информации, делали отметки на "реке времени"

.Использование предметного материала в самостоятельной деятельности -последний этап работы. Дети сами дополняли панно принесёнными картинками, предметами, из которых создали мини-музеи "Изба", "Космос", собрали коллекцию "Транспорт". Бабушки принимали активное участие в праздниках, в октябре в капустную неделю солили  с детьми капусту, рассказывали о своём детстве. Эта работа проводилась не только в нашей группе, но и органично сочеталась с работой всего детского сада. Чтобы добиться положительного результата. я использовала в своей работе продуктивную деятельность,как закрепление полученных знаний и умений.Рисовали времена года, мой посёлок, изготавливали игрушки своими руками, делали маски для праздников, украшали русские костюмы, лепили, расписывали игрушки, посуду. Большое внимание уделяла работе детей в центрах.

Центр науки исследовали предметы, проводили опыты, путешествовали по "реке времени" , по карте.

Центр искусства рисовали ,лепили, расписывали, делали коллажи.

Центр книги рассматривали иллюстрации, заучивали стихи, делали журналы, книжки-малышки,драматизировали сказки.

Центр конструирования делали макеты, мебель 

Центр дидактической игры  знакомились с профессиями, животным и растительным, предметным миром.

Центр сюжетной игры организовывали игры на основе полученной информации: космонавты, почта, библиотека, спасатели, фабрика игрушек, пожарные и т.д.

Поставленной цели я добилась, дети стали интеллектуально активнее, решительнее, научились самостоятельно находить ответы на вопросы, сами задавать вопросы, работать в коллективе, Чувствовать себя полноправными партнёрами взрослого. Результатом работы явилось повышение эмоциональной отзывчивости, способности решать интеллектуальные задачи, находить выход из проблемной ситуации. 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×